Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-520/2024 ~ М-166/2024 от 08.02.2024

Дело № 2-520/2024

11RS0004-01-2024-000416-44

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

судьи Литвиненко С.К.,

при секретаре судебного заседания Макаровой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 17 июля 2024 года дело по иску Ермоленко ****, Алферовой ****, Видаевой Л.Е., Колесниковой Н.Э., Окуневой В.Н., Брегида Г.И. к администрации МР «Печора» о возложении обязанности направить соглашение об изъятии земельного участка и жилого помещения,

установил:

Ермоленко Л.А., Алферова В.М., Видаева Л.Е., Колесникова Н.Э., Окунева В.Н., Брегида Г.И. обратились с иском в суд к администрации МР «Печора» о возложении обязанности направить соглашение об изъятии земельного участка и жилого помещения. В обоснование иска указав, что Ермоленко Л.А. является собственником ********** и проживает в указанном помещении. Алферова В.М. –**********. Видаева Л.А. – ********** (проживает). Колесникова Н.Э.- ********** (также проживает). Окунева В.Н. –********** (проживает). Брегида Г.И.- ********** (проживает). ********** в г. Печоре построен в 1956 году, последний капитальный ремонт был произведен в 1990г. На дату обследования 2018г. срок эксплуатации составляет 62 года. По состоянию на 16.08.2010 физический износ здания составлял 50%. Паспорт здания не составлялся в связи с неудовлетворительным техническим состоянием всего здания: здание не пригодно для проживания и находится в аварийном техническом состоянии. В настоящее время здание находится в аварийном техническом состоянии, моральный износ здания, на дату обследования составляет более 60%, а физический -67%. Пребывание граждан в таком здании не безопасно, сохранность инженерного оборудования при таком состоянии несущих конструкций находится под угрозой прорыва в результате неконтролируемой осадки конструкций стен, перекрытий. 15.08.2018 по заявке жильцом дома АО «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» филиала по РК был составлен отчет по обследованию указанного выше многоквартирного жилого дома. В ходе обследования сотрудники бюро пришли к выводу, что общее состояние здания в целом, согласно ГОСТ 31937-2011, оценивается как –аварийное. Проведение капитального ремонта экономически не целесообразно. Рекомендовано снять здание с баланса и снести. Межведомственная комиссия по результатам обследования приняла заключение о выявлении оснований для признания ********** в г.Печора аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации МР «Печора» №...-р от 28.09.2018 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, определен срок сноса до 31.01.2022. 16.05.2018 собственникам помещений жилого дома (********** направлены требования о сносе дом до 31.12.2021. Снос дома собственниками по состоянию на 03.02.2024 не произведен, однако дальнейшие действия по осуществлению процедуры изъятия жилых помещений не проводятся, а состояние жилого дома ухудшается с каждым днем, происходит частичное обрушение кровли, осыпание стен, что усугубляет угрозу жизни проживающих в доме граждан. Непринятие уполномоченным органом действий, направленных на изъятие аварийного жилья для муниципальных нужд, нарушает права граждан.

Истцы, обосновывая свои требования положениями ст.32 Жилищного кодекса РФ, ст.279 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 56.2, 56.7, 56.10 Земельного кодекса РФ, просят суд признать незаконным бездействие администрации МР «Печора» по не направлению собственникам ********** Ермоленко Л.А., ********** Алферовой В.М., ********** Видаевой Л.Е., ********** Колесниковой Н.Э., ********** Окуневой В.Н., ********** Брегиде Г.И., ********** в г.Печоре Республики Коми соглашения об изъятии земельных участков и жилых помещений; обязать администрацию МР «Печора» в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу направить собственникам жилых помещений, по адресу: г.Печора, ********** Ермоленко Л.А., ********** Алферовой В.М., ********** Видаевой Л.Е., ********** Колесниковой Н.Э., ********** Окуневой В.Н., ********** Брегиде Г.И., соглашение о выкупе жилых помещений для муниципальных нужд с определением цены, сроков и иных условий выкупа.

Заявлением от 25.04.2024г. истцами уточнены требования, просят суд признать незаконным бездействие администрации МР «Печора», заключающееся в непринятии мер по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный ********** в г.Печоре, и обязать ответчика принять решение об изъятии для муниципальных нужд этот земельный участок; признать незаконным бездействие администрации МР «Печора» по не направлению собственникам ********** Ермоленко Л.А., ********** Алферовой В.М., ********** Видаевой Л.Е., ********** Колесниковой Н.Э., ********** Окуневой В.Н., ********** Брегиде Г.И., ********** в г.Печоре Республики Коми соглашения об изъятии земельных участков и жилых помещений; обязать администрацию МР «Печора» в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу направить административным истцам соглашение о выкупе жилых помещений для муниципальных нужд с определением цены, сроков и иных условий выкупа (т.1 л.д.161-163).

Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истцов, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (т.1 л.д.234-239, т.2 л.д.1-8), в заявлении просят рассмотреть дело в их отсутствие, на уточненном иске настаивают (т.1 л.д.162-163).

В судебном заседании представитель истцов Брегида Г.И., Колесниковой Н.Э., Окуневой В.Н. - Принцев А.В., допущенный к участию в деле на основании устных заявлений Брегида Г.И., Колесниковой Н.Э., Окуневой В.Н., занесенных в протокол судебного заседания 27.03.2024 (т.1 л.д.130-131), на уточненном иске настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнениях к нему и объяснения, данные в предыдущем судебном заседании, поддержал.

Представитель ответчика Натхина Е.О., действующая на основании доверенности (т.1 л.д.226), иск не признала, поддержала правовую позицию, изложенную письменно (т.1 л.д.104-105,225)

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Республики Коми, Министерство финансов Республики Коми, ГБУ РК «РУТИКО».

Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц КУМС МР «Печора», Правительства Республики Коми, Министерства финансов Республики Коми, ГБУ РК «РУТИКО», извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (т.1 л.д.233,240-244, т.2 л.д.9).

В своих возражениях КУМС МР «Печора», Правительство Республики Коми, Министерство финансов Республики Коми требования не поддерживают (т.1 л.д.103,143-145,151-152, 202-205, 210-212, 213,227-228),

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.ст.12,35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Из материалов дела следует, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в ********** в г. Печоре Республики Коми, а именно: Ермоленко Л.А. **********, Алферова В.М. **********, Видаева Л.Е. **********, Колесникова Н.Э. **********, Окунева В.Н. **********, Брегида Г.И. ********** (т.1 л.д.21, 87-102).

Согласно Акта и Заключения межведомственной комиссии МР «Печора» от 03.09.2018 г., МКД, расположенный по адресу: г. Печора, **********, признан аварийным и подлежащим сносу (т.1 л.д.42-43).

Распоряжением администрации МР «Печора» №...-р от 28.09.2018 признаны аварийными, подлежащими сносу многоквартирные дома согласно положению к распоряжению, в т.ч., ********** в г.Печора, определен срок сноса многоквартирных домов и сроки отселения физических лиц в домах, признанных аварийными, подлежащими сносу и расселению – до 31.01.2022 (т.1 л.д.109).

Жилой ********** в г.Печора Республики Коми в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы» не включен.

По информации, представленной КУМС МР «Печора», на территории Республики Коми разрабатывается проект новой республиканской программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в которую включены МКД, признанные в установленном законом порядке аварийными и подлежащим сносу с 01.01.2017 по 01.01.2022 годы.

В адрес министерства строительства и жилищного - коммунального хозяйства Республики Коми, направлено ходатайство с перечнем аварийных домов, подлежащих расселению. ********** включен в этап 2026 года (т.1 л.д.213-217).

На основании требований заместителя руководителя администрации МР «Печора» от 11.05.2021 (№№...), №..., №..., №..., №..., №..., №...), направленным в адрес истцов, следует, что в соответствии с ч.10 ст.32 ЖК РФ истцам, совместно с другими собственниками жилых помещений, предложено в срок до 31.12.2021 осуществить снос МКД (т.1 л.д.110-116).

До настоящего времени указанный МКД не снесен.

В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47 предусмотрено, что к компетенции органа местного самоуправления относится принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Признание дома аварийным, подлежащим сносу и принятие распоряжения о сносе дома и отселении граждан является началом процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

Как следует из ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии со ст.279 Гражданского кодекса РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В силу пп.3 п.1 ст.56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Согласно пп.4 п.2 ст.56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Сроки для принятия решения об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в доме, расположенном на изымаемом земельном участке, для муниципальных нужд нормами жилищного законодательства не установлены, однако с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.

На основании изложенного, учитывая, что установленный ответчиком в требовании срок для сноса многоквартирного дома истек (до 31.12.2021), принимая во внимание техническое состояние дома, суд приходит к выводу о том, что требование истцов о возложении на администрацию МР «Печора» обязанности принять решение об изъятии земельного участка и принадлежащих истцам жилых помещений для муниципальных нужд подлежит удовлетворению. В целях надлежащего и своевременного исполнения решения в данной части, суд полагает возможным установить срок его исполнения – в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Наличие в собственности истцом иного жилого помещения не освобождает ответчика от обязанности по выполнению требований жилищного, гражданского и земельного законодательства.

В соответствии с ч.4 ст.32 Жилищного кодекса РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В соответствии с требованиями ст.56.7 Земельного кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: 1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; 2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; 3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков; 4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; 5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; 6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; 7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; 8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Согласно пп.7 п.1 ст.56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в том числе содержит размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости. Размер возмещения определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных статьей 56.8 Земельного кодекса РФ.

Согласно п.2 ст.56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

В соответствии с положениями п.3,6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.

Непринятие уполномоченным органом действий, направленных на изъятие аварийного жилья для муниципальных нужд, нарушает права граждан.

Из п.5 ст.56.7 Земельного кодекса РФ следует также обязанность органа местного самоуправления определить выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что уточненные требования истцов подлежат удовлетворению.

Положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ предусматривают право суда устанавливать срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить решение суда.

С учетом конкретных обстоятельств дела, сроков проведения процедур, связанных с согласованием проекта соответствующего соглашения, но вместе с тем, учитывая, что ответчиком своевременных мер к принятию такого решения не принято, суд находит, что разумным сроком для устранения допущенных нарушений по подготовке и направлению проекта соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, является срок – пять месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию муниципального района «Печора» (****) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, предоставленного для обслуживания многоквартирного дома по адресу: ********** жилых помещений – ********** в г.Печора Республики Коми, принадлежащих на праве собственности Ермоленко Л.А., Алферовой ****, Видаевой Л.Е., Колесниковой Н.Э., Окуневой В.Н., Брегида Г.И. соответственно.

Обязать администрацию муниципального района «Печора» (ИНН 1105012781) в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить Ермоленко Л.А., ****, Алферовой ****, ****, Видаевой Л.Е., ****, Колесниковой Н.Э., ****, Окуневой В.Н., ****, Брегида Г.И., ****, проект соглашения об изъятии (выкупе) для муниципальных нужд земельного участка по адресу ********** жилых помещений – №..., принадлежащих на праве собственности Ермоленко Л.А., Алферовой ****, Видаевой Л.Е., Колесниковой Н.Э., Окуневой В.Н., Брегида Г.И. соответственно, с определением размера возмещения за изымаемое имущество в соответствии с частью 7 стать 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья -           С.К.Литвиненко

Мотивированное решение составлено 22 июля 2024 года.

2-520/2024 ~ М-166/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Видаева Лариса Евгеньевна
Окунева Валентина Николаевна
Ермоленко Людмила Александровна
Колесникова Надежда Эдуардовна
Алферова Виктория Мэлсовна
Брегида Галина Ивановна
Ответчики
Администрация МР "Печора"
Другие
КУМС МР "Печора"
Принцев Андрей Викторович
Министерство финансов Республики Коми
Правительство Республики Коми
ГБУ РК «РУТИКО»
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Литвиненко Станислав Константинович
Дело на странице суда
pechora--komi.sudrf.ru
08.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2024Передача материалов судье
09.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2024Судебное заседание
25.04.2024Судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
17.07.2024Судебное заседание
22.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее