Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-723/2022 ~ М-481/2022 от 18.05.2022

Дело №2-723/2022

УИД 29RS0017-01-2022-000835-41

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Каргополь 22 июля 2022 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Галкиной М.С.,

при секретаре Гулиевой М.Ю.,

с участием помощника прокурора Каргопольского района Богатыренко М.С.,

представителя ответчика К.О.А.,

представителя ГКУ АО «Каргопольское лесничество» К.Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Каргопольского района к администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,

установил:

прокурор Каргопольского района обратился с иском к администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

В обоснование требований указал, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства при обращении с отходами потребления, в ходе которой на земельных участках по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, 300 метров южнее от дома №8 ур. Соснино, координаты 61030//09,0// С.Ш. 38049/38,2// В.Д., площадью 50х40, Архангельская область, г. Каргополь, 200 метров восточнее земельного участка проезда Производственного, 11, кадастровый номер 29:05:070601, площадью примерно 7000 кв.м, выявлены несанкционированные свалки отходов лесопиления. Сведения о зарегистрированных правах на данный участок отсутствуют. В настоящее время на земельные участки неустановленными лицами складированы отходы, что привело к образованию несанкционированных свалок и загрязнению окружающей среды. Несмотря на наличие информации о свалках у ответчика, меры по их ликвидации длительное время не принимаются. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих районов. При этом органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами на территориях сельских поселений, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории. Неисполнение ответчиками указанных обязанностей приводит к нарушению прав и законных интересов государства и неопределенного круга лиц, то есть жителей Архангельской области, а также граждан РФ и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренную Конституцией РФ.

Просил суд возложить обязанность на администрацию Каргопольского муниципального округа Архангельской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов лесопиления, расположенные на земельном участке по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, 300 метров южнее от дома №8 ур. Соснино, координаты 61030//09,0// С.Ш. 38049/38,2// В.Д., площадью 50х40; Архангельская область, г. Каргополь, 200 метров восточнее земельного участка проезда Производственного, 11, кадастровый номер 29:05:070601, площадью примерно 7000 кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора Богатыренко М.С. требования поддержала, уточнила срок исполнения обязанности – до 01 января 2023 г.

Представитель ответчика администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области К.О.А. в судебном заседании с иском согласилась.

Представитель третьего лица ГКУ АО «Каргопольское лесничество» К.Ю.Н. с исковыми требованиями согласилась.

Заслушав стороны, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства при обращении с отходами потребления, в ходе которой на земельных участках по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, 300 метров южнее от дома №8 ур. Соснино, координаты 61030//09,0// С.Ш. 38049/38,2// В.Д., площадью 50х40, Архангельская область, г. Каргополь, 200 метров восточнее земельного участка проезда Производственного, 11, кадастровый номер 29:05:070601, площадью примерно 7000 кв.м, выявлены несанкционированные свалки отходов лесопиления.

Вышеуказанные земельные участки, на которых обнаружены несанкционированные свалки, относятся к ведению администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области.

Собственники земельных участков и лица, которые осуществляют несанкционированное складирование мусора на земельных участках, не установлены.

Пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающим, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4).

Правила благоустройства территории муниципального образования в силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, размещения и содержания малых архитектурных форм; уборки территории муниципального образования; порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования (статья 45.1).

Благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункты 36 и 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

То есть благоустройство территории муниципального образования и организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относятся к вопросам местного значения.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

Законодателем на муниципальные районы, как и на городские округа, возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что, поскольку отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования (постановление от 26 апреля 2016 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Нерюнгринский район»).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29 января 2019 г. № 258-0, указанное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13), а также Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относящего к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организацию мероприятий по ее охране в границах городского округа (ст. 7). Таким образом, новое правовое регулирование деятельности, по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.

Таким образом, требования прокурора Каргопольского района к администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области являются обоснованными.

В целом ответчик наличие свалки и свою ответственность за ее ликвидацию не оспаривает, в судебном заседании с иском согласился.

С учетом изложенного, иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

исковое заявление прокурора Каргопольского района к администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Каргопольского муниципального округа Архангельской области до 01 января 2023 г. ликвидировать несанкционированные свалки отходов лесопиления, расположенные на земельном участке по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, 300 метров южнее от дома №8 ур. Соснино, координаты 61030//09,0// С.Ш. 38049/38,2// В.Д., площадью 50х40; Архангельская область, г. Каргополь, 200 метров восточнее земельного участка проезда Производственного, 11, кадастровый номер 29:05:070601, площадью примерно 7000 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий М.С. Галкина

Мотивированное решение составлено 27 июля 2022 г.

2-723/2022 ~ М-481/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Каргопольского района
Ответчики
Администрация Каргопольского мауниципального округа АО
Другие
ГКУ АО "Каргопольское лесничество"
Управление Росприроднадзора по Архангельской области
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса АО
Суд
Няндомский районный суд Архангельской области
Судья
Галкина М.С.
Дело на странице суда
nyandomasud--arh.sudrf.ru
18.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2022Передача материалов судье
23.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2022Судебное заседание
27.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2022Дело оформлено
08.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее