копия
Дело № 2-904/22
(24RS0007-01-2022-001217-35)
Р Е Ш Е Н И Е (Заочное)
Именем Российской Федерации
20 сентября 2022 года Богучанский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Максимовой О.В.,
при секретаре Булатовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края к обществу с ограниченной ответственностью «ЛесСервис» об обязании устранить нарушения лесного законодательства, произвести работы по очистке мест рубок,
У С Т А Н О В И Л:
Российская Федерация в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЛесСервис» (далее по тексту – ООО «ЛесСервис») об обязании устранить нарушения лесного законодательства, произвести работы по очистке мест рубок, мотивируя свои требования тем, что между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и ООО «ЛесСервис» заключен договор аренды лесного участка от 25.12.2017 года № 13/2-и, в соответствии с которым ООО «ЛесСерис» в пользование передан лесной участок, общей площадью 113 789 га, расположенный в Красноярском крае, КГБУ «Богучанское лесничество», Богучанское участковое лесничество. Заготовка древесины производилась ООО «ЛесСервис» в квартале № 125 выделе № 7 лесосеке № 2 Богучанского участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество» на основании лесной декларации от 11.10.2019 года в период с 11.01.2019 года по 30.12.2019 года. Специалистами КГБУ «Богучанское лесничество» проведен осмотр указанного выше лесного участка, в ходе которого установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности ответчиком допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в невыполнении работ по очистке лесосеки от порубочных остатков на площади 0,5 га, на основании чего составлены акт осмотра лесосеки от 05.06.2020 года, сообщение о нарушении от 05.06.2020 года, схема нарушений лесного законодательства. Действующим законодательством на лесопользователя возложена обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой. Однако ответчик свою обязанность не выполнил. Поскольку несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов, указанное захламление лесного участка свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а, следовательно, о причинении вреда объекту природной среды, просит обязать ООО «ЛесСервис» произвести работы по очистке лесосеки № 2 от порубочных остатков на площади 0,5 га, расположенной в квартале №125, выделе № 7 КГБУ «Богучанское лесничество» Богучанское участковое лесничество в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения.
В судебное заседание истец Российская Федерация в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Ответчик ООО «ЛесСервис» в зал суда своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя суду не сообщило.
Третье лицо КГБУ «Богучанское лесничество» в зал суда своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В этой связи, полагая, что не явившиеся лица, участвующие в деле, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, рассмотрел дело в их отсутствие, в порядке заочного производства в силу ст. ст. 167, 233 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 Указа Губернатора Красноярского края № 139-уг от 13 июля 2016 года «О внесении изменения в Указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 № 224-УГ «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», Распоряжением Правительства Красноярского края от 13 июля 2016 г. N 560-р, статьей 103 Устава Красноярского края, Законом Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1930 "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края", Указом Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 N 224-уг "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края" создано в структуре органов исполнительной власти Красноярского края министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Пунктом 1 Распоряжения Правительства Красноярского края от 24.08.2016 года № 700-р установлено, что министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в пределах полномочий в области лесных отношений.
В силу п. 1.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство), утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 26 июля 2016 г. N 374-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет, в том числе, надзор (контроль) в областях лесных отношений, организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории края.
Согласно п. 3.51 указанного Положения Министерство вправе предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области лесных отношений.
В силу ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
На основании ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ не допускается односторонний отказ от исполнения обязательств.
Согласно ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.
В соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.07.2022 года, ООО «ЛесСервис» зарегистрировано 03.11.2010 года за ОГРН 1102420000891, юридический адрес: г. Красноярск, ул. Авиаторов, д. 44, пом. 216.
Как установлено в судебном заседании, основным видом деятельности ответчика ООО «ЛесСервис» являются лесозаготовки, дополнительными, в том числе, производство пиломатериалов.
Из представленного договора аренды лесного участка № 13/2-и от 25.12.2017 года, заключенного между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и ООО «ЛесСервис», следует, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края предоставило, а ООО «ЛесСервис» приняло во временное пользование на срок 49 лет лесной участок, находящийся в государственной собственности, общей площадью 113 789 га, в том числе по адресу: Красноярский край, Богучанский район, КГБУ «Богучанское лесничество», Богучанское участковое лесничество в кварталах №№10-14, 41, 42, 47-52, 60-68, 77, (за исключением части выдела 3), 78, 79, 81, 82, 91-98, 102-108, 110-126, 131-148; Карабульское участковое лесничество, в квартлах №№ 2-13, 28-36, 49-52, 54-64, 79-86, 102-108, 123-130, 143-146, 162, 179-180, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-03711-2017-123309-1, с целью заготовки древесины.
Согласно п. «б» ст. 12 указанного договора аренды, арендатор обязан: использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании указанного договора ООО «ЛесСервис» осуществляло заготовку древесины по лесной декларации от 15.03.2019 года в период с 21.01.2019 года по 30.12.2019 года.
Из представленной Технологической карты на разработку лесосеки № 2 в квартале № 125, выдел № 7, Богучанского участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество» следует, что заключительными лесосечными работами является очистка (доочистка) мест рубок от порубочнх остатков, снос созданных лесных складов, других строений и сооружений, приведение в состояние, пригодное для использования по назначению лесных дорог, приведение в надлежащее состояние нарушенных мостов, просек, водотоков, рек, очистка лесосеки одновременно с заготовкой комбинированно: способом укладки порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке, на погрузочных площадках разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий (укладчик, бульдозер). Очистка мест рубок производится путем сбора порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период, созданием минерализованной полосы по периметру лесосеки шириной не менее 1,4 метра.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
Согласно ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Из положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе, санитарнооздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Пунктом 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, предусмотрено, что при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Необходимость установления специального порядка рубки и очистки лесов от порубочных остатков определенными способами связана с биологическими свойствами леса, необходимостью его восстановления и защиты от негативного воздействия.
В соответствии с ч. 4 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п. 16 данных Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно п. 17 указанных Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием.
Пунктом 38 указанных Правил установлено, что лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 года N 337, очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно ч. 2 ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации, лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано устранить выявленное нарушение.
В ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
05.06.2020 года в ходе осмотра лесничим Богучанского участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество» ФИО3, при представителе ООО «ЛесСервис» инженере по лесу ФИО4, лесосеки № 2 в выделе № 7 квартала № 125 Богучанского участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество», по окончании срока действия лесной декларации, о чем ответчик был извещен надлежащим образом 25.05.2020 года, установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности ответчиком допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в неочистке мест рубок (захламлении лесов промышленными отходами), невыполнении работ по укладке порубочных остатков на волока с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелёвке на площади 0,5 га, о чем составлены сообщение о нарушении требований лесного законодательства от 05.06.2020 года, схема (арбис), сообщение о результатах осмотра лесосеки от 05.06.2020 года. Абрисом лесосеки зафиксированы результаты замеров, произведенных на местности, направление линий замеров, в масштабе отмечена площадь захламления лесосеки.
Действующим законодательством возложена обязанность на лесопользователя ООО «ЛесСервис» по очистке мест рубок. Однако ответчик свою обязанность не выполнил. Обязательства в части очистки лесосеки по договору ООО «ЛесСервис» до настоящего времени в полном объеме не исполнил.
Согласно ч. 9 ст. 29 Лесного кодекса РФ правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 5 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 года N 337, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).
Подпунктом "к" пункта 13 Правил не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 года № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» и расчетно-технологической картой очистки мест рубок от порубочных остатков, утвержденной начальником отдела охраны защиты и воспроизводства лесов министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, произведен расчет ущерба. Ущерб государственному лесному фонду составил 7 238,25 рублей.
На момент проверки, т.е. на 05.06.2020 года очистка лесосеки от порубочных остатков ООО «ЛесСервис» не произведена, что свидетельствует о нарушении ответчиком требований лесного законодательства, обязывающего лесозаготовителя произвести очистку лесосек одновременно с заготовкой древесины.
Доказательства невозможности соблюдения ООО «ЛесСервис» Правил заготовки древесины, Правил пожарной безопасности в лесах в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, суду ответчиком не представлено.
Природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; естественная экологическая система - это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.
Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Закон определяет термины «нормативы допустимого воздействия на окружающую среду» - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; «нормативы допустимых физических воздействий» нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.
Допущенный факт захламления лесного участка сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а следовательно, о причинении вреда объекту природной среды.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается и представить доказательства в обоснование своих требований.
Указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства подтверждены, доказательств устранения допущенных нарушений стороной ответчика не представлено, как и не представлено доказательств проведения мероприятий по очистке лесосек в соответствии с технологической картой.
Суд считает, что бездействием ответчика нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности Российской Федерации. Нарушение интересов РФ влечет за собой нарушение интересов неопределенного круг лиц, проживающих на территории государства. Кроме того, в соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается прежде всего выполнением требований лесного и природоохранного законодательств.
Тем самым, суд находит требования Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края об обязании ООО «ЛесСервис» произвести очистку лесосеки № 2 от порубочных остатков в квартале № 125, выделе № 7, Богучанского участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество», на площади 0,5 га, законными и обоснованными.
С учетом конкретных обстоятельств, объяснений сторон, суд полагает возможным установить для ООО «ЛесСервис» двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для устранения допущенных нарушений норм лесного законодательства, принимая во внимание разумность его пределов, погодные условия, а также объективную необходимость защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, согласно ст. 103 ГПК РФ, с ООО «ЛесСервис» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 233 – 237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ЛесСервис» произвести работы по очистке от порубочных остатков лесосеки № 2 в квартале № 125, выделе № 7 Богучанского участкового лесничества КГБУ «Богучанское лесничество», на площади 0,5 га, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛесСервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей (шесть тысяч рублей).
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в суд, принявший заочное решение, в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда ответчиком может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий подпись О.В. Максимова
Решение в окончательной форме изготовлено 27 сентября 2022 года.
Копия верна
Судья Богучанского районного суда
Красноярского края О.В. Максимова