Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1599/2023 от 13.06.2023

УИД 63RS0-56

    РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес>                               27 июня 2023 года

Куйбышевский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего                 Кузиной Н.Н.

с участием прокурора                   ФИО3

при секретаре                            ФИО4,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента управления имуществом г.о.Самара к ФИО2 об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, встречному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд иском, в котором, с учетом последующего уточнения, просил изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> путем выкупа у ФИО2, в том числе стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок за 896 131 руб. Прекратить право собственности ФИО2 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. После выплаты денежной компенсации ФИО2 признать право собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> за муниципальным образованием г.о. Самара. Снять ФИО2 с регистрационного учета по указанному адресу.

В обоснование иска указано, что распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от <дата> многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в государственную программу <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <дата> года» до 2024 года, утвержденную Постановлением <адрес> от <дата> . Собственником указанного жилого помещения является ФИО2 Согласно справке о зарегистрированных лицах, в спорном жилом помещении зарегистрирован ответчик. Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения площадью 29,6 кв.м., находящегося в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, расположенным по адресу: <адрес>, выполненному ООО «Финэкс», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 896 131 руб. Однако ответчик до настоящего времени не выразила своего согласия на заключение соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд. Ссылаясь на изложенное, просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела ответчиком ФИО2 предъявлен встречный иск к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, в котором она просит обязать ответчика предоставить равноценное жилое помещение общей площадью не менее 29,6 кв.м., в границах г.о.Самара, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям для проживания.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Отдел полиции по <адрес> У МВД России по <адрес>.

В судебном заседании представитель истца-ответчика Департамента управления имуществом городского округа Самара – ФИО5, действующий на основании доверенности, просил исковые требования удовлетворить, во встречных исковых требованиях отказать.

В судебном заседании представитель ответчика-истца ФИО2 - ФИО6, действующий на основании доверенности, исковые требования Департамента управления имуществом городского округа Самара не признал, встречные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

В судебное заседание представители третьих лиц Управления МВД России по <адрес>, ОП по <адрес> УМВД России по <адрес> не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя истца-ответчика, представителя ответчика-истца, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении иска Департамента управления имуществом г.о. Самара отказать, а встречные исковые требования удовлетворить, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что распоряжением первого заместителя главы Администрации г.о. Самара от <дата>, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Указанный дом включен в государственную программу <адрес>, утвержденную Постановлением правительства <адрес> от <дата> . Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета <адрес>.

Постановлением Администрации г.о. Самара от <дата> принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей, в том числе <адрес> общей площадью 29,6 кв.м.

Из материалов дела следует, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрирована ФИО2

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от <дата>, ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно отчету об оценке по определению рыночной стоимости жилого помещения площадью 29,60 кв.м., находящегося в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, расположенным по адресу: <адрес>, литера С, <адрес>, выполненному ООО «Финэкс», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 896 131 руб., в том числе: рыночная стоимость жилого помещения в размере 744 888 руб., рыночная стоимость доли земельного участка в размере 101 576 руб., услуги риелтора 45 000 руб., услуги грузоперевозок 4 667 руб.

В соответствии с указанным отчетом, Департаментом управления имуществом г.о.Самара подготовлен проект соглашения об изъятии жилого помещения путем выкупа и направлен в адрес ответчика.

Ответчик ФИО2 не согласна с оценкой рыночной стоимости жилого помещения и просит предоставить жилое помещение.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от <дата> №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).

Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <дата>) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Суд считает, что включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 ФЗ от 21.07.2007г №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Поскольку жилой дом, в котором расположено принадлежащее ответчику жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то ответчик имеет право выбора способа реализации своих жилищных прав.

Как установлено судом, ответчик ФИО2 намерена воспользоваться своим правом на предоставление жилья и заявила встречные требования о предоставлении ей жилого помещения, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Департамента управления имуществом г.о. Самара о выкупе у нее спорного жилого помещения не имеется, а встречные исковые требования об обязании Департамента управления имуществом г.о.Самара предоставить ей благоустроенное жилое помещение, взамен изымаемого для муниципальных нужд, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом г.о.Самара к ФИО2 об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, отказать.

Встречные исковые требования ФИО2 к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить ФИО2 в собственность жилое помещение в границах г.о.Самара, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 29,6 кв.м.

После предоставления ФИО2 жилого помещения, прекратить право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и признать право собственности на него за муниципальным образованием г.о.Самара.

Решение суда является основанием для снятия ФИО2 с регистрационного учета по адресу: <адрес> после предоставления ФИО2 жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья                            подпись                        Н.Н. Кузина

    Копия верна

    Судья                                                         Н.Н. Кузина

    Подлинник решения находится в гражданском деле Куйбышевского районного суда <адрес>.

2-1599/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Прокуратура Куйбышевского района г. Самара
Ответчики
Дорофеева Ирина Викторовна
Воронов Сергей Васильевич
Воронова Татьяна Павловна
Другие
Управление МВД России по г. Самаре
ОП по Куйбышевскому району УМВД России по г.Самаре
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Кузина Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
13.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.06.2023Передача материалов судье
13.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2023Судебное заседание
04.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее