№
УИД 91RS0№-08
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
11 марта 2024 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Собакина А.А.,
при секретаре – Золотарёвой Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО2 в лице законного представителя ФИО4 к Министерству здравоохранения Республики Крым, третье лицо – ГБУЗ РК «Евпаторийская городская больница», Министерство здравоохранения Российской Федерации, ГУП РК «Крым-Фармация» о возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
заместитель прокурора <адрес> ФИО5 обратился в суд в интересах несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Крым о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Крым обеспечить ФИО2 лекарственным препаратом «Дефлазакорт» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратить решение суда к немедленному исполнению, мотивируя требования тем, что на основании обращения законного представителя ФИО2 – ФИО4, прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране здоровья граждан и социальной защите инвалиде, в результате которой выявлено следующее.
Согласно справке серии МСЭ-2019 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена категория «ребенок-инвалид» ДД.ММ.ГГГГ первично до ДД.ММ.ГГГГ Наблюдается у невролога с диагнозом: Прогрессирующая мышечная дистрофия Дюшенна (делеция 49-52 экзонов DMD).
Решением консилиума врачей ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. ФИО3, изложенным в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по жизненным показаниям назначен препарат «Дефлазакорт», постановлено разрешение к индивидуальному применению и ввозу не зарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат «Дефлазакорт».
Согласно протокола врачебной комиссии ГБУЗ РК «Евпаторийская городская больница» № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается необходимость в применении по жизненным показаниям в незарегистрированном на территории Российской Федерации препарате «Дефлазакорт».
Согласно информации Министерства здравоохранения Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку источник финансирования закупки незарегистрированного лекарственного препарата «Дефлазакорт» нормативно-правовыми актами не определен, то осуществить его закупку как за счет средств обязательного медицинского страхования, так и за счет средств федерального и регионального бюджетов не представляется возможным.
До настоящего времени ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не обеспечен необходимым препаратом, что ведет к серьезному ухудшению состояния ребенка и создает реальную угрозу его жизни, в связи с чем полагают необходимым обратить к немедленному исполнению решение суда.
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство здравоохранения Российской Федерации, ГУП РК «Крым-Фармация».
В судебном заседании помощник прокурора ФИО7 исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, направил в адрес суда возражения, согласно которых просил в удовлетворении исковых требований отказать.
ФИО4, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, причин неявки суду не сообщили.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии со справкой ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда ФИО3 Бюро медико-социальной экспертизы № серии МСЭ-2019 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на срок до ДД.ММ.ГГГГ, установлена категория «ребенок-инвалид» (л.д.15,16).
Решением консилиума врачей ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. ФИО3, изложенным в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по жизненным показаниям назначен препарат «Дефлазакорт». Расчет количества препарата: масса тела 25 кг, доза для пациента составляет из расчета 0,9 мг/кг/сутки, но не более 30 мг/сут, необходимо 7665 мг на год, 1278 таб. по «6 мг» в год. Пациенту необходимо: в месяц 109 таблеток по «6 мг», в квартал 320 таблеток по «6 мг», на год 1278 таблеток по «6 мг». Постановлено разрешение к индивидуальному применению и ввозу не зарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат «Дефлазакорт». Назначение лекарственного средства имеет экономическую целесообразность, обусловленную более длительным сохранением способности ходить, что обеспечивает значительное снижение затратности реабилитации ребенка и последующей социализации (л.д.11-14).
В соответствии с выписным эпикризом из истории болезни Детского психоневрологического отделения-2 Научно-исследовательского клинического института педиатрии и детской хирургии имени академика ФИО8, являющегося обособленным структурным подразделением ФГАОУ ВО «ФИО1 национальный исследовательский медицинский университет имени ФИО6 Министерства здравоохранения Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с абсолютными показаниями, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рекомендован Дефлазакорт «6 мг» по 3 таблетки ежедневно не на голодный желудок, постоянно (контроль веса еженедельно, артериального давления 3 раза в неделю и уровня глюкозы крови раз в 6 месяцев) – решение Консилиума 187/5 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-10).
Согласно информации Министерства здравоохранения Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ осуществить закупку незарегистрированного лекарственного препарата «Дефлазакорт», как за счет средств обязательного медицинского страхования, так и за счет средств федерального и регионального бюджетов не представляется возможным, поскольку источник финансирования нормативно-правовыми актами не определен (л.д.24-25).
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства - участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, вступила в силу для Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами - участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "r" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
Конституция Российской Федерации провозглашает ФИО1 социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ст. 18, ч. 1, 2 ст. 19).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац 3 ч. 2 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 124-ФЗ).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (ст. 10 Федерального закона № 124-ФЗ).
Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона № 124-ФЗ следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
В силу ч. 15 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона № 323-ФЗ).
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Исходя из положений ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Федеральный закон № 61-ФЗ) допускается ввоз в ФИО1 конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного Федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ.
Согласно п.1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 ч. 3 вышеуказанной статьи установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В соответствии с п. 7 приложения № к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, лекарственные препараты и специализированные продукты лечебного питания для обеспечения отдельных категорий граждан закупаются за счет субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Крым. В случае назначения отдельным категориям граждан по решению врачебной комиссии из-за индивидуальной непереносимости, по жизненно важным показаниям иных лекарственных препаратов их закупка осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым.
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение №). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
В силу п. 5.5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Совета министров Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Крым осуществляется: обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Республики Крым) детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Подпунктом 33 п. 5 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым, от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в бюджете Республики Крым на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения Республики Крым.
Исходя из вышеназванных положений, судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации лекарственным препаратом бесплатно.
Учитывая наличие у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, тяжелого заболевания, его нуждаемости по жизненным показаниям в обеспечении лекарственными препаратами, суд полагает, что у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возникло право на получение указанных препаратов по жизненным показаниям.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Крым обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами.
Руководствуясь положениями ст. 212 ГПК РФ, и исходя из необходимости обеспечения истца жизненно необходимыми лекарственными препаратами, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения решения суда может создать угрозу жизни истца, нуждающегося в получении жизненно необходимого лекарственного препарата.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО2 в лице законного представителя ФИО4 к Министерству здравоохранения Республики Крым, третье лицо – ГБУЗ РК «Евпаторийская городская больница», Министерство здравоохранения Российской Федерации, ГУП РК «Крым-Фармация» о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Возложить обязанность на Министерство здравоохранения Республики Крым обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бесплатно, по жизненным показаниям, лекарственным препаратом «Дефлазакорт», в полном объеме, в дозировке, рекомендуемой в соответствии с Протоколом консилиума врачей № от ДД.ММ.ГГГГ Научно-исследовательского клинического института педиатрии и детской хирургии имени академика ФИО8, являющегося обособленным структурным подразделением ФГАОУ ВО «ФИО1 национальный исследовательский медицинский университет имени ФИО6 Министерства здравоохранения Российской Федерации», до отмены применения данного препарата.
Решение суда в части возложения обязанности обеспечить лекарственным препаратом обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья А.А. Собакин
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.