Дело № 5-519/2023
УИД 42RS0019-01-2023-008170-28
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 ноября 2023 года г. Новокузнецк
Судья Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Чмыхова Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Администрации Заводского района г.Новокузнецка,
УСТАНОВИЛ:
дата должностным лицом – ст.инспектором ОИАЗ УМВД России по Новокузнецкому району Орловым А.Р. составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица – Администрации Заводского района г.Новокузнецка по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, из которого следует, что дата минут допустила несоблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившееся в несанкционированном сборе отходов производства и потребления, а именно на территории ...географические координаты № №) на открытом грунте складируется строительный мусор, (III...), (код №), тем самым юридическое лицо – Администрация Заводского района г.Новокузнецка нарушило ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г. (с изменениями и дополнениями), что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ – несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает вину Администрации Заводского района г.Новокузнецка в совершении административного правонарушения доказанной, а его действия квалифицирует по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.ч.4,5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. оговор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
ООО "ЭкоТек" с 1 июля 2018 г. является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании заключенного между ним и Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Юг" Кемеровской области от 27 октября 2017 г..
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила, и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ст. 4.1 Федерального Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 3 данной статьи закона определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 19 Федерального Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Факт не соблюдения Администрацией Заводского района г.Новокузнецка требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, и его вина в несоблюдении указанных требований подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе: протоколом № ... об административном правонарушении от дата, рапортом начальника ОИАЗ УМВД России по г.Новокузнецка, протоколом осмотра принадлежащего юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от дата, фотоматериалом, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от дата, ответом на обращение из Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г.Новокузнецка от дата, рапортом ст.инспектора ОИАЗ УМВД России по г.Новокузнецку, решением Новокузнецкого городского совета народных депутатов № от дата, положением об Администрации Заводского района г.Новокузнецка, выпиской ЕГРЮЛ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, не доверять указанным в них сведениям у суда оснований не имеется, действия (бездействия) Администрации Заводского района г.Новокузнецка правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел не истек.
Оснований для признания совершенного Администрацией Заводского района г.Новокузнецка правонарушения малозначительным и освобождения Администрации Заводского района г.Новокузнецка от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется, в связи с отсутствием исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание особую значимость охраняемых отношений, виды деятельности юридического лица и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, что согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное, негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (п.1 ст. 39 Федерального закона N 7-ФЗ).
В соответствии со ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
В соответствии с п.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места секционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Согласно информации Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации города Новокузнецка участок местности по ... (географические координаты №, №) расположен в ... и попадает в границу земельного участка с кадастровым номером № площадью ... кв.м., относящийся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и по состоянию на дата. права на использование данного земельного участка не представлены (л.д. 19).
На основании п. 2.3.2.21 решения от 28.12.2010г. № 16/228 о территориальных органах администрации города Новокузнецка районная администрация выполняет на подведомственной территории в том числе полномочия по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на территории Новокузнецкого городского округа, следовательно, указанная территория - в ..., находится в пределах ответственности Администрации Заводского района г. Новокузнецка.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Поскольку Администрация Заводского района г. Новокузнецка не относится к коммерческим организациям, впервые совершило административное правонарушение, ст. 8.2 КоАП РФ не относящееся к перечню статей, установленному ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, вред охраняемым объектам правоотношений не причинен, суд считает возможным применить ст. 4.1.1 КоАП РФ и заменить указанное в санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Руководствуясь ст.ст. 26.11, 29.9-29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ (░░░░ № ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.2 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░