УИД № RS0005-01-2022-001217-72
Дело № 2-84/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2023 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Туревич К.А., при секретаре Рыбачковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района Республики Хакасия к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Белоярская РБ», Министерству здравоохранения Республики Хакасия об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района Республики Хакасия обратился с иском в Алтайский районный суд Республики Хакасия к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Белоярская РБ» (далее - ГБУЗ РХ «Белоярская РБ»), Министерству здравоохранения Республики Хакасия в котором, с учетом уточненных требований просил обязать ГБУЗ РХ «Белоярская РБ» в течение 3 месяцев с момента финансирования затрат Министерством здравоохранения Республики Хакасия обеспечить Подсинскую врачебную амбулаторию носилками, щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным, костылями, одеялом с подогревом, секундомером, пузырем для льда, шиной для транспортной иммобилизации (разной конструкции), роторасширителем одноразовым, языкодержателем, набором для проведения коникотомии одноразовым, укладкой универсальной для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления. Обязать ГБУЗ РХ «Белоярская РБ» в течение 3 месяцев с момента финансирования затрат Министерством здравоохранения Республики Хакасия обеспечить Краснопольский ФАП костылями, одеялом с подогревом, секундомером, пузырем для льда, шиной транспортной иммобилизации (разной конструкции), роторасширителем одноразовым, языкодержателем, дыхательным аппаратом ручным (мешок АМБУ), набором для проведения коникотомии одноразовым, укладкой универсальной для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления. Обязать Министерство здравоохранения Республики Хакасия в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу выделить лимиты бюджетных обязательств и в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выделить ГБУЗ РХ «Белоярская РБ» бюджетные средства в объеме, достаточном для оснащения Подсинской врачебной амбулатории, Краснопольского ФАПа ГБУЗ РХ «Белоярская РБ» медицинским оборудованием, изделиями медицинского назначения, требуемыми приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н, в соответствии с предоставленными полномочиями.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки соответствия медицинских кабинетов стандартам оснащения, в Подсинской врачебной амбулатории ГБУЗ РХ «Белоярская РБ» (далее – Подсинская врачебная амбулатория) и в Краснопольском фельшерско-акушерском пункте ГБУЗ РХ «Белоярская РБ» (далее – Краснопольский ФАП) установлены нарушения Стандарта оснащения. Данные нарушения федерального законодательства влекут негативные последствия в виде нарушения конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Наличие указанных нарушений подтверждено справкой по результатам соблюдения законодательства при оказании медицинской помощи от 30.08.2022, выданной территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Хакасия. Устранение указанных нарушений потребовано прокуратурой района в представлении, внесенном 01.09.2022 в адрес Главного врача ГБУЗ РХ «Белоярская районная больница», однако по результатам рассмотрения представления нарушения не устранены. Кроме того, согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденного и.о. главного врача ГБУЗ РХ «Белоярская районная больница» 03.11.2022, оснащение Подсинской врачебной амбулатории и Краснопольского ФАПа необходимым медицинским оборудованием, не предусмотрено. Указанные нарушения препятствуют реализации национального проекта «Здравоохранение» на территории Алтайского района Республики Хакасия.
В судебном заседании помощник прокурора Алтайского района Рамзин С.С. исковые требования поддержал.
Представитель ГБУЗ РХ «Белоярская РБ» в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве исковые требования признала в полном объеме, просила рассмотреть дело в ее отсутствии.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Хакасия в судебное заседание не явился, направив отзыв на исковое заявление, где выражено несогласие с заявленными требованиями. Поясняет, что из Устава и Федерального закона № 323-ФЗ следует, что ГБУЗ РХ «Белоярская РБ» в целях оказания государственных услуг в сфере здравоохранения, осуществляет самостоятельную деятельность, в том числе по оснащению учреждения медицинским оборудованием. Минздрав Хакасии не имеет собственных источников дохода, в связи с чем, денежные средства на приобретение медицинского оборудования и изделий медицинского назначения отсутствуют. В соответствии с пунктом 4.5.8 Положения, Минздрав Хакасии осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий. Согласно письму главного врача ГБУЗ РХ «Белоярская РБ» от 13.12.2022, стоимость необходимого оборудования для оснащения Подсинской врачебной амбулатории, Краснопольского ФАПа в соответствии со Стандартами оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), установленными в приказе Минздравсоцразвития России от 15.05.2021 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», составляет за каждую единицу оборудования до ста тысяч рублей. На основании вышеизложенного считает, что исковые требования Прокурора Алтайского района к ГБУЗ РХ «Белоярская районная больница», к Министерству здравоохранения Республики Хакасия об обязании совершить определенные действия должны быть разграничены в зависимости от стоимости приобретения оборудования до ста тысяч рублей за единицу. Исковые требования Прокурора Алтайского района к Министерству здравоохранения Республики Хакасия подлежат удовлетворению в случае приобретения оборудования свыше ста тысяч рублей за единицу.
Суд, выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В ст. 1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяют в т.ч.: права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
В соответствии со ст. 2 Закона № 323-ФЗ охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний; сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Одним из принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (п. 1 ст. 4 Закона № 323-ФЗ).
Согласно положениям ст. 10 Закона № 323-ФЗ, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения.
В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона № 323-ФЗ, пациент имеет право на: выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; получение консультаций врачей-специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами; получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, и др.
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в плановой и неотложной формах.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложением № 1-27 к настоящему положению.
Первичная доврачебная и первичная врачебная медико-санитарная помощь организуются по территориально-участковому принципу. Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях.
Распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.
В медицинских организациях могут быть организованы участки: фельдшерский; терапевтический (в том числе цеховой); комплексный (участок формируется из населения участка медицинской организации с недостаточной численностью прикрепленного населения (малокомплектный участок) или населения, обслуживаемого врачом-терапевтом врачебной амбулатории, и населения, обслуживаемого фельдшерско-акушерскими пунктами (фельдшерскими здравпунктами); и др.
Приложением № 14 к положению об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, определен стандарт оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско – акушерского пункта, фельдшерского здравпункта).
Из материалов дела следует, что в справке по результатам соблюдения законодательства при оказании медицинской помощи территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Хакасия, 23.08.2022 изложена проведенная проверка ГБУЗ РХ «Белоярская РБ», где выявлены нарушения требований приложения № 14 к положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н, в части стандарта оснащения в Подсинской врачебной амбулатории и Краснопольском ФАП.
На имя и.о. главного врача ГБУЗ РХ «Белоярская РБ» прокуратурой Алтайского района вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране здоровья граждан.
ГБУЗ РХ «Белоярская РБ» от ДД.ММ.ГГГГ предоставило информацию, что не устранило в полном объеме нарушения по представлению прокуратуры Алтайского района по оснащению медицинских кабинетов, в связи с отрицательным финансовым результатом.
Из плана-графика приобретения медицинского оборудования и изделий медицинского назначения усматривается, что время проведения закупки запланировано на 2023-2024 гг.
В приказе и.о. главного врача ГБУЗ РХ «Белоярская РБ» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден план закупок медицинских изделий и медицинского оборудования для оснащения амбулаторий на 2025-2027 в соответствии с финансовой возможностью учреждения.
Из представленной ГБУЗ РХ «Белоярская РБ» информации о стоимости медицинского оборудования и изделий медицинского назначения усматривается цена за: носилки - 9 600 рублей; щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный - 36 000 рублей; костыли - 2 800 рублей; одеяло с подогревом - 105 000 рублей; секундомер - 8 600 рублей; пузырь для льда 500 рублей; шина для транспортной иммобилизации (разной конструкции) - 20 000 рублей; роторасширитель одноразовый, языкодержатель, дыхательный аппарат (мешок АМБУ) набор - 28 900 рублей; набор для проведения коникотомии одноразовый - 18 510 рублей; укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих - 111 000 рублей; тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления - 70 550.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что требования прокурора Алтайского района Республики Хакасия к ГБУЗ РХ «Белоярская РБ» подлежат удовлетворению.
С учетом того, что заявленные требования прокурора к Министерству здравоохранения Республики Хакасия об обязании выделить лимиты бюджетных обязательств на приобретение оборудования стоимость которых не превышает 100 000 рублей за единицу, не предусмотрены законодательством РФ, в данной части требования удовлетворению не подлежат.
Требования в части обязания Министерство здравоохранения Республики Хакасия выделения лимита бюджетных обязательств за одеяло с подогревом стоимостью за одну единицу - 105 000 рублей, укладку универсальную для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих стоимостью за одну единицу - 111 000 рублей, подлежат удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Алтайского района Республики Хакасия к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Белоярская РБ», Министерству здравоохранения Республики Хакасия – удовлетворить частично.
Обязать ГБУЗ РХ «Белоярская РБ» в течение 3 месяцев обеспечить Подсинскую врачебную амбулаторию ГБУЗ РХ «Белоярская РБ»: носилками, щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным, костылями, одеялом с подогревом, секундомером, пузырем для льда, шиной для транспортной иммобилизации (разной конструкции), роторасширителем одноразовым, языкодержателем, набором для проведения коникотомии одноразовым, укладкой универсальной для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления.
Обязать ГБУЗ РХ «Белоярская РБ» в течение 3 месяцев обеспечить Краснопольский фельшерско-акушерский пункт ГБУЗ РХ «Белоярская РБ»: костылями, одеялом с подогревом, секундомером, пузырем для льда, шиной транспортной иммобилизации (разной конструкции), роторасширителем одноразовым, языкодержателем, дыхательным аппаратом ручным (мешок АМБУ), набором для проведения коникотомии одноразовым, укладкой универсальной для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Хакасия в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу выделить лимиты бюджетных обязательств и в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выделить ГБУЗ РХ «Белоярская РБ» бюджетные средства для оснащения Подсинской врачебной амбулатории, Краснопольского ФАПа изделиями медицинского назначения: одеяло с подогревом, укладку универсальную для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих.
В остальной части заявленных исковых требований к Министерству здравоохранения Республики Хакасия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Туревич
03.02.2023 г. – дата принятия решения суда в окончательной форме.