Дело № 2-3195/2023
УИД 86RS0007-01-2023-003718-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2023 года г. Нефтеюганск.
Нефтеюганский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Фоменко И.И., при секретаре Черненко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко Виктории Викторовны к администрации города Нефтеюганска о предоставлении жилого помещения в собственность взамен непригодного для проживания,
установил:
Бондаренко В.В. обратилась в суд с иском, в котором просит обязать администрацию города Нефтеюганска (далее также - администрация) предоставить ей взамен жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) другое равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 52,9 кв.м, состоящее из трех комнат, отвечающее установленным требованиям, находящееся в г. Нефтеюганске.
Свои требования истица мотивировала тем, что с 22.06.2017 является собственником указанной квартиры на основании договора купли-продажи от 08.06.2017.
Распоряжением администрации № от 30.12.2014 дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, признан аварийным и подлежащим сносу.
Во исполнение постановления администрации об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный дом, истцу было предложено заключить соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества путем выкупа по цене приобретения жилого помещения по договору купли-продажи, с чем она не согласна, полагая, что вправе требовать предоставления в собственность другого равнозначного жилого помещения, поскольку дом включен в адресную программу по расселению непригодных для проживания многоквартирных домов.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте его проведения извещены, заявили о рассмотрении дела в их отсутствие, представителем ответчика в суд представлены письменные возражения об отказе в иске.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу,
обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, устанавливает Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно ч. 1 ст. 3 которого в целях данного федерального закона создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда в п. 3 ст. 2 данного федерального закона понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32 и 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ, которые предусматривают не только выкуп и обмен жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, но и предоставление другого благоустроенного жилого помещения.
Под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда в п. 4 ст. 2 данного Закона понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом.
Статьей 16 указанного Закона предусмотрено утверждение в целях реализации принципа безвозвратного и безвозмездного переселения граждан высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в котором должен быть указан перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.Включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8, 8.1 и 8.2 ст. 32 ЖК РФ, при этом условия региональных программ не могут ухудшать положение проживающих в аварийном доме граждан по сравнению с установленными Федеральным законом.
Указанные разъяснения содержатся в п. 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 за 2019 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 апреля 2019 года, п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 за 2017 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 декабря 2017 года, разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.
Как установлено в судебном заседании, истец Бондаренко В.В., является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) состоящего из трех комнат, общей площадью 52,9 кв.м, на основании договора купли-продажи квартиры от 08.06.2017, прошедшего государственную регистрацию 22.06.2017.
Жилой дом №, расположенный по адресу: (адрес) на основании распоряжения Администрации г. Нефтеюганска от 30.12.2014 №р был признан аварийным и подлежащим сносу.
10.07.2015 в адрес предыдущего собственника спорного жилого помещения направлялось требование о принятии решения о сносе дома в течение 6 месяцев со дня получения требования, которое получено представителем собственника 06.10.2015.
Согласно адресной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства ХМАО - Югры от 01.04.2019 №, планируемая дата окончания переселения граждан из аварийного жилого дома (адрес) - 01.09.2024.
Между тем, постановлением администрации от 21.04.2023 № «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд» принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 730 кв.м, расположенного по адресу(адрес) и жилых помещений, в том: числе жилого помещения №, заключении соглашений об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд с правообладателями изымаемой недвижимости.
Во исполнение названного постановления, положений статьи 32 ЖК РФ и пп. 3 п. 10 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ, 14.09.2023 истцу вручены:
- проект Соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд с выплатой возмещения в размере 1 300 000 руб.
- Отчет (иные данные) № от 23.06.2023 об определении размера возмещения за изымаемый земельный участок и расположенное на нем недвижимое имущество, состоящее из квартиры (адрес) согласно которому стоимость изымаемых объектов недвижимости с учетом стоимости всех убытков, причиненных их изъятием, составляет 5 257 443 руб.;
- выписки из ЕГРН на изымаемое недвижимое имущество.
Вместе с тем, в силу же положений пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» у администрации имеется обязанность предоставить Бондаренко В.В. в собственность другое равнозначное благоустроенное жилое помещение.
Разрешая же вопрос о равнозначности жилых помещений по количеству комнат, суд принимает во внимание, что действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений жилищным законодательством и соглашением участников таких отношений, не урегулированы требования к равнозначности жилого помещения для собственников жилых помещений при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Такие требования предусмотрены только пунктом 1 статьи 89 ЖК РФ, для правоотношений, возникающих из договора социального найма жилого помещения, однако, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26.06.2018 N 5-КГ18-93, аналогия закона для собственников жилых помещений, подлежащих сносу, применению не подлежит.
Следовательно, при невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости (часть 2 ст. 7 ЖК РФ).
Поскольку Бондаренко В.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение состоящее из трех жилых комнат, следовательно, предоставляемое ей жилое помещение взамен непригодного должно быть равнозначным, как по площади, так и по количеству комнат в квартире. Такой подход также предусмотрен частью 7, действующей с 02.01.2021 статьи 32.1 ЖК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Бондаренко Виктории Викторовны удовлетворить.
Обязать администрацию города Нефтеюганска предоставить Бондаренко Виктории Викторовне в собственность равнозначное благоустроенное жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью не менее 52,9 кв.м в границах города Нефтеюганска, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес)
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия, в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.
СУДЬЯ: подпись