Дело № 12-81/2021
(УИД 24RS0027-01-2021-000094-97)
Р Е Ш Е Н И Е
13 апреля 2021 года г. Кодинск
Судья Кежемского районного суда Красноярского края Гарбуз Григорий Сергеевич, находясь в суде по адресу: ул. Михайлова, д. 1, каб. 236,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 12-81/2021 по жалобе защитника юридического лица ООО «Карат» Горовенко А.Н. на постановления от 16 декабря 2020 года №727-12-пст/лн, №728-12-пст/лн, №729-12-пст/лн заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Министерства лесного хозяйства Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ООО «Карат»,
У С Т А Н О В И Л:
На основании постановлений №727-12-пст/лн, №728-12-пст/лн, №729-12-пст/лн от 16 декабря 2020 года ООО «Карат» признано виновным в совершении трёх административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей по каждому производству.
Не согласившись с указанными постановлениями, защитник юридического лица ООО «Карат» Горовенко А.Н. обратился в Кежемский районный суд Красноярского края с жалобами, в которых просит отменить вышеуказанные постановления от 16 декабря 2020 года, а производство по делам прекратить. В обоснование поданной жалобы заявитель указывает на то, что ООО «Карат» использует на основании договора аренды №-з от ДД.ММ.ГГГГ лесные участки, площадью <данные изъяты> га, расположенные в кварталах 7<адрес>. Правонарушение было выявлено на лесном участке, переданном в аренду ООО «Карат» в пределах лесосек, ежегодно отводимых в рубку на лесном участке и задекларированных в установленном законом порядке. В силу п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьёй или той же частью статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела. В то же время, ООО «Карат» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ постановлениями заместителя начальника отдела Министерства лесного хозяйства от 16.12.2020 №727-12-пст/лн, №728-12-пст/лн и заместителем руководителя КГКУ «Лесная охрана» от 18.12.2020 № 275/167-2020, что должно исключать повторную ответственность за одно и то же правонарушение.
В судебном заседании защитник привлекаемого юридического лица ООО «Карат» Горовенко А.Н. участия не принимал. Извещён о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом – судебным извещением, направленным по месту нахождения юридического лица, интересы которого он представляет, а также по месту жительства в г. Красноярске: ул. Норильская, д. 36, кв. 253. В деле имеется возврат почтового конверта с домашнего адреса и почтовое уведомление о вручении направленной судом корреспонденции работнику ООО «Карат» по доверенности.
Защитник Найденов А.И. подал по электронной почте до начала заседания ходатайство от имени ООО «Карат-Лес» об объединении дел в одно производство (вх. № 2929 от 12.04.2021), однако к названному ходатайству копию доверенности не приложил, по объединённым делам (№ 12-84/2021, № 12-85/2021) документов, подтверждающих полномочия действовать от имени ООО «Карат», в суд не предоставлял.
Отдельным определением от 13.04.2021 в удовлетворении ходатайства об объединении дел отказано, поскольку дела № 12-81/2021, № 12-84/2021 и № 12-85/2021 объединены 10.03.2021 (т. 3, л.д. 91), а оснований для объединения настоящего дела с другими суд не усмотрел.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явился. Извещение направлено по электронной почте и по почте, получено уполномоченным сотрудником по доверенности и является надлежащим. Ходатайств об отложении судебного заседания направлено не было.
Представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явился. Извещены о времени и месте рассмотрения дела по жалобе судебным извещением, уведомление о вручении которого имеется в деле.
Изучив материалы дела, судья приходит к выводу, что вынесенное Министерством лесного хозяйства Красноярского края постановление № 727-12-пст/лн по делу об административном правонарушении от 16 декабря 2020 года отмене либо изменению не подлежит; одновременно с этим, постановления №728-12-пст/лн, №729-12-пст/лн от 16 декабря 2020 по делу об административном правонарушении подлежат отмене, а производство по ним – прекращению ввиду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, как указано в ст. 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в том числе об оставлении постановления без изменения, либо об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Из содержания постановления № 727-12-пст/лн по делу об административном правонарушении от 16.12.2020 года следует, что ООО «Карат» привлечено к административной ответственности за совершение 15 сентября 2020 года нарушения правил пожарной безопасности в лесах, то есть правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Вина ООО «Карат» в совершении данного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении № 610-2020-прт/лн от 05.11.2020 года, в котором отражено установленное в ходе осмотра нарушение данным юридическим лицом правил пожарной безопасности в лесах, а именно: хранение в процессе заготовки древесины в квартале №, выделах № <адрес> сортиментов хвойной и лиственной деловой древесины (штабеля сортиментов деловой древесины), сдвинутых вплотную к стене леса, без произведения на местах складирования древесины противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метра (т. 1, л.д. 36-38), копией приказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 14.04.2020 № 86-621-од «Об определении начала пожароопасного сезона в 2020 году...» (т. 1, л.д. 41), копией приказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 30.09.2020 № 86-1889-од «Об окончании пожароопасного сезона в 2020 году...» (т. 1, л.д. 42), актом об участии в проверках соблюдения лесного законодательства согласно запросу в отношении ООО «Карат» на территории лесного фонда КГБУ «Кодинское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 44-45, 46), схемой лесного участка (т. 1, л.д. 47), технологической картой лесосечных работ от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 48-50), схемой разработки лесосеки (т. 1, л.д. 51), копией лесной декларации № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 53, 54-56), выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Карат» (т. 1, л.д. 57-72), копией договора аренды лесного участка №-з от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого ООО «Карат» с Агентством лесной отрасли Красноярского края (т. 1, л.д. 73-83), копией акта приёма-передачи лесного участка в аренду (т. 1, л.д. 84-85), копией приказа заместителя Министра лесного хозяйства Красноярского края от 03.09.2020 № 86-1694-од об участии в проведении проверки соблюдения лесного законодательства на территории государственного лесного фонда <адрес>ов <адрес> (т. 1, л.д. 86).
Имеющиеся в деле доказательства составлены в соответствии с положениями закона и являются допустимыми. Должностным лицом при вынесении постановления правильно оценены фактические обстоятельства дела, исследованы все доказательства, и действия ООО «Карат» обоснованно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ как нарушение правил пожарной безопасности в лесах, поскольку материалами дела установлено, что данным юридическим лицом допущено нарушение в части размещения в лесах отходов производства и потребления, а конкретно: хранение в процессе заготовки древесины на погрузочной площадке в квартале №, выделах № Чикогдинского участкового лесничества сортиментов хвойной и лиственной деловой древесины (штабеля сортиментов деловой древесины) – девяти штабелей, сдвинутых вплотную к стене леса, без произведения на местах складирования древесины противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метра.
В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (действовавших на момент совершения правонарушения, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении) меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
В силу п. 21 вышеуказанных Правил, складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров – 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более – 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров – 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более – 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах – двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
ООО «Карат» в соответствии с условиями договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ обязано было соблюдать правила пожарной безопасности на лесных участках, переданных данному юридическому лицу в пользование по договору аренды, вместе с тем, актом об участии в проверках соблюдения лесного законодательства от 15.09.2020, фототаблицей к нему, схемой разработки лесосеки, протоколом об административном правонарушении и другими доказательствами подтверждается, что работниками ООО «Карат» не были выполнены требования, предъявляемые к складированию заготовленной древесины, а именно: осуществляли складирование в пожароопасный период девяти штабелей с заготовленной древесиной вплотную к стене леса, без отделения противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м, следовательно, в действиях данного юридического лица имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. По названной причине доводы жалобы о том, что постановление №727-12-пст/лн по делу об административном правонарушении не содержит объективных сведений о том, что ООО «Карат» нарушило обязательные требования пожарной безопасности – отклоняются как несостоятельные.
Оснований для изменения назначенного в рамках постановления по делу об административном правонарушении №727-12-пст/лн ООО «Карат» наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей суд не усматривает, поскольку назначенное за совершённое правонарушение наказание является, по мнению суда, справедливым, соответствующим характеру и степени общественной вредности совершённого административного правонарушения.
Одновременно с этим, заслуживают внимания доводы жалобы, касающиеся повторного привлечения ООО «Карат» за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ по делам об административных правонарушениях №728-12-пст/лн и №729-12-пст/лн.
Из содержания постановлений по делу об административном правонарушении от 16.12.2020 года №728-12-пст/лн и №729-12-пст/лн следует, что ООО «Карат» привлечено к административной ответственности за совершение 15 сентября 2020 года нарушения правил пожарной безопасности в лесах, то есть правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Как следует из содержания вышеназванных постановлений, вина ООО «Карат» установлена должностным лицом Министерства лесного хозяйства Красноярского края на основании совокупности имеющихся в делах доказательств: копии приказа заместителя Министра лесного хозяйства Красноярского края от 03.09.2020 № 86-1694-од об участии в проведении проверки соблюдения лесного законодательства на территории государственного лесного фонда Богучанского и Кежемского районов Красноярского края; акта об участии в проверках соблюдения лесного законодательства согласно запросу в отношении ООО «Карат» на территории лесного фонда КГБУ «Кодинское лесничество» от 15.09.2020; договора аренды лесного участка №-з от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого ООО «Карат» с Агентством лесной отрасли <адрес>; фототаблицы, схемы разработки лесосеки, копии приказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 14.04.2020 № 86-621-од «Об определении начала пожароопасного сезона в 2020 году...», копии приказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 30.09.2020 № 86-1889-од «Об окончании пожароопасного сезона в 2020 году...», а также протокола об административном правонарушении.
При этом суд принимает во внимание, что согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В то же время в силу части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Как следует из материалов дела, вменённые в вину ООО «Карат» в рамках данных дел и дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, по которому должностным лицом 16.12.2020 вынесено постановление № 727-12-пст/лн, нарушения совершены в результате одного действия (бездействия), на территории одного района Красноярского края – <адрес>) при использовании лесных участков для заготовки древесины по одному договору аренды №-з от ДД.ММ.ГГГГ; выявлены в рамках одной проверки соблюдения Правил заготовки древесины.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями закона выявленные по результатам проверки нарушения п. 19 и п. 21 Правил пожарной безопасности в лесах, влекущие административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, подлежали рассмотрению в одном производстве с вынесением одного постановления в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие вынесенного 16.12.2020 в отношении ООО «Карат» постановления № 727-12-пст/лн по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ по событиям, имевшим место в период до 15.09.2020, выявленном в ходе осмотра лесосеки 15.09.2020, исключает возможность привлечения данного юридического лица к административной ответственности за совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, на одном и том же лесном участке, переданном в пользование по одному и тому же договору аренды.
Составление должностным лицом административного органа в отношении ООО «Карат» нескольких протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение в отношении данного юридического лица нескольких дел с вынесением административного наказания свидетельствует о необоснованности вынесения трёх постановлений с назначением по каждому наказания в виде штрафа.
При таких обстоятельствах судья приходит к убеждению о необходимости отмены постановления от 16.12.2020 № 728-12-пст/лн и постановления от 16.12.2020 № 729-12-пст/лн с прекращением по данным делам производства в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Оценивая и разрешая те доводы жалобы, в которых защитник ООО «Карат» указывает на вынесение 18.12.2020 заместителем руководителя КГКУ «Лесная охрана» постановления № 275/167-2020 за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, по одним и тем же вышеуказанным обстоятельствам, суд приходит к убеждению об отклонении данных доводов, по той причине, что последним постановлением юридическое лицо привлечено к административной ответственности за иные деяния – захламление в нарушение п. 21 Правил пожарной безопасности в лесах стены леса на площади 0,3 га в период осуществления с 26.03.2019 по 27.01.2020 деятельности по заготовке древесины, которые были выявлены в ходе осмотра мест заготовки древесины 18.09.2020, то есть в рамках другой проверки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление № 727-12-пст/лн от 16 декабря 2020 года заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Министерства лесного хозяйства Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ООО «Карат», оставить без изменения, а жалобу защитника привлекаемого юридического лица Горовенко А.Н. – без удовлетворения.
Жалобы защитника ООО «Карат» Горовенко А.Н. на постановление № 728-12-пст/лн и № 729-12-пст/лн от 16 декабря 2020 года по делам об административных правонарушениях удовлетворить.
Постановление № 728-12-пст/лн от 16 декабря 2020 года заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Министерства лесного хозяйства Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ООО «Карат», отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении ООО «Карат» прекратить по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление № 729-12-пст/лн от 16 декабря 2020 года заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Министерства лесного хозяйства Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ООО «Карат», отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении ООО «Карат» прекратить по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, путём подачи жалобы через Кежемский районный суд Красноярского края.
Судья Г.С. Гарбуз