Гр. дело №2-570/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31августа 2020 года с. Новокаякент
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдулхаликова Ш.Г., при секретареМирзабековой Н.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каякентского района Республики ДагестанМакашерипова Д.М. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ детский сад «Радуга» <адрес> о понуждении оборудовать здание образовательной организации вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно–точечным шрифтом «Брайля» на контрастном фоне,
установил:
Прокурор Каякентского района РД обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ детский сад «Радуга» <адрес> о понуждении в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание образовательной организации вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно–точечным шрифтом «Брайля» на контрастном фоне, по тем основаниям, что в ходе проверки МБДОУ установлено, что при входе в здание детского сада отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, планами зданий, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. В результате бездействия указанного образовательного учреждения нарушаются права на информирование неопределенного круга лиц, не только посещающих дошкольное образовательное учреждение, но и имеющих право посещения, круг которых установить невозможно.
Неисполнение требований законодательстваявляется недопустимым, так как влечет за собой нарушение гарантированного конституцией права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляет права детей и их родителей, других граждан, являющихся инвалидами, а также имеющих отклонение по зрению, препятствует надлежащей реализации государственной политики в сфере образования.
Просит обязать ответчика МБДОУ детский сад «Радуга» <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание дошкольной образовательной организации вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом «Брайля» на контрастном фоне.
Представитель истца в судебном заседании участия не принимал, письменным заявлениеми.о. прокурора Каякентского района РД Гамзаев М.И. просил удовлетворить исковые требования в полном объеме и рассмотреть дела без представителя прокуратуры Каякентского района РД.
Представитель ответчика –заведующаяМБДОУ детский сад «Радуга» <адрес> Ч.Л.Н. в судебном заседании участия не принимала,письменным заявлением выразила согласие с исковым заявлением, обязуется нарушение устранить до вступления решения суда в законную силу,просит дело рассмотреть без ее участия.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой района на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением требований законодательства об образовании.
Принимая во внимание, что состав воспитанников МБДОУ непостоянен, периодически меняется, прокурор вправе в соответствии со ст. 45 ГПК РФ направить иск в интересах неопределенного круга лиц.
В ходе проверки МДБОУ установлено, что при входе в здание детского сада отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, планами зданий, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
В результате бездействия указанного образовательного учреждения нарушаются права на информирование неопределенного круга лиц, не только посещающих образовательное учреждение, но и имеющих право посещения, круг которых установить невозможно.
Согласно ч.1 ст.7, ч.1 ст. 39, ч.ч.1,2 ст.43 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность, в том числе дошкольного и основного общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Пунктом 1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей, в том числе, является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
В соответствии с ч.4 ст.5 Закона «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 № 273-ФЗ реализация права каждого человека на образование обеспечивается, в том числе, путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
В силу п.п.2, 15 ч.3 ст.28 Закона «Об образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу ч.6 ст.28 Закона «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч.7 ст.28 Закона «Об образовании» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Согласно ч.1 ст.15 указанного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
На основании ст.19 вышеназванного Федерального закона государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
П.п. «е» п.3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 (далее - Порядок), руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативнымиправовыми актами, в том числе надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В соответствии с п.п. «а» п.4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастномфоне.
Таким образом, неисполнение вышеуказанных требований законодательства является недопустимым, так как влечет за собой нарушение гарантированного конституцией права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляет права детей и их родителей, других граждан, являющихся инвалидами, а также имеющих отклонение по зрению, препятствует надлежащей реализации государственной политики в сфере образования.
К способам защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12. ГК РФ, относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Наличие указанных нарушений сторонами не оспорено.
Кроме того, представитель ответчика–заведующая МБДОУ детский сад «Радуга» <адрес> Ч.Л.Н. письменным заявлением через канцелярию суда с исковым заявлением согласна.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со ст.198 ГПК РФ и Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Каякентского района РД удовлетворить.
Обязать ответчика МБДОУ детский сад «Радуга» <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание образовательной организации вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно – точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья Ш.Г.Абдулхаликов
Решение вынесено в окончательной форме 31.08.2020.