Судья Кулешова О.А. Дело № 7-21-665/21
РЕШЕНИЕ
13 июля 2021 года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Беркович А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО «Приморский бекон» Марченко С.В. на решение судьи Спасского районного суда Приморского края от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.47 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Приморский бекон»,
установила:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю № 10-453-1/2020 от 24 февраля 2020 года ООО «Приморский бекон» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.47 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Спасского районного суда Приморского края от 26 апреля 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе защитника ООО «Приморский бекон» Марченко С.В. ставится вопрос об отмене решения судьи, как принятого с нарушением норм материального права.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав пояснения защитника ООО «Приморский бекон» Артамонова К.К., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.47 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют действия, заключающиеся в осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным.
Из материалов дела следует, ООО «Приморский бекон» поставило на государственный учет в федеральный государственный реестр объект ... (Приморский бекон), оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (Свидетельство о постановке объекта негативного воздействия на государственный учет), которому присвоена I категория негативного воздействия на окружающую среду, в соответствии с критериями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029. Нормативы образования отходов и лимитов их размещения, предусмотренные ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», для объекта .... у предприятия отсутствуют, что является нарушением требований ст. ст. 31.1, 69.2, 75 Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 2019-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Приморский бекон» к административной ответственности по указанной норме.
Судья районного суда при пересмотре дела в порядке ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях пришел к выводу о законности постановления.
Вместе с тем по делу не учтено следующее.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР).
В силу п. 2 ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (п. 7 ст. 18 Закона № 89-ФЗ).
Такой Порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 50 (действовал на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года №1496).
Пунктом 4 указанного Порядка определено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
В силу приведенных норм проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов должны быть разработаны до образования отходов.
Статьей 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 219-ФЗ) внесены изменения в статью 18 Закона № 89-ФЗ, которые вступили в законную силу 1 января 2019 года.
Согласно п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, НООЛР устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктами 1, 10 ст. 31.1 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение, в составе которого содержатся нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Комплексное экологическое разрешение (далее КЭР) разрабатывается согласно требованиям ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Постановления Правительства РФ от 13 февраля 2019 года № 143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва».
Согласно п. 5 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ подача заявки на получение комплексного экологического разрешения осуществляется не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или за четыре месяца до истечения срока действия комплексного экологического разрешения.
При этом согласно частям 6, 7 ст. 11 Закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно; юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в указанные выше сроки допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения (ч. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).
Таким образом, действующее на момент возбуждения производства по делу об административном правонарушении правовое регулирование допускало с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 ст. 11 Закона № 219-ФЗ, выдачу и переоформление разрешений и документов, в том числе нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из анализа приведенных положений следует, что для источников отходов, находящихся на объекте I категории, требуется либо обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для включения его в заявку на получение КЭР, либо разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с положениями Закона № 219-ФЗ.
Как следует из оспариваемого постановления, должностными лицами Росприроднадзора сделан вывод о том, что общество в нарушение приведенных выше норм осуществляло деятельность на объекте 1 категории с образованием отхода - навоз в отсутствие утвержденных уполномоченным органом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Посчитав, что отсутствие нормативов образования отхода – навоз, образующийся в процессе деятельности свиноводческого комплекса, и лимитов на его размещение обязывало Общество получить комплексное экологическое заключение, должностным лицом сделан вывод, поддержанный судьей районного суда, о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.47 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом как следует из содержания протокола об административном правонарушении и постановления, в вину Обществу вменено осуществление хозяйственной деятельности в отсутствие комплексного экологического заключения или нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, и на что указывает защитник ООО «Приморский бекон» в жалобе, Общество имеет нормативы образования отходов и лимитов на их размещение на иные виды отходов и данные нормативы являются действующими.
Следовательно, в силу приведенных положений ч. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ у юридического лица не возникла обязанность по получению комплексного экологического разрешения, в данной ситуации Общество обязано было провести корректировку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с включением в него отхода навоз свиней.
Ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение предусмотрена ч. 7 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Ответственность по данной норме для юридических лиц установлена в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Принимая во внимание данные разъяснения, правовых оснований для обсуждения вопроса о переквалификации действий ООО «Приморский бекон» со ст. 8.47 Кодекса РФ об административных правонарушениях на ч. 7 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется, поскольку это ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В связи с этим постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 24 февраля 2020 года и решение судьи Спасского районного суда Приморского края от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.47 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО «Приморский бекон» не могут быть признаны законными, обоснованными и подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решила:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю № 10-453-1/2020 от 24 февраля 2020 года, решение судьи Спасского районного суда Приморского края от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.47 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Приморский бекон» отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья А.А. Беркович