Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1280/2020 ~ М-915/2020 от 15.05.2020

Дело № 2-1280/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    11 августа 2020 года

    Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Москалевой Л.В., при секретаре Тайбахтине С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васянкина Г.А. к Администрации Ленинского района города Ижевска о признании распоряжения Главы Администрации Ленинского района г. Ижевска об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

    у с т а н о в и л:

    Васянкин Г.А. обратился в суд с иском к ответчику Администрации Ленинского района города Ижевска о признании незаконным распоряжения Главы Администрации Ленинского района г. Ижевска об отказе Васянкину Г.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о возложении обязанности на Администрацию Ленинского района г. Ижевска поставить на учет Васянкина Г.А. в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование исковых требований истец указал следующие обстоятельства. Васянкин Г.А. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. и в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции ФЗ № 130-ФЗ от 4 июня 2011 года) ему, как гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ, один раз. В соответствии с ведомственной целевой программой «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» нуждающимся в улучшении жилищных условий категории граждан, к которым относится Васянкин Г.А. предоставляется социальная выплата на приобретение жилья. В настоящее время он проживает по адресу: <адрес>, совместно с женой – ВВК на основании договора безвозмездного пользования жилым домом заключенного ДД.ММ.ГГГГ с собственником квартиры МТД В собственности у Васянкина Г.А. жилых помещений не имеется. В связи с тем, что он вынужден нанимать жилье, Васянкин Г.А. обратился с заявлением в Администрацию Ленинского района г. Ижевска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставил все необходимые документы для постановки на учет. Распоряжением Главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ Васянкину Г.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Отказ мотивирован положениями п. 2 части 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с тем, что превышена общая площадь жилого помещения на одного человека над учетной нормой общей площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Ижевске. Истец считает данный отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Васянкина Г.А. незаконным. Так как Васянкин Г.А. своего жилья не имеет, соответственно, для постановки на учет нельзя применять требования нормы общей площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Ижевске. Следовательно, Администрация Ленинского района г. Ижевска, отказывая Васякину Г.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении неправильно определила фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия решения в постановке на учет и не правильно применила нормы Жилищного Кодекса РФ.

    Судом указанный иск был принят к производству суда в порядке Главы 22 КАС РФ. На основании определения судьи от ДД.ММ.ГГГГ дело рассматривается в соответствии со ст. 22 ГПК РФ по правилам гражданского судопроизводства в связи с наличием спора о праве, связанного с реализацией социальных прав, с предоставлением жилья или социальных выплат на приобретение жилья.

    Истец Васянкин Г.А., участвуя в судебном заседании 11 августа 2020 года, представитель истца Сармакеев С.П., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали, суду пояснили, что истец своего жилья не имеет, проживает с 2013 года со своей женой в квартире знакомой МТД на основании договора безвозмездного пользования жилым домом, зарегистрирован по месту жительства в указанной квартире по адресу: <адрес>, нуждается в жилом помещении.

    Представитель Администрации Ленинского района города Ижевска в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которого исковые требования не признал.

           Суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика.

    Судом установлены следующие значимые для дела обстоятельства. Истец является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, что подтверждается удостоверением серии Р от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 1244-1, гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

    Исходя из приведенных положений закона, получение испрашиваемых истцом мер социальной поддержки обусловлено, среди прочего, его постановкой на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Основания и порядок постановки на жилищный учет определен Жилищным кодексом Российской Федерации и соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Положениями части 3 этой статьи обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений таких граждан.

Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

           Пунктами 5, 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

    В городе Ижевске Удмуртской Республики условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в Законе Удмуртской Республики от 19.10.2005 года № 58-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (Закон № 58-РЗ), постановлением Администрации города Ижевска от 14.12.2005 года № 576 «О реализации Закона Удмуртской Республики «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на территории города Ижевска, Решением городской думы города Ижевска от 28.07.2005 года № 349 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории города Ижевска».

    В соответствии с п.1 ст. 2 Закона № 58-РЗ учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления в Удмуртской Республике по месту жительства (далее - органы местного самоуправления).

    Согласно справок от ДД.ММ.ГГГГ Васянкин Г.А. и ВВК по данным правовой регистрации БУ УР «ЦКО БТИ» жилых помещений не имеют.

Васянкин Г.А. со своей супругой ВВК проживают в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 47,6 кв.м на основании договора безвозмездного пользования жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с МТД Занимаемая истцом и его супругой квартира принадлежит МТД и ВНГ на праве общей долевой собственности, по ? доле у каждой, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>. В указанном жилом помещении зарегистрированы трое человек: истец, его супруга ВВК с ДД.ММ.ГГГГ и МТД с ДД.ММ.ГГГГ, которая фактически в данном жилом помещении не проживает. Указанные обстоятельства подтверждаются актом приема-сдачи в аренду жилого дома и находящегося в нем имущества от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями истца, показаниями допрошенного свидетеля МТД, КНС, ЛВГ

Рассмотрев заявление Васянкина Г.А. от ДД.ММ.ГГГГ и прилагаемые документы, представленные истцом о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Администрацией Ленинского района города Ижевска принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Васянкину Г.А. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с превышением общей площади жилого помещения на одного человека над учетной нормой общей площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Ижевске. Указанное распоряжение принято и подписано полномочным должностным лицом – Главой Администрации города Ижевска Р.И. Гайнуллиным, в компетенцию которого входит принятие решения по рассмотрению данного вопроса в соответствии с пунктом 2.3 постановления Администрации города Ижевска от 21.05.2012 N 472 "Об утверждении административного регламента муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (далее - Административный регламент). О принятом решении об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истцу было направлено уведомление от 15.04.2020 года № 0889.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Из представленного договора безвозмездного пользования жилым домом следует, что семья истца была вселена в ДД.ММ.ГГГГ года в занимаемое им жилое помещение собственником МТД, а не дочерью истца ВНГ, которая не возражала против заключения указанного договора. Ответчиком не представлено доказательств того, что истец является членом семьи собственника жилого помещения в толковании ст. 31 ЖК РФ, судом не установлено обстоятельств вселения истца и его супруги собственниками жилого помещения МТД или ВНГ в качестве членов их семьи. Кроме того, из показаний свидетеля и сведений о регистрации по другому месту жительства собственников жилья следует, что семья истца с собственниками жилого помещения совместно не проживает, что исключает их проживание в качестве членов семьи собственника жилого помещения.

В связи с тем, что семья истца проживает в жилом помещении не на условиях социального найма, членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения не является, иных жилых помещений в собственности или на условиях социального найма не имеет, применение ответчиком оснований для постановки на учет, установленных в пункте 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, является не основанным на законе, а рассмотрение вопроса о превышении общей площади жилого помещения над учетной нормой площади жилого помещения не имеющим юридического значения, поскольку истец может быть признан нуждающимся в жилом помещении в порядке применения п.1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, а именно, как гражданин, не являющийся нанимателем, членом семьи нанимателя и собственником жилого помещения, то есть не имеющий жилья. Суд отклоняет доводы ответчика о том, что истец вселен в жилое помещение в качестве члена семьи собственника и без заключения какого либо соглашения, в то время как имел регистрацию по месту жительства в ином жилом помещении по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку они опровергаются заключенным договором безвозмездного пользования жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ и показаниями допрошенных свидетелей о вселении и проживании истца и его супруги в квартире по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 2.8 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Основаниями для отказа в предоставлении заявителю услуги являются:

- непредставление или неполное представление документов, указанных в п. 2.6 настоящего Административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

- представление документов, которые не подтверждают право заявителей состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Критерием постановки на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма является: признание заявителей малоимущими, имеющими обеспеченность менее учетной нормы (10 кв. метров общей площади), установленной в муниципальном образовании "Город Ижевск", занимаемого жилого помещения на одного человека; семьи; если в их составе имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения (Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ); инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов; ветераны Великой Отечественной войны и семьи погибших (умерших) военнослужащих - участников ВОВ;

- не истек срок, предусмотренный статьей 53 ЖК РФ (последствия намеренного ухудшения заявителями своих жилищных условий, пять лет со дня совершения указанных намеренных действий).

Оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не имеется, в связи с чем распоряжение Главы Администрации Ленинского района города Ижевск об отказе Васянкину Г.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении суд признает незаконным.

Обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета граждан, являющимися участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году осуществляется исключительно при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий. Отказ Администрации Ленинского района города Ижевска в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях нарушает права истца на получение социальной выплаты на приобретение жилья. При таких обстоятельствах имеются основания для возложения на Администрацию Ленинского района города Ижевска обязанности поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ – со дня его обращения к ответчику с предоставлением документов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Васянкина Г.А. к Администрации Ленинского района города Ижевска о признании распоряжения Главы Администрации Ленинского района г. Ижевска об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Главы Администрации Ленинского района г. Ижевска № 594 от 15 апреля 2020 года об отказе Васянкину В.Г. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Возложить на Главу Администрации Ленинского района города Ижевска обязанность поставить Васянкина Г.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 12 марта 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 18 августа 2020 года.

Судья                                                                                     Л.В. Москалева

2-1280/2020 ~ М-915/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васянкин Геннадий Алексеевич
Ответчики
Администрация Ленинского района г. Ижевска
Другие
Самаркеев С.П.
Суд
Ленинский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Москалева Лариса Владимировна
Дело на странице суда
leninskiy--udm.sudrf.ru
15.05.2020Регистрация административного искового заявления
15.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2020[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
15.06.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.07.2020Предварительное судебное заседание
11.08.2020Судебное заседание
18.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2020Дело оформлено
25.11.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее