Дело № 2-2429/2023 (УИД: 44RS0001-01-2023-000116-68)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.
при секретаре судебного заседания Макарычеве Д.М.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Костромы в интересах Соловьевой Елены Викторовны к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Костромы обратился в Свердловский районный суд г.Костромы с иском в интересах Соловьевой Елены Викторовны к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить необходимыми лекарственными препаратами, в том числе, препаратом Амиодарон своевременно в необходимом объеме по медицинским показаниям.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой г. Костромы проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой было установлено, что Соловьева Е.В., <дата> года рождения, является инвалидом II группы, наблюдается в ОПВ №3 ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1» с диагнозом ..., в связи с чем имеет право на льготное лекарственное обеспечение. При этом Соловьева Е.В. в нарушение требований законодательства необходимыми лекарственными препаратами своевременно не обеспечивается, что подтверждается информацией, представленной Департаментом здравоохранения Костромской области.
В ходе судебного разбирательства истец требования уточнила, просила возложить на ответчика обязанность организовать обеспечение Соловьёвой Е.В. необходимыми лекарственными препаратами, в том числе Амиодарон (Кордарон), Фуросемид, Диакарб, Аторвастатин, Спиронолактон, Ацетазоламид, Панангин и Пектрол своевременно в необходимом объеме по медицинским показаниям.
В судебном заседании помощник прокурора г. Костромы Ахметова Е.Г. исковые требования с учетом уточнения поддержала.
Материальный истец Соловьева Е.В. в судебном заседании не участвует, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал. Представил суду письменный отзыв, в котором указал, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается, в том числе, с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лекарственные препараты «Диакарб», «Аторвастатин», «Спиронолактон», «Панангин», «Пектрол» не включены ни в один из нижеперечисленных стандартов медицинской помощи: Стандарт медицинской помощи взрослым при гипертрофической кардиомиопатии (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение), включающий в себя, в том числе и нозологические единицы код по МКБХ 142.2 Другая гипертрофическая кардиомиопатия, утвержденный приказом Минздрава России от 02.03.2021 № 159н; Стандарты медицинской помощи взрослым при миокардитах (вместе со «Стандартом медицинской помощи взрослым при миокардитах (диагностика и лечение)», «Стандартом медицинской помощи взрослым при миокардитах (диспансерное наблюдение)»), утвержденные приказом Минздрава России от 02.03.2021 № 160н. Действительно, неработающие инвалиды II группы имеют право на получение всех лекарственных средств в соответствии с Приложением № 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Однако, для назначения лекарственных средств, не входящих в стандарт оказания медицинской помощи, должен быть соблюден порядок, установленный в ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а именно: назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. В материалах дела отсутствует заключение врачебной комиссии о назначении Соловьевой Елене Викторовне лекарственных препаратов «Диакарб», «Аторвастатин», «Спиронолактон», «Панангин», «Пектрол», в связи с чем иск в данной части не подлежит удовлетворению.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1», в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном суду отзыве указал, что разрешение требований оставляет на усмотрение суда. Дополнительно пояснил, что Соловьева Елена Викторовна <дата> г.р., наблюдается у терапевта и кардиолога в отделении поликлиники взрослых № 3 с диагнозом: .... В 2022 г. проходила лечение в отделении хирургического лечения сложных нарушений ритма и ЭКС в ГБУЗ ЯООКБ г. Ярославля, была проконсультирована кардиологом. По заболеванию рекомендованы лекарственные препараты: Юперио, Беталок-Зок, ТромбоАсс, Пектрол, Фуросемид, Диакарб (Ацетозоламид), Спиронолактон, Панангин, Аторвастатин. По решению ВК выписываются рецепты на лекарственные средства: Юперио, Аторвастатин. В соответствии с Порядком организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении, утвержденном приказом ДЗ КО № 695 от 20.12.2018 выписывание рецептов в медицинской организации осуществляется лечащим врачом (фельдшером) на основании Справочника лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, который формируется Департаментом на основании государственных контрактов, заключенных поставщиками. Все рецептурные бланки на вышеуказанные лекарственные препараты оформлены в соответствии с потребностью пациента Соловьевой Е.В.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается посредством предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно п. 2 ст. 19 Закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В силу ч. 2 ст. 80 данного Федерального закона при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1).
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п. 5 ч. 2).
В соответствии со ст. 82 данного Закона источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, согласно разделу V которой источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Так, в приложении №1 Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, названы неработающие инвалиды II группы, которые имеют право на получение бесплатно по рецепту врача всех лекарственных средств, средств медицинской реабилитации, калоприемников, мочеприемников и перевязочных материалов (по медицинским показаниям)
Приказом Департамента здравоохранения Костромской области от 20.12.2018 № 695 утверждён Порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении.
В силу п.1.3.6 к региональным льготникам относятся жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета) ( п.1.5 Порядка).
Как установлено судом, ФИО2, <дата> года рождения, является инвалидом II группы, наблюдается в ОПВ №3 ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №1» с диагнозом ...
Как следует из информации, представленной главным врачом ОГБУЗ ОБ КО №1 ФИО6, Соловьевой Е.В. рекомендовано применение следующих лекарственных средств: Юперио, Беталок-Зок,ТромбоАсс, Пектрол, Фурасемид, Диакарб(Ацетозаломид),Панангин, Аторвастатин. По решению ВК выписываются рецепты на лекарственные средства: Юперио, Аторвастатин.
Согласно выписному эпикризу ГБУЗ ЯООКБ г. Ярославля Соловьевой Е.В. назначено лечение в виде приема следующих лекарственных препаратов: Юперио 100 мг., Метопролол 50мг., ТромбоАСС 100 мг., Амиодирон (Кордарон) 200 мг., Пектрол 40 мг., Панангин.
Соловьевой Е.В. за период с 01.01.2022 г. по 12.05.2022 г. были выписаны рецепты на лекарственные средства Амиодарон (Кордарон), Фуросемид, Диакарб, Аторвастатин, Спиронолактон, Ацетазоламид, Панангин и Пектрол.
Из представленных счетов на пациента следует, что необходимыми лекарственными препаратами Соловьева Е.В. обеспечивается несвоевременно и не в полном объеме. Так, рецепты в отношении лекарственного препарата Амиодарон (Кордарон), Фуросемид, Диакарб находятся на отсроченном обеспечении. Ранее лекарственным средством Фурасемид при предъявлении рецепта 05 июля 2021 г. истец была обеспечена 18 февраля 2022 г. Рецепт в отношении лекарственного препарата Аторвастатин был предъявлен в аптечную организацию 30 июня 2022 г., а обслужен был 29 сентября 2022 г., затем 29 августа 2022 г., а обслужен был только 11 ноября 2022 г. Рецепт на лекарственный препарат Панангин был предъявлен в аптечную организацию 14 апреля 2022 г., а обслужен был 24 апреля 2022 г. Рецепт на лекарственное средство Спиронолактон был предъявлен в аптечную организацию 02 февраля 2021 г., а обслужен был 08 февраля 2021 г., затем 09 сентября 2021 г., а обслужен был 08 февраля 2022 г., Рецепт в отношении лекарственного препарата Пектрол был предъявлен для обслуживания 29 декабря 2020 г, а обслужен был только 18 февраля 2022 г. Рецепт в отношении лекарственного препарата Ацетазоламид был предоставлен в аптеку 01 июня 2022 г., был обслужен только 15 июня 2022 г., затем 30 июня 2022 г., был обслужен 09 июля 2022 г.
Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти. Истец Соловьева Е.В. является инвалидом II группы, что, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, дает ей право на обеспечение лекарственными препаратами бесплатно. В силу этого истец должен быть обеспечен лекарственными средствами в необходимом размере.
В судебном заседании истец Соловьёва Е.В. пояснила суду, что необходимыми лекарственными препаратами в 2022, 2023 г.г. она обеспечивается не вовремя.
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с п. 27 Положения Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50% за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Оценивая доводы представителя ответчика, что препарат: диакарб, аторвастатин, спиронолактон, панангин, пектрол- не включены в стандарты медицинской помощи, следовательно для их назначения должен быть соблюдён порядок, установленный в ч. 15 ст. 37 ФЗ РФ от 21.11. 2011 « 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», т.е. по решению врачебной комиссии, суд находит их несостоятельными.
Из материалов дела усматривается, что истец Соловьёва Е.В. наблюдается у терапевта и кардиолога с диагнозами: ...
Так, как следует из Государственного реестра лекарственных средств, лекарственное средство «Диакарб» имеет международное непатентованное или химическое наименование «Ацетазоламид», который входит в перечень лекарственных препаратов указанных в Стандарте медицинской помощи взрослым при хронической сердечной недостаточности( диагностика, лечение и диспансерное наблюдение), утвержд. Приказам Министерства здравоохранения РФ от 20 апреля 2022 г. № 272-н
Лекарственное средство «Аторвастатин» входит в состав лекарственных средств, указанных в Клинических рекомендациях «Острый инфаркт миокарда с подъёмом сегмента ST электрокардиограммы» и Стандарт медицинской помощи взрослым при остром инфаркте миокарда с подъёмом сегмента ST электрокардиограммы( диагностика, лечение и л диспансерное наблюдение), утвержд Министерством здравоохранения РФ от 10 июня 2021 г. № 612н.
Лекарственное средство «Спиронолактон» согласно данных Государственного реестра лекарственных средств это международное непатентованное или химическое наименование лекарственного средства с торговым наименованием «Верошпилактон».Данное лекарственное средство включено Стандарт медицинской помощи взрослым при хронической сердечной недостаточности( диагностика, лечение и диспансерное наблюдение), утвержд. Приказам Министерства здравоохранения РФ от 20 апреля 2022 г.
Лекарственное средство «Панангин» - это торговое наименование препарата «Калия и магния аспарагинат»(данные из Государственного реестра лекарственных средств»). Данное лекарственное средство включено в Стандарт специализированной медицинской помощи при сердечной недостаточности, утверж. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2012 г. № 1554н.
Применение лекарственного средства «Пектрол» предусмотрено Отраслевым стандартом. Протокол ведения больных. Сердечная недостаточность(150) ОСТ 91500.11.0002-2002.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и возложения на Департамент здравоохранения Костромской области обязанности обеспечить Соловьеву Е.В. лекарственными препаратами Амиодарон (Кордарон), Фуросемид, Диакарб(Ацетазоламид), Аторвастатин, Спиронолактон(Верошпилактон), Панангин(Калия и магния аспарагинат), Пектрол в необходимом объеме по медицинским показаниям.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Костромы в интересах Соловьевой Елены Викторовны к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами -удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Соловьевой Елены Викторовны, <дата> года рождения, лекарственными препаратами Амиодарон (Кордарон), Фуросемид, Диакарб(Ацетазоламид), Аторвастатин, Спиронолактон(Верошпилактон), Панангин(Калия и магния аспарагинат), Пектрол в необходимом объеме по медицинским показаниям
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова
Решение принято в окончательно форме: 30 июня 2023 года
Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова