Дело № 2-598/2024 УИД 03RS0049-01-2024-000726-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Агидель РБ 19 апреля 2024 года
Краснокамский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Глимьянова Р.Р.,
при секретаре Ахияровой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Агидель РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГО г. Агидель и Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» ГО г. Агидель РБ об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Агидели РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, в котором просит обязать администрацию городского округа г. Агидель РБ выделить МАОУ «СОШ № 2» ГО г. Агидель, в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, выделить МАОУ «СОШ № 2» ГО г. Агидель денежные средства для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании, расположенного по адресу <адрес>, путем обеспечения ежегодного проведения испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке и обеспечения подачи инициирующих сигналов управления на систему контроля управления доступом, а также просит обязатьМАОУ «СОШ № 2» ГО г. Агидель, в течении 3 месяцев после выделения денежных средств администрацией ГО г. Агидель, устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании по адресу <адрес>, путем обеспечения ежегодного проведения испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке, а также обеспечения подачи инициирующих сигналов управления на систему контроля управления доступом.
В обосновании требований истец указал, что прокуратурой г. Агидель РБ ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения обязательных требований законодательства о противопожарной безопасности и антитеррористической защищенности избирательных участков (УИК № 430, № 431) городского округа г. Агидель РБ и выявлены нарушения. Установлено, что избирательные участки расположены в здании городского объекта образования – в помещении МАОУ «СОШ №2» по адресу: <адрес>, при проверке которых выявлены нарушения пожарной безопасности образовательного учреждения. Учредителем учреждения образования и собственником его имущества является городской округ г. Агидель РБ, функции и полномочия учредителя МАОУ «СОШ №2» возложены на администрацию ГО г. Агидель РБ. ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Агидель в целях устранения нарушений в адрес директора МАОУ «СОШ №2» внесено представление, рассмотренное и удовлетворенное, но фактически нарушения не устранены.
В судебном заседании истец – помощник прокурора г. Агидель РБ Иштуганов Ф.Ф. исковые требования поддержал, просит их удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание ответчик – представитель администрации ГО г. Агидель РБ не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, от него поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, просит увеличить срок устранения выявленных нарушений до 9 месяцев.
В судебное заседание представитель МАОУ «СОШ № 2» г. Агидель РБ надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, от него поступило заявление о рассмотрении дела без его участия.
В судебное заседание третьи лица – представитель Нефтекамского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по РБ и МКУ «Отдел образования администрации ГО г. Агидель» не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.
Статья 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Часть 3 ст. 28 Закона об образовании предусматривает, что к компетенции образовательно организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно ст. 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. ст. 2 и 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципе минимизации последствий проявления терроризма, то есть на комплексе мер по предупреждению терроризма, а именно по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно ст. ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности), граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности и содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
В соответствии с ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.
Пунктом 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила противопожарного режима) утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 установлено, что при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения доих замены в установленном порядке.
Согласно п. 7.1.2 СП 484.1311500.2020. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденных Приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582, основной задачей СПА является автоматизация сбора, обработки информации, управление в автоматическом и ручном режимах исполнительными устройствами СППЗ по заданному алгоритму, формирование сигналов управления инженерным и технологическим оборудованием, участвующим в обеспечении пожарной безопасности объекта.
Установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, в здание образовательного учреждения, в котором расположен избирательный участок, допускается эксплуатация систем противопожарной защиты (система пожарной сигнализации, система оповещения и управления людей при пожаре) сверх срока службы, предусмотренного заводом изготовителем (поставщиком), при этом не обеспечено ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке,
Кроме того, установлено, что система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу инициирующих сигналов управления на систему контроля и управления доступом (при сработке системы пожарной сигнализации электромагнитные замки на дверях эвакуационных выходов не открываются).
Несоответствие помещений с массовым пребыванием людей, требованиям законодательства об образовании, противопожарной безопасности и антитеррористической защищённости как во время образовательной деятельности, так и в процессе проведения выборных мероприятий, создает реальную угрозу жизни и здоровью людей и препятствует минимизации негативных последствий в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Как установлено судом, при проверке прокурором требований соблюдения обязательных требований законодательства о противопожарной безопасности и антитеррористической защищенности избирательных участков (УИК № 430, № 431) городского округа г. Агидель РБ были выявлены нарушения.
Вышеуказанные избирательные участки расположены в здании городского объекта образования – в помещении МАОУ «СОШ №2» по адресу: РБ, г. Агидель, ул. Мира, д. 3, при проверке которых выявлены нарушения пожарной безопасности образовательного учреждения.
Согласно п.п. 1.10, 1.11 устава МАОУ «СОШ № 2» ГО г. Агидель РБ, учредителем Учреждения является городской округ г. Агидель, функции и полномочия учредителя от имени ГО г. Агидель осуществляет администрация ГО г. Агидель (далее - собственник).
Согласно п. 4.2 Устава, в компетенцию учредителя входит формирование и утверждение муниципального задания на оказание муниципальных услуг в соответствии с предусмотренными уставом учреждения основными видами деятельности, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, обеспечение содержания зданий и сооружений учреждения, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом установлено, что МАОУ «СОШ № 2» ГО г. Агидель РБ является некоммерческой, общеобразовательной организацией. Учредителем и собственником имущества учреждения является администрация ГО г. Агидель РБ.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что образовательным учреждением МАОУ «СОШ № 2» ГО г. Агидель РБ не в полном объеме соблюдаются требования законодательства опожарной безопасности. Здание МАОУ «СОШ № 2» ГО г. Агидель РБ не соответствует требованиям законодательства о пожарной безопасности объекта, так как не обеспечено ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке, а также не обеспечена подача инициирующих сигналов управления на систему контроля управления доступом.
Каких-либо доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ответчиком не представлены.
В соответствии с положениями части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При этом, устанавливая данный срок, суд должен учитывать возможности ответчика по исполнению возложенного на него обязательства, степень затруднительности для сторон исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
В силу положений Главы 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебное решение должно отвечать требованию исполнимости.
Суд, с учетом принципа разумности и обоснованности, обязываетадминистрацию ГО г. Агидель РБ в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, выделить МАОУ «СОШ № 2» ГО г. Агидель РБ денежные средства для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу <адрес>.
Непосредственно МАОУ «СОШ № 2» ГО г. Агидель РБ суд обязывает в течение 3 месяцев со дня выделения администрацией ГО г. Агидель РБ денежных средств, устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу <адрес>, выявленные в ходе проверки.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 2» ░░ ░. ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9 (░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 2» ░░ ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 2» ░░ ░. ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ 3 (░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 23.04.2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░