Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-175/2022 от 28.03.2022

Дело № 12-175/2022

УИД 91RS0010-01-2021-001686-76

РЕШЕНИЕ

22 июня 2022 года                                        город Севастополь

Судья Нахимовского районного суда города Севастополя                Григорьева У.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора по охране труда экологии и гражданской обороне АО «СЗ» Шаповаленко А.П. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора Южного Межрегионального управления Федеральной по надзору в сфере природопользования – Садвокасовой Т.С. №-10-82-416-П от 21 октября 2021 года о привлечении должностного лица – директора по охране труда экологии и гражданской обороне АО «СЗ» Шаповаленко А.П. к административной ответственности по ч. 7 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

Постановлением №- от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенным старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора Южного Межрегионального управления Федеральной по надзору в сфере природопользования – Садвокасовой Т.С., директор по охране труда экологии и гражданской обороне АО «СЗ» Шаповаленко А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч 7 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Шаповаленко А.П. подал жалобу, в которой просит постановление изменить в части назначения административного наказания в виде штрафа, вынести предупреждение, в обоснование жалобы указывает на незаконность и необоснованность вынесенного постановления в части назначения административного наказания в виде штрафа.

Жалоба мотивирована тем, что Шаповаленко А.П. работает в должности с 2018 года, положительно характеризуется, ранее к административной ответственности по ч.7 ст.8.2 КоАП РФ не привлекался, активно содействовал в выяснении обстоятельств правонарушения, вину признал, причиненный вред окружающей среде отсутствует.

Должностное лицо - директор по охране труда экологии и гражданской обороне АО «СЗ» Шаповаленко А.П. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах не явки в суд не уведомил.

Будучи надлежащим образом извещенные о дате времени и месте рассмотрения жалобы представитель Южного межрегиональное управление Росприроднадзора в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, об отложении не заявлял, в связи с чем на основании ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы производства по делу об административном правонарушении, следует прийти к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч.3,4 ст.1.5 КоАП РФ и примечания к ст.1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

В соответствии с частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложили административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах под отходами производства и потребления (далее также отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.

В силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), пункта 1 статьи 18 Закона об отходах нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пунктам 1, 3 статьи 14 данного Закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

В соответствии со статьей 18 Закона № 89-ФЗ, пунктом 3 статьи 22 Закона № 7-ФЗ расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 Закона № 7-ФЗ, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 этого Закона.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 7 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).

Согласно Приказу Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемы объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

При обосновании лимитов на размещение отходов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые:

для размещения на объектах размещения отходов, находящихся собственности, владении, пользовании юридического лица или индивидуального предпринимателя;

для передачи на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с решением руководителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Молдованова Р.А. от 26.07.2021 № 10-ВП-П-69, с учетом решения о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в период с 26.07.2021 года по 24.08.2021 года, проведена плановая выездная проверка, акционерного общества «Крымский содовый завод», в ходе которой рассмотрена представленная документация, а также проведено комплексное обследование зданий, сооружений и иных объектов, с целью исследования соответствия деятельности АО «Крымский содовый завод» обязательным требованиям законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также оценки полноты и достоверности представляемых документов и сведений.

Согласно акта плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, был произведен осмотр мест временного накопления отходов производства и потребления, расположенных на территории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), и эксплуатируемого АО «СЗ» и установлено, что в складе хранения отходов № выявлены отходы лома <данные изъяты>. При этом материалы отнесения АО «СЗ» разработаны только на отход «<данные изъяты>» <данные изъяты> класса опасности. В связи с чем сотрудниками ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» были отобраны пробы упомянутого вида отхода (протокол отбора № 228 от 03.08.2021).

Согласно протоколу морфологического состава отходов от 13.08.2021 № 228 О, протоколу биотестирования проб отхода № 228/1 О от 13.08.2021, а также экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» № 35 от 16.08.2021, в ходе токсикологического анализа установлено острое токсическое действие водной вытяжки из пробы 228 на тест-организмы <данные изъяты>, выявлена безвредная кратность разбавления водной вытяжки пробы, вызывающая гибель 10% тест организмов <данные изъяты> и отклонение численности клеток водорослей <данные изъяты> <данные изъяты> не более 20% по сравнению с контролем (1<БКР<100). На основании полученных результатов отход «лом алюминия» проба 228 соответствует IV классу опасности для окружающей природной среды.

Приказом от 07.11.2018 года № 614 директор дирекции по охране труда, экологии и гражданской обороне Шаповаленко А.П. назначен ответственным в области обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха.

Приказом от 28.01.2021 года №54 директор дирекции по охране труда, экологии и гражданской обороне Шаповаленко А.П. назначен ответственным лицом по обеспечению производственного контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направление таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, послужило основанием для привлечения директора дирекции по охране труда, экологии и гражданской обороне Шаповаленко А.П. Шаповаленко А.П. к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ.

Факт совершения директором дирекции по охране труда, экологии и гражданской обороне Шаповаленко А.П. указанного правонарушения, подтверждается совокупностью представленных суду доказательств, а именно, <данные изъяты>, иными предоставленными материалами.

Указанные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, и исключают какие-либо сомнения в виновности директора дирекции по охране труда, экологии и гражданской обороне Шаповаленко А.П.

Таким образом, действия директора дирекции по охране труда, экологии и гражданской обороне Шаповаленко А.П. квалифицированы по части 7 статье 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в облает; охраны окружающей среды.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в область охраны окружающей среды Южного межрегионального управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Садвокасовой: Т.С. №10-82-416-П от 21.10.2021 вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере, установленном санкцией части 7 статьи 8.2 КоАП РФ для должностных лиц.

В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 3.4 КоАП РФ.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).

В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду на соответствующей территории, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Учитывая, что выявленные нарушения допущены в связи с несоблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, чем создается угроза причинения вреда, оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения не имеется, в связи с чем, доводы жалобы в данной части подлежат отклонению.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при рассмотрении дела не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Постановление о привлечении АО «СЗ» Шаповаленко А.П. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения оспоренного постановления не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора Южного Межрегионального управления Федеральной по надзору в сфере природопользования – Садвокасовой Т.С. №- от ДД.ММ.ГГГГ года о привлечении директора по охране труда экологии и гражданской обороне АО «СЗ» Шаповаленко А.П. к административной ответственности по ч. 7 ст.8.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу директора по охране труда экологии и гражданской обороне АО «СЗ» Шаповаленко А.П. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья                                         У.С. Григорьева

12-175/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Шаповаленко Александр Павлович
Суд
Нахимовский районный суд города Севастополя
Судья
Григорьева Ульяна Сергеевна
Статьи

ст.8.2 ч.7 КоАП РФ

Дело на странице суда
nakhimovskiy--sev.sudrf.ru
29.03.2022Материалы переданы в производство судье
18.05.2022Судебное заседание
20.05.2022Поступили истребованные материалы
22.06.2022Судебное заседание
04.08.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.08.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
17.08.2022Вступило в законную силу
23.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2023Дело оформлено
18.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее