гражданское дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г.Белогорск
Белогорский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Коханчик Д.В.,
при секретаре судебного заседания Немцевой С.О.,
с участием представителя истца - помощника прокурора г.Белогорска Амурской области Жидковой Н.Ю.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования администрации г.Белогорска Жукова Е.Н., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица не заявляющего самостоятельные требования МКУ «Управление ЖКХ администрации г.Белогорска» Антаренко Е.П., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора г. Белогорска Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Белогорская управляющая компания» о возложении обязанности произвести ремонт общедомового имущества жилого <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с указанным иском, в котором указывает, что ответчик осуществляет деятельность по обслуживанию и содержанию общедомового имущества жилого дома по <адрес>. В рамках проведения прокурорской проверки, по результатам обследования установлено, что управляющая компания не надлежаще выполняет обязанности по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома В связи с чем просит обязать ООО «Белогорская управляющая компания» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. N 170 устранить следы намокания, увлажнения наружных стен <адрес> и устранить частичное разрушение цоколя <адрес>.
В судебном заседании представитель истца настаивает на требованиях, доводы указанные в иске поддерживает.
Ответчик ООО «Белогорская управляющая компания» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило, о причинах не явки суд не уведомило.
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Белогорска» и администрации г.Белогорска разрешение спора оставили на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ООО «Белогорская управляющая компания» на основании договора управления многоквартирным домом являясь управляющей компанией, осуществляет услуги, в том числе, по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу <адрес>.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч. 2.3 названной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В рамках договора управления многоквартирным домом ответчик обязался оказывать услуги за плату по надлежащему обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес>.
В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. N 491, содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда; требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Указанные Правила (п.п.1.1) предусматривают обязанность обслуживающей организации обеспечить обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности.
Исходя из смысла ч. 2, 3 ст. 162 ЖК РФ, ч. 3 ст. 29 ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, следует, что уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, установлен законодательно. Поэтому все работы, предусмотренные в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда должны выполняться управляющими компаниями в обязательном порядке вне зависимости от того, предусмотрены они в договоре или нет. В договоре управления многоквартирным домом перечень работ не может быть уменьшен по сравнению с перечнем, установленным законодательно. В договоре в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ можно также предусмотреть работы и услуги, оказываемые управляющей компанией дополнительно, сверх тех, которые должны выполняться в соответствии с нормативными законодательно установленными требованиями к содержанию и эксплуатации жилых домов.
Согласно п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с п.1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации), техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, при этом техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д.
Указанные истцом работы относятся к техническому обслуживанию и текущему ремонту (п.3.2, 4.1, 4.7 Правил и норм технической эксплуатации). Необходимость выполнения данных работ ответчиком не оспаривается.
Ответчиком не оспаривается, что работы по устранению следов намокания, увлажнения наружных стен дома и устранение частичного разрушения цоколя дома относятся к текущим работам по содержанию общего имущества, и не относятся к капитальному ремонту.
Ведомственные строительные нормы ВСН 61-89(р) "Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования", утвержденные Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 26 декабря 1989 года N 250, раскрывают понятия капитального и текущего ремонта зданий.
Ремонт зданий это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.
Капитальный ремонт - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
Текущий ремонт - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.
Таким образом, к текущему ремонту помещения относятся работы по ремонту цоколя дома и устранения следов намокания стен, а к капитальному ремонту - ремонт, в результате которого происходит существенное изменение или улучшение технических характеристик имущества.
Перечень работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома содержится в Приложении № 7 к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170. Перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома содержится в Приложении № 8 к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Согласно заявленным требованиям истец просит устранить следы намокания, увлажнения наружных стен дома и устранить частичное разрушение цоколя. В связи с чем, данные работы относятся к текущему ремонту и являются обязанностью управляющей компании.
Кроме того заявленные требования являются обоснованными, так как общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Учитывая, что управляющая компания не выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Право прокурора на защиту интересов неопределенного круга лиц позволяет защищать публичный интерес, не защищая одновременно частные интересы каждого отдельного пострадавшего лица. Для обращения с иском в суд нет необходимости получения согласия от лиц, для защиты прав которых возбуждается дело в суде. Обязательным условием для обращения в суд и принятия искового требования является только законодательное разрешение данному органу обращаться в суд с иском. Защиты публичного интереса присутствует при обращении в защиту частноправовых интересов большого, в том числе неопределенного круга лиц, поскольку в силу того, что субъектов нарушенного права много и даже неопределенное число, ситуация их защиты приобретает публичное, общественное значение.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г.Белогорска была проведена проверка, в ходе которой установлено нарушение ООО «Белогорская управляющая компания» требований жилищного законодательства, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязательств по договору управления многоквартирным домом.
Заявление прокурора обусловлено особым общественным значением поставленного вопроса, а также тем, что его разрешение затрагивает права значительного числа граждан, персонифицировать и привлечь к участию в деле которых не представляется возможным в силу того, что их круг меняется и является многочисленным.
Защита права отдельных граждан в таких условиях приобретает публичный интерес, что в соответствии с положениями ст.ст.27,35 «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст. 45 ГПК РФ дает прокурору право на обращение в суд с соответствующим иском.
Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределённого круга лиц в защиту прав граждан на безопасные условия проживания и пользования, прокурор действует в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда.
Учитывая предмет спора, суд приходит к выводу, в силу ст.204 ГПК РФ определить срок исполнения решения суда, в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Истец был освобожден от уплаты госпошлины в силу ст. 333.36 НК РФ, поэтому учитывая размер удовлетворенных требований исходя из положений ст. 333.19 НК РФ, взысканию подлежит государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
обязать общество с ограниченной ответственностью «Белогорская управляющая компания» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. N 170 устранить следы намокания, увлажнения наружных стен <адрес> и устранить частичное разрушение цоколя <адрес>.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Белогорская управляющая компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.В. Коханчик
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.