Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-96/2017 ~ М-85/2017 от 02.08.2017

Дело № 2а-96/2017

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Жарковский 15 августа 2017 г.

Жарковский районный суд Тверской области

в составе: председательствующего судьи Коршакова А.П.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Жарковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к

администрации Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области, выразившегося в непринятии мер к оформлению земельного участка, занятого кладбищем, в муниципальную собственность и возложении обязанности оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельный участок кладбища, расположенного на территории Жарковского сельского поселения Жарковского района в д. Прохоренки Жарковского района Тверской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жарковского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области, выразившегося в непринятии мер к оформлению земельного участка, занятого кладбищем, в муниципальную собственность и возложении обязанности оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельный участок кладбища, расположенного на территории Жарковского сельского поселения Жарковского района в д. Прохоренки Жарковского района Тверской области, мотивируя тем, что прокуратурой Жарковского района проведена проверка соблюдения законодательства органами местного самоуправления Жарковского района.

В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории Жарковского сельского поселения имеется кладбище в д. Прохоренки Жарковского района Тверской области.

Данное кладбище на балансе администрации Жарковского сельского поселения не состоит, в реестре муниципальной собственности не числится, правоустанавливающая и землеустроительная документация на земельный участок отсутствует.

Прокурор района, ссылаясь на положения Конституции РФ, Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», СанПиН 2.1.2882-11, Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», утверждал, что на территории муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области не соблюдается законодательство.

Администрацией сельского поселения не принято достаточных мер по оформлению земельного участка, занятого кладбищем, в муниципальную собственность: проведено межевание земельного участка, земельный участок поставлен на кадастровый учет. В ходе межевания установлено, что он относится к категории земель лесного фонда. Не проведена процедура по переводу земель лесного фонда в земли других категорий.

В целях устранения выявленных нарушений 10.05.2017 года в адрес главы администрации Жарковского района внесено представление, которое 06.06.2017 года рассмотрено.

В ответе администрации района указано, что процедура оформления права муниципальной собственности на земельный участок, занятый кладбищем, осложнена тем, что земельный участок с кадастровым номером 69:07:0000010:210 имеет категорию - земли лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации.

В 2017 году администрацией Жарковского района было направлено письмо в Министерство имущественных отношений Тверской области и ходатайство в Министерство лесного хозяйства Тверской области о переводе земель лесного фонда в категорию - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Администрацией района из Министерства лесного хозяйства Тверской области получен ответ, в котором отмечено, что переводом испрашиваемого земельного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов может быть включение данного земельного участка в границы населенных пунктов.

Земельный участок с кадастровым номером 69:07:0000010:210 находится в границах Жарковского сельского поселения и может быть включен в состав деревни Прохоренки.

Данная процедура требует проведение следующих мероприятий:

-      внесение изменений в генеральный план Жарковского сельского
поселения;

-      разработка правил землепользования и застройки д. Прохоренки
Жарковского сельского поселения.

Предоставление мест под захоронение может рассматриваться как составная часть услуг кладбищ по захоронению. При отсутствии оформленных прав муниципального образования на земельные участки, занятыми кладбищами, услуга по предоставлению гражданам земельных участков на этом кладбище для захоронения осуществляется без имеющихся на то полномочий.

При таких обстоятельствах нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования, на получение установленных законом гарантий осуществления погребения умерших, право на благоприятную окружающую среду, так как выполнение мероприятий по содержанию кладбищ в соответствии с санитарными правилами, их реконструкция невозможны в связи с отсутствием оформленного права собственности на земельный участок, занятый кладбищем, так как достаточные денежные средства не закладываются в местный бюджет.

Учитывая, что для оформления права собственности на земельный участок, занятый кладбищем, необходимо внесение изменений в генеральный план Жарковского сельского поселения, разработка правил землепользования и застройки д. Прохоренки Жарковского сельского поселения, перевод его из земель лесного фонда в другую категорию, что требует значительного времени и затраты бюджетных денежных средств, которые носят целевой характер, представляется возможным предоставить ответчику срок для выполнения действий, направленных на оформление земельных участков, занятых кладбищами, в муниципальную собственность в установленном порядке с приложением всех необходимых документов - до 01.11.2018г.

На основании изложенного прокурор просил суд:

1. Признать незаконным бездействие администрации Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области по организации на территории муниципального образования мест захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

2. Обязать администрацию Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельный участок кладбища, расположенного на территории Жарковского сельского поселения в д. Прохоренки Жарковского района Тверской области в срок до 01.11.2018 г.

Исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ч. 1 ФЗ РФ № 7- ФЗ от 10.01.2001 г. «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 14 ч. 1 п. 22 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии со ст. 25 ч. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2011 г. № 84 утверждены санитарные правила и нормы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» установлены гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании) эксплуатации кладбищ.

В силу ст. 35 п.п. 1, 13 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, размещение которых может быть обеспечено только путем их выделения. В нарушение указанных норм администрация сельского поселения не выполняет обязанность по организации мест захоронения, отвечающих требованиям законодательства, так как земельные участки, занятые кладбищами не оформлены в муниципальную собственность.

Согласно ст. 209, ст. 215 ГК РФ, ст. 51 ФЗ РФ № 131- ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное имущество без каких-либо ограничений может находиться в режиме казны муниципального образования; закрепляться за муниципальными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; передаваться на ином вещном или обязательственном праве, в т.ч. праве аренды, иным физическим или юридическим лицам.

Таким образом, земли кладбищ могут находиться в муниципальной собственности, так и передаваться после оформления муниципальной собственности муниципальным образованием во владение и пользование иным юридическим лицам (муниципальным предприятиям и учреждениям либо иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере погребения и оказания ритуальных услуг).

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 93.03.11); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код 93.03.11.110); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код 93.03.11.130); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код 93.03.11.131).

Таким образом, предоставление мест под захоронение может рассматриваться как составная часть услуг кладбищ по захоронению. При отсутствии оформленных прав муниципального образования на земельные участки, занятыми кладбищами, услуга по предоставлению гражданам земельных участков на этом кладбище для захоронения осуществляется без имеющихся на то полномочий.

Согласно ст. 17 п. 3, п. 4 ФЗ РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле» для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением № 84 от 28.06.2011 г. Главного государственного врача РФ, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.

При таких обстоятельствах нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования, на получение установленных законом гарантий осуществления погребения умерших, право на благоприятную окружающую среду, так как выполнение мероприятий по содержанию кладбищ в соответствии с санитарными правилами, их реконструкция невозможны в связи с отсутствием оформленного права собственности на земельный участок, занятый кладбищем, так как достаточные денежные средства не закладываются в местный бюджет.

Участки для захоронений предоставляются гражданам при отсутствии права у муниципального образования распоряжаться данными земельным участком.

Согласно п. 14 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является, в том числе совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.

Согласно ст. 19 ч. 1 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Согласно ст. 11 ч. 2 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В настоящее время администрацией сельского поселения не принято достаточных мер по оформлению земельного участка, занятого кладбищем, в муниципальную собственность. Проведено межевание земельного участка, земельный участок поставлен на кадастровый учет. В ходе межевания установлено, что он относится к категории земель лесного фонда. Не проведена процедура по переводу земель лесного фонда в земли других категорий.

Таким образом, судом установлено, что бездействие администрации Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области по организации на территории поселения мест захоронений, соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно - эпидемиологического законодательства, является незаконным.

При наличии таких обстоятельств требования прокурора Жарковского района Тверской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, являются законными и обоснованными, вследствие чего подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 292-293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Жарковского района Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области по организации на территории муниципального образования мест захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать администрацию Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области в срок до 01 ноября 2018 года оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельный участок кладбища, расположенного на территории Жарковского сельского поселения в д. Прохоренки Жарковского района Тверской области.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Жарковский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий: А.П. Коршаков

Дело № 2а-96/2017

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Жарковский 15 августа 2017 г.

Жарковский районный суд Тверской области

в составе: председательствующего судьи Коршакова А.П.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Жарковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к

администрации Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области, выразившегося в непринятии мер к оформлению земельного участка, занятого кладбищем, в муниципальную собственность и возложении обязанности оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельный участок кладбища, расположенного на территории Жарковского сельского поселения Жарковского района в д. Прохоренки Жарковского района Тверской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жарковского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области, выразившегося в непринятии мер к оформлению земельного участка, занятого кладбищем, в муниципальную собственность и возложении обязанности оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельный участок кладбища, расположенного на территории Жарковского сельского поселения Жарковского района в д. Прохоренки Жарковского района Тверской области, мотивируя тем, что прокуратурой Жарковского района проведена проверка соблюдения законодательства органами местного самоуправления Жарковского района.

В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории Жарковского сельского поселения имеется кладбище в д. Прохоренки Жарковского района Тверской области.

Данное кладбище на балансе администрации Жарковского сельского поселения не состоит, в реестре муниципальной собственности не числится, правоустанавливающая и землеустроительная документация на земельный участок отсутствует.

Прокурор района, ссылаясь на положения Конституции РФ, Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», СанПиН 2.1.2882-11, Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», утверждал, что на территории муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области не соблюдается законодательство.

Администрацией сельского поселения не принято достаточных мер по оформлению земельного участка, занятого кладбищем, в муниципальную собственность: проведено межевание земельного участка, земельный участок поставлен на кадастровый учет. В ходе межевания установлено, что он относится к категории земель лесного фонда. Не проведена процедура по переводу земель лесного фонда в земли других категорий.

В целях устранения выявленных нарушений 10.05.2017 года в адрес главы администрации Жарковского района внесено представление, которое 06.06.2017 года рассмотрено.

В ответе администрации района указано, что процедура оформления права муниципальной собственности на земельный участок, занятый кладбищем, осложнена тем, что земельный участок с кадастровым номером 69:07:0000010:210 имеет категорию - земли лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации.

В 2017 году администрацией Жарковского района было направлено письмо в Министерство имущественных отношений Тверской области и ходатайство в Министерство лесного хозяйства Тверской области о переводе земель лесного фонда в категорию - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Администрацией района из Министерства лесного хозяйства Тверской области получен ответ, в котором отмечено, что переводом испрашиваемого земельного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов может быть включение данного земельного участка в границы населенных пунктов.

Земельный участок с кадастровым номером 69:07:0000010:210 находится в границах Жарковского сельского поселения и может быть включен в состав деревни Прохоренки.

Данная процедура требует проведение следующих мероприятий:

-      внесение изменений в генеральный план Жарковского сельского
поселения;

-      разработка правил землепользования и застройки д. Прохоренки
Жарковского сельского поселения.

Предоставление мест под захоронение может рассматриваться как составная часть услуг кладбищ по захоронению. При отсутствии оформленных прав муниципального образования на земельные участки, занятыми кладбищами, услуга по предоставлению гражданам земельных участков на этом кладбище для захоронения осуществляется без имеющихся на то полномочий.

При таких обстоятельствах нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования, на получение установленных законом гарантий осуществления погребения умерших, право на благоприятную окружающую среду, так как выполнение мероприятий по содержанию кладбищ в соответствии с санитарными правилами, их реконструкция невозможны в связи с отсутствием оформленного права собственности на земельный участок, занятый кладбищем, так как достаточные денежные средства не закладываются в местный бюджет.

Учитывая, что для оформления права собственности на земельный участок, занятый кладбищем, необходимо внесение изменений в генеральный план Жарковского сельского поселения, разработка правил землепользования и застройки д. Прохоренки Жарковского сельского поселения, перевод его из земель лесного фонда в другую категорию, что требует значительного времени и затраты бюджетных денежных средств, которые носят целевой характер, представляется возможным предоставить ответчику срок для выполнения действий, направленных на оформление земельных участков, занятых кладбищами, в муниципальную собственность в установленном порядке с приложением всех необходимых документов - до 01.11.2018г.

На основании изложенного прокурор просил суд:

1. Признать незаконным бездействие администрации Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области по организации на территории муниципального образования мест захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

2. Обязать администрацию Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельный участок кладбища, расположенного на территории Жарковского сельского поселения в д. Прохоренки Жарковского района Тверской области в срок до 01.11.2018 г.

Исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ч. 1 ФЗ РФ № 7- ФЗ от 10.01.2001 г. «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 14 ч. 1 п. 22 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии со ст. 25 ч. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2011 г. № 84 утверждены санитарные правила и нормы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» установлены гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании) эксплуатации кладбищ.

В силу ст. 35 п.п. 1, 13 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, размещение которых может быть обеспечено только путем их выделения. В нарушение указанных норм администрация сельского поселения не выполняет обязанность по организации мест захоронения, отвечающих требованиям законодательства, так как земельные участки, занятые кладбищами не оформлены в муниципальную собственность.

Согласно ст. 209, ст. 215 ГК РФ, ст. 51 ФЗ РФ № 131- ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное имущество без каких-либо ограничений может находиться в режиме казны муниципального образования; закрепляться за муниципальными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; передаваться на ином вещном или обязательственном праве, в т.ч. праве аренды, иным физическим или юридическим лицам.

Таким образом, земли кладбищ могут находиться в муниципальной собственности, так и передаваться после оформления муниципальной собственности муниципальным образованием во владение и пользование иным юридическим лицам (муниципальным предприятиям и учреждениям либо иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере погребения и оказания ритуальных услуг).

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 93.03.11); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код 93.03.11.110); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код 93.03.11.130); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код 93.03.11.131).

Таким образом, предоставление мест под захоронение может рассматриваться как составная часть услуг кладбищ по захоронению. При отсутствии оформленных прав муниципального образования на земельные участки, занятыми кладбищами, услуга по предоставлению гражданам земельных участков на этом кладбище для захоронения осуществляется без имеющихся на то полномочий.

Согласно ст. 17 п. 3, п. 4 ФЗ РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле» для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением № 84 от 28.06.2011 г. Главного государственного врача РФ, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.

При таких обстоятельствах нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования, на получение установленных законом гарантий осуществления погребения умерших, право на благоприятную окружающую среду, так как выполнение мероприятий по содержанию кладбищ в соответствии с санитарными правилами, их реконструкция невозможны в связи с отсутствием оформленного права собственности на земельный участок, занятый кладбищем, так как достаточные денежные средства не закладываются в местный бюджет.

Участки для захоронений предоставляются гражданам при отсутствии права у муниципального образования распоряжаться данными земельным участком.

Согласно п. 14 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является, в том числе совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.

Согласно ст. 19 ч. 1 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Согласно ст. 11 ч. 2 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В настоящее время администрацией сельского поселения не принято достаточных мер по оформлению земельного участка, занятого кладбищем, в муниципальную собственность. Проведено межевание земельного участка, земельный участок поставлен на кадастровый учет. В ходе межевания установлено, что он относится к категории земель лесного фонда. Не проведена процедура по переводу земель лесного фонда в земли других категорий.

Таким образом, судом установлено, что бездействие администрации Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области по организации на территории поселения мест захоронений, соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно - эпидемиологического законодательства, является незаконным.

При наличии таких обстоятельств требования прокурора Жарковского района Тверской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, являются законными и обоснованными, вследствие чего подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 292-293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Жарковского района Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области по организации на территории муниципального образования мест захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать администрацию Жарковского сельского поселения Жарковского района Тверской области в срок до 01 ноября 2018 года оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельный участок кладбища, расположенного на территории Жарковского сельского поселения в д. Прохоренки Жарковского района Тверской области.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Жарковский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий: А.П. Коршаков

1версия для печати

2а-96/2017 ~ М-85/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Жарковского района
Ответчики
Администрация Жарковского сельского поселения
Другие
Администрация Жарковского района
Судья
Коршаков Александр Петрович
Дело на сайте суда
zharkovsky--twr.sudrf.ru
02.08.2017Регистрация административного искового заявления
02.08.2017Передача материалов судье
02.08.2017Решение вопроса о принятии к производству
02.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2017Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
15.08.2017Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
16.08.2017Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
16.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2017Дело оформлено
11.09.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее