Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2926/2023 ~ М-2002/2023 от 17.05.2023

УИД: 76RS0014-01-2023-001988-44

дело № 2-2926/2023

изготовлено 21.08.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Ярославль

16 июня 2023 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Козлова А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Романовой В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Кировского района города Ярославля в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к департаменту образования мэрии города Ярославля, муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 234» о выделении финансирования, выполнении работ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности,

установил:

Зам. прокурора Кировского района г. Ярославля в порядке, предусмотренном ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к департаменту образования мэрии г. Ярославля, МДОУ «Детский сад № 234», просил обязать департамент образования мэрии города Ярославля в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу выделить финансирование для выполнения работ по устранению нарушений, изложенных в пунктах 1, 3, 4, 7, 8, 9 предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ярославской области от 30.08.2021 г. № 220, выданного Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 234», а именно: оборудовать пути эвакуации аварийным освещением, подключенным к независимому источнику питания; заменить наружные открытые лестницы 3-го типа для эвакуации из групп «Ромашка», «Пчелка», Солнышко», провести их эксплуатационные испытания; провести замену (ремонт) дверей групп «Ромашка», «Теремок», «Калинка»; провести замену покрытий пола на путях эвакуации (в лестничных клетках, пол в коридорах, музыкальном зале), а также стен (в лестничных клетках, музыкальном зале) с учетом необходимого класса пожарной опасности; обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 234» в течение 6 месяцев с момента поступления финансирования для выполнения соответствующих работ выполнить работы по устранению нарушений, изложенных в пунктах 1, 3, 4, 7, 8, 9 предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ярославской области от 30.08.2021 г. № 220, выданного Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 234», а именно: оборудовать пути эвакуации аварийны освещением, подключенным к независимому источнику питания; заменить наружные открытые лестницы 3-го типа для эвакуации из групп «Ромашка», «Пчелка», Солнышко», провести их эксплуатационные испытания; провести замену (ремонт) дверей групп «Ромашка», «Теремок», «Калинка»; провести замену покрытий пола на путях эвакуации (в лестничных клетках, пол в коридорах, музыкальном зале), а также стен (в лестничных клетках, музыкальном зале) с учетом необходимого класса пожарной опасности.

В исковом заявлении указано, что МДОУ «Детский сад № 234» эксплуатируется здание по <адрес>. В результате проверки Управлением надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ярославской области выявлены нарушения противопожарного законодательства, выдано предписание об устранении нарушений в срок до 06.09.2022 г. Функции учредителя МДОУ «Детский сад № 234» выполняет департамент образования мэрии г. Ярославля. Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

В судебном заседании прокурор Сергеева Е.О. исковые требования поддержала частично, пояснила, что представленные заведующей МДОУ «Детский сад № 234» документы не подтверждают выполнение предписания в полном объеме. Разумный срок устранения нарушений может быть установлен судом.

Представитель ответчика - заведующая МДОУ «Детский сад № 234» Кудрявцева Е.О. против удовлетворения иска возражала, пояснила, что недавно назначена заведующей, просила увеличить срок устранения недостатков до 1 года, так как только на составление смет и подготовку документации может уйти три месяца. Часть нарушений уже устранена своими силами, произведен ремонт дверей, покрашены сертифицированными красками пол и стены в музыкальном зале, на лестничных клетках. Работы по замене наружных лестниц не могут выполняться в зимний период. С 2022 год постоянно запрашиваем дополнительное финансирования на указанные мероприятия.

Ответчик департамент образования мэрии г. Ярославля направил в суд письменный отзыв, просил рассмотреть дело без участия своего представителя, полагал, что возложение на ответчика обязанности выделить финансирование являются необоснованными, так как такие средства не предусмотрены бюджете города Ярославля.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Ярославской области по доверенности Копытова Ю.С. исковые требования поддержала в части, пояснила, что в связи с внесенными в «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» изменениями указанные в п. 8 предписания требования утратили значение. Для подтверждения устранения остальных представленных документов недостаточно, нарушений необходимо проводить повторную выездную проверку, такая проверка не проводилась.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в РФ» следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за воспитанниками (обучающимися), их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников (обучающихся), работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности утверждены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

В соответствии с пунктом 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.

При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.

Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3.4 СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173, кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону. Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности.

Согласно пунктам 5.2, 5.17 СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования, утвержденных Приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582, система пожарной автоматики должны проектироваться исходя из условия взаимодействия входящих в нее систем противопожарной защиты, а также обеспечения единства системы пожарной автоматики защищаемого объекта, линии связи между компонентами системы пожарной автоматики, а также линии формирования сигналов управления инженерными системами объекта необходимо выполнять с условием обеспечения автоматического контроля их исправности. Допускается линии формирования сигналов управления инженерными системами выполнять без автоматического контроля их исправности при условии выполнения данных линий нормально-замкнутыми.

Из материалов дела следует, что МДОУ «Детский сад № 234» эксплуатирует здание по <адрес>.

По результатам проверки Управления надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ярославской области вынесено предписание от 09.08.2021 г. №220, с указанием ряда выявленных нарушений, в том числе: на путях эвакуации отсутствует автоматическое аварийное освещение, подключенное к независимому источнику питания (п. 1); не проведены эксплуатационные испытания наружных эвакуационных лестниц (п. 3); наружные эвакуационные открытые лестницы 3-го типа находятся в неисправном состоянии – разрушены ступени (п. 4); двери из групп «Ромашка», «Теремок», «Калинка», «Солнышко» не обеспечивают препятствие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (п. 7); покрытие пола на путях эвакуации (в лестничных клетках) выполнены из недопустимых материалов – масляная краска (п. 8); отсутствует документация, подтверждающая класс пожарной опасности отделочных материалов (линолеум, краска), использованных на путях эвакуации - пол в коридорах, музыкальном зале, стены в лестничных клетках, музыкальном зале (п. 9).

Вместе с тем, как следует из объяснений Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Ярославской области, требования таблицы 28 ст. 24 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент требований пожарной безопасности» в настоящее время утратили свое значение, в связи с чем, выполнение покрытия пола на путях эвакуации (в лестничных клетках) с использованием масляная краска не является нарушением (п. 8 предписания).

Допустимых доказательств устранения иных нарушений, изложенных в пунктах 1, 3, 4, 7, 9 предписания, ответчиками в суд не представлено. Представленные фотографии и сертификаты не позволяют с достоверностью установить факт устранения нарушений. Проверка исполнения предписания в период рассмотрения дела не проводилась.

Установленный предписанием срок устранения нарушений (до 06.09.2022 г.) истек.

В силу ст.ст. 69 и 69.1 Бюджетного кодекса РФ обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) нужд.

В силу ст.ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Функции и полномочия учредителя МДОУ «Детский сад № 234» возложены на департамент образования мэрии г. Ярославля.

Из приведенных норм права следует, что департамент образования мэрии города Ярославля обязан финансировать учреждение, в том числе для выполнения необходимых ремонтных работ.

Как следует из материалов дела заведующая МДОУ «Детский сад № 234» неоднократно обращалась в департамент образования мэрии города Ярославля с заявлением о необходимости выделения денежных средств для выполнения работ по ремонту веранд, однако денежные средства до сих пор не выделены.

Недостаточность бюджетных средств не освобождает ответчиков от принятия необходимых мер для содержания в надлежащем состоянии здание муниципального дошкольного образовательного учреждения.

Принимая во внимание, что безопасные условия детей не обеспечены в полном объеме, что создает угрозу жизни и здоровью детей в детском дошкольном учреждении, указанные нарушения до настоящего времени в полном объеме не устранены, суд считает, что имеются основания для возложения на ответчиков обязательств по их устранению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из характера возложенного на ответчиков обязательств и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их исполнения, установленных действующим законодательством, с учетом требований разумности суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено департаменту – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу, детскому саду – 9 месяцев с момента поступления денежных средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ 7604011463) ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1, 3, 4, 7, 9 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30.08.2021 ░. № 220, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 234», ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 3-░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ «░░░░░░░», «░░░░░░», ░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░», «░░░░░░░», «░░░░░░░»; ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░), ░ ░░░░░ ░░░░ (░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 234» (░░░ 7604042574) ░ ░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1, 3, 4, 7, 9 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30.08.2021 ░. № 220, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 234», ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 3-░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ «░░░░░░░», «░░░░░░», ░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░», «░░░░░░░», «░░░░░░░»; ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░), ░ ░░░░░ ░░░░ (░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.

░░░░░                                        ░.░. ░░░░░░

2-2926/2023 ~ М-2002/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Кировсокого района г. Ярославля
Ответчики
Департамент образования мэрии города Ярославля
МДОУ Детский сад № 234
Другие
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля
Мэрия города Ярославля
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославля МЧС России по Ярославской области
Суд
Кировский районный суд г. Ярославля
Судья
Козлов Александр Юрьевич
Дело на сайте суда
kirovsky--jrs.sudrf.ru
17.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2023Передача материалов судье
22.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2023Судебное заседание
21.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2023Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее