38RS0017-01-2023-000524-86
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2023 года г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Рычковой Н.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Усовой О.В., с участием истцов Онищенко В.Г., Уточкиной Н.В., Воробьевой Г.И., третьего лица Кравец Е.А., представителя администрации Нижнеудинского муниципального образования Столяровой Л.И, представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» по доверенности Качанова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-495/2023 по иску Онищенко В.Г., Уточкиной Н.В., Воробьевой Г.И. к администрации Нижнеудинского муниципального образования, межведомственной комиссии администрации Нижнеудинского муниципального образования, министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен>, ОГКУ «Управление социальной защиты населения» по <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен> об отмене заключения межведомственной комиссии, признании дома аварийным и подлежащим сносу, признании права на социальную выплату,
УСТАНОВИЛ:
Онищенко В.Г., Уточкина Н.В., Воробьева Г.И. обратились в суд с иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования, межведомственной комиссии администрации Нижнеудинского муниципального образования, министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен>, ОГКУ «Управление социальной защиты населения» по <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен> о признании незаконными заключение межведомственной комиссии, признании дома аварийным и подлежащим сносу, признании права на социальную выплату.
В обоснование исковых требований истцы указали, что в результате наводнения в июне 2019 года их многоквартирный дом по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, подвергся наводнению. Наводнением дому причинены повреждения, делающие его непригодным для проживания и подлежащим сносу, однако межведомственная комиссия после обследования дома выявила основания для признания дома подлежащим капитальному ремонту. В соответствии с технической экспертизой ООО «МНСЭ» состояние дома после воздействия паводком является ограниченно-работоспособным, требующим проведения работ по капитальному ремонту. На основании постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования жилой дом признан подлежащим капитальному ремонту.
В октябре-ноябре 2019 года в доме проведены работы. дата обезличена они повторно обратились с заявлением в межведомственную комиссию о проведении дополнительного обследования дома с целью признания дома аварийным и получения мер финансовой поддержки. дата обезличена было проведено инструментальное обследование дома сотрудниками ФАУ «РосКапСтрой», по результатам составлено заключение, в соответствии с которым ограниченно-работоспособное состояние является следствием физического износа в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период всей эксплуатации здания. Здание имеет сильный физический износ. Затопление паводковыми водами оказало влияние на общее техническое состояние несущих конструкций здания. Здание морально устарело. Ввиду сильного физического износа мероприятия по восстановлению жилого дома экономически нецелесообразны, так как необходимо усилить, либо заменить несущие конструкции (панели дома). По результатам экспертизы ФАУ «РосКапСтрой» межведомственная комиссия и глава муниципального образования отказались проводить заседание межведомственной комиссии. Решением Нижнеудинского городского суда от дата обезличена признано незаконным заключение межведомственной комиссии о выявлении оснований для проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома, на администрацию возложена обязанность провести обследование многоквартирного жилого дома и принять по нему решение.
За период с 1 марта по октябрь 2020 года состояние дома существенно изменилось из-за негативного воздействия на него паводка, о чем указано в заключении ООО «Акцент». Вместе с тем дата обезличена межведомственна комиссия не установила оснований для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена, вступившего в законную силу дата обезличена, исковые требования удовлетворены, признаны незаконными заключение межведомственной комиссии от дата обезличена и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена об отсутствии оснований для признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. На администрацию Нижнеудинского муниципального образования возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование многоквартирного дома и принять по нему решение, в удовлетворении остальной части иска отказано. дата обезличена истцы в очередной раз подали заявление в межведомственную комиссию о проведении обследования дома на основании решения Нижнеудинского городского суда Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена. дата обезличена проведено визуальное обследование многоквартирного дома и составлен акт номер обезличен. дата обезличена состоялось очередное обследование многоквартирного дома. дата обезличена прошло заседание межведомственной комиссии по вопросу оценки соответствия помещения (жилого дома) требованиям, установленным в Положении, утвержденном Правительством РФ дата обезличена. На этом заседании межведомственная комиссия взяла во внимание только заключение ООО «Акцент» и вынесла решение о том, что, так как экспертное заключение ООО «Акцент» было в октябре 2020 года, а это на взгляд членов комиссии достаточный срок (2 года 5 месяцев), поэтому необходимо повторное обследование. Вопреки пп. 46 и 47 Положения номер обезличен комиссией нарушен срок обследования дома, принято решение от дата обезличена не предусмотренное Положением номер обезличен. Ранее судебным решением было установлено, что заключения межведомственной комиссии об определении дома на капитальный ремонт, а также об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным принимаются без учета фактического состояния многоквартирного дома, в противоречие установленным судебными решениями обстоятельствам и выводам, изложенным в исследованных технических заключениях об аварийности несущих конструкций, предостережению об опасности дальнейшего проживания людей в обследованном многоквартирном доме, а также о наличии множественных повреждениях, следов гнили, трещин. Суд неоднократно указывал, что межведомственная комиссия, располагающая указанными заключениями (ФАУ «РосКапСтрой» и ООО «Акцент») при принятии решений выводы специалистов о наличии аварийных участков стеновых панелей, выполняющих роль несущих конструкций в четырехэтажном жилом здании, обнаруженной деформации и повреждений, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, крен дома – предельно допустимая норма, деформация наружных стен (панели дома являются несущими), подвижки фундамента, отрыв перегородок от несущих стен, опровергнуты не были.
Межведомственная комиссия и орган местного самоуправления Нижнеудинского муниципального образования формально исполняют судебные акты о необходимости пересмотра своих решений, практически игнорируют предписания этих актов, обессмысливая достигнутые ими процессуальные результаты, односторонне и произвольно используя свои полномочия в данной сфере. Принимаются новые решения, противоречащие существу того решения, которое принял суд. Нижнеудинский городской суд неоднократно отменял акты межведомственной комиссии как незаконные и необоснованные. Но, несмотря на это, межведомственной комиссией и органом местного самоуправления вновь допущены нарушения, на необходимость исправления которых было указано в ранее вынесенном судебном решении, и при этом судом установлены все фактические обстоятельства, необходимые и достаточные для принятия решения по вопросу о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Также истцы полагают, что они соответствуют всем необходимым условиям, предусмотренным для назначения социальной выплаты, которая направлена на оказание помощи лицам, лишившимся жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации: являются собственниками жилых помещений на день введения режима чрезвычайной ситуации; утраченные жилые помещения находятся в зоне чрезвычайной ситуации. С момента существенного повреждения многоквартирного дома в результате чрезвычайной ситуации – наводнения они не могут восстановить нарушенное конституционное право на жилище, предусмотренное статьей 40 Конституции Российской Федерации, потому что межведомственная комиссия и глава Нижнеудинского муниципального образования формально подходят к исполнению решения судов, тем самым не обеспечивается конкретное восстановление нарушенных прав истцов.
Истцы просят суд:
отменить заключение межведомственной комиссии номер обезличен от 30.01.2023 об оценки соответствия помещения (жилого дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом;
восстановить права истцов путем прямого признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, в результате паводка, произошедшего на территории Иркутской <адрес обезличен> в июне-июле 2019 года;
признать право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебном заседании истцы Онищенко В.Г., Уточкина Н.В., Воробьева Г.И. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснили, что заключениями компетентных организаций установлено, что проведение реконструкции жилого дома технически и экономически нецелесообразно, затопление паводковыми водами оказало влияние на общее техническое состояние несущих конструкций здания (а это панели дома), приведение здания к безопасной эксплуатации экономически нецелесообразно. На сегодняшний день состояние дома ухудшается, соответствующее экспертное заключение межведомственной комиссии было представлено ответчику, требование о предоставлении еще одного заключения противоречит закону, в связи с чем, принятое заключение межведомственной комиссии они просят отменить как незаконное.
В судебном заседании третье лицо Кравец Е.А., проживающая и зарегистрированная в спорном жилом помещении, с исковыми требованиями согласилась, суду пояснила, что межведомственной комиссией принято решение, не предусмотренное Положением, утвержденным постановлением Правительства номер обезличен. Соответствующее заключение, предоставление которого требует межведомственная комиссия от собственников, было предоставлено в межведомственную комиссию ранее. На заседании комиссии доводы собственников о том, что основным нормативным документом, регламентирующим срок действия результатов обследования с целью установления фактического состояния здания, является ГОСТ 31937-2011, в соответствии с которым обследование технического состояния здания проводится не реже одного раза в 10 лет. Обследование дома ООО «Акцент» проводилось в 2020 году. Кроме того отметила, что повторное обследование многоквартирного дома проводилось в рамках исполнения решения Нижнеудинского городского суда. Один из членов комиссии на заседании межведомственной комиссии принимал участие по телефону.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования по доверенности Столярова Л.И., исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, дополнительно суду пояснила, что оспариваемое заключение соответствует закону, поскольку соответствующим Положением предусмотрено право комиссии требовать от собственников проведение дополнительного инструментального обследование многоквартирного дома с предоставлением заключения юридического лица. Действительно, в заседании комиссии дата обезличена член комиссии Делеган И.В. принимала участие путем осуществления звонка на ее телефон одним из присутствующих членов комиссии, однако она свое мнение озвучила по телефону, участвовала дата обезличена в обследовании многоквартирного дома, что отражено в протоколе. Член комиссии - государственный жилищный инспектор Иркутской <адрес обезличен> Делеган И.В. принимала участие дата обезличена в заседании комиссии от территориального отдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской <адрес обезличен> вместо назначенного в постановлении от дата обезличена номер обезличен государственного жилищного инспектора Иркутской <адрес обезличен> члена комиссии Сарабахова О.А. в связи с временной нетрудоспособностью последней.
В судебном заседании представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» Качанов С.А., действующий на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных статье 54 ГПК РФ, исковые требования не признал, суду пояснил, что оснований для удовлетворения исковых требований к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» не имеется, поскольку предоставление социальной выплаты носит исключительно заявительный порядок, на сегодняшний день истцы не обращались в учреждение по вопросу выдачи им свидетельства на получение социальной выплаты.
В судебное заседание ответчик министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен> в лице представителя не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и возражения на иск, в которых просили в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку признание за гражданином права на социальную выплату за жилые помещения, которые утрачены в результате чрезвычайной ситуации реализуется не в судебном порядке и носит заявительный характер. Обязательным условием возникновения права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления социальной выплаты взамен утраченного жилого помещения является нахождение утраченного жилого помещения в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, а также признание такого жилого помещения утраченным в результате чрезвычайной ситуации. Такой совокупности по делу не установлено.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов гражданского дела, что истцы являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Иркутская <адрес обезличен>: Онищенко В.Г. на праве собственности принадлежит <адрес обезличен>; Уточкиной Н.В. на праве собственности принадлежит <адрес обезличен>; Воробьевой Г.И. на праве собственности принадлежит <адрес обезличен>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРН.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, входит в границы чрезвычайной ситуации произошедшей в летний период 2019 года согласно постановлению администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен «Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования.
По результатам проведения оценки на заседании межведомственной комиссии администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена принято заключение номер обезличен о наличии оснований для признания рассматриваемого многоквартирного дома подлежащим капитальному ремонту в соответствии с п. 33, 36, 38, 47 Постановления Правительства РФ от дата обезличена номер обезличен (в ред. от дата обезличена). Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования номер обезличен от дата обезличена многоквартирный дом признан подлежащим капитальному ремонту.
Вступившим в законную силу дата обезличена решением Нижнеудинского городского суда Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена частично удовлетворены требования Онищенко В.Г., Уточкиной Н.В., Воробьевой Г.И. суд постановил: признать незаконным заключение назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования межведомственной комиссии номер обезличен от дата обезличена о выявлении оснований для проведения капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>; возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, и принять по нему решение; в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности признать жилой дом аварийным и непригодным к проживанию, отказать.
дата обезличена межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен повторно рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия помещения (многоквартирного жилого дома) номер обезличен по <адрес обезличен> требованиям, установленным Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен.
По результатам рассмотрения принято заключение номер обезличен от 13.05.2021 об отсутствии оснований для признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Вступившим в законную силу дата обезличена решением Нижнеудинского городского суда Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена частично удовлетворены требования Онищенко В.Г., Уточкиной Н.В., Воробьевой Г.И., Жуковой В.С., суд постановил: признать незаконным заключение межведомственной комиссии номер обезличен от дата обезличена об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; признать незаконным постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования номер обезличен от дата обезличена об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен> принять по нему решение.
В удовлетворении исковых требований Онищенко В.Г., Уточкиной Н.В., Воробьевой Г.И., Жуковой В.С. в большем размере отказано.
дата обезличена межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен «Об утверждении состава комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» в третий раз рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия помещения (многоквартирного жилого дома) номер обезличен по <адрес обезличен> требованиям, установленным Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен.
По результатам рассмотрения принято заключение номер обезличен от 30.01.2023 о необходимости проведения дополнительного инструментального обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, с предоставлением в межведомственную комиссию заключения юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов, оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций.
Не согласившись с принятым заключением от дата обезличена, истцы обратились в суд с иском об его отмене как незаконного и указали, что многоквартирный жилой дом находился в зоне затопления в связи с резким повышением уровня воды в реке Уда в городе Нижнеудинск с дата обезличена по дата обезличена; повреждение жилого дома вызваны именно паводком 2019 года; межведомственной комиссией нарушен порядок, предусмотренный постановлением Правительства РФ номер обезличен от дата обезличена, и принято не предусмотренное Положением решение.
Согласно пунктам 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Согласно пункту 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренное пунктом 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 календарных дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
В силу пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, межведомственная комиссия по результатам обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, проведенного во исполнение решения Нижнеудинского городского суда Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена, пришла к выводу о необходимости проведения дополнительного инструментального обследования жилого помещения с предоставлением в межведомственную комиссию заключения юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов, оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций.
Перечень необходимых для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным документов установлен пунктом 45 Положения, где в числе прочих указано заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (подпункт «г»).
Действительно, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает, в частности, заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (абзац третий пункта 44 Положения).
Вместе с тем, следует обратить внимание на то обстоятельство, что на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен> принять по нему решение была возложена на основании вступившего в законную силу дата обезличена решения Нижнеудинского городского суда Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена.
В решении от дата обезличена касаемо обстоятельств, что в качестве основания для принятия оспариваемого заключения явилось отсутствие заключения специализированной организации о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции судом уже было указано, что заключение межведомственной комиссии, принятое в порядке пункта 47 Положения об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим носу или реконструкции не может быть обусловлено не представлением собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома документов, предусмотренных пунктом 45 Положения.
Фактически мер к организации проведения обследования дома специализированной организацией межведомственной комиссией не принято, а принятое дата обезличена на заседании межведомственной комиссии решение по названному вопросу не является тем решением, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам проведенного повторного обследования многоквартирного жилого дома.
Кроме того, оспариваемое решение о возложении на собственников помещений в многоквартирном доме обязанности представить заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, межведомственной комиссией принято без учета норм законодательства, регулирующие спорные правоотношения при возникновении чрезвычайной ситуации.
Необходимо учитывать, что первоначально собственники обратились в орган местного самоуправления вследствие произошедших в Иркутской <адрес обезличен> обстоятельств чрезвычайного характера - наводнения.
В последующем, в представленном межведомственной комиссии собственниками помещений техническом отчете по обследованию состояния строительных конструкций многоквартирного жилого дома, выполненном в октябре 2020 года ООО «Акцент» указано о деформации наружных стен и подвижек фундамента многоквартирного жилого дома по спорному адресу вследствие паводковых вод и что отклонение плоскости фасада от вертикальной плоскости обусловлено подвижками фундаментов, вызванные паводком, произошедшим в июне 2019 года.
Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций закреплены в статье 18 Федерального закона от дата обезличена № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно пункту 1 которой граждане Российской Федерации имеют право в том числе на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Указом Губернатора Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен-уг на территории Иркутской <адрес обезличен> с 13 часов 00 минут дата обезличена введен режим чрезвычайной ситуации и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования, в том числе в муниципальном образовании «<адрес обезличен>» (пункт 1).
дата обезличена Президентом Российской Федерации подписан Указ номер обезличен «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской <адрес обезличен>», в соответствии с пунктом 1 которого наводнение на территории Иркутской <адрес обезличен> признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.
Согласно подпункту «б» пункта 2 названного указа Правительству Российской Федерации предписано решить вопрос о выделении средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской <адрес обезличен>.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Перечня поручений, утвержденного Президентом Российской Федерации дата обезличена № Пр-1815, правительственной комиссии предписано для ликвидации последствий паводка, произошедшего на территории Иркутской <адрес обезличен>, обеспечить завершение обследования жилых помещений граждан, пострадавших от наводнения, в том числе повторно обратившихся.
Приведенные нормы межведомственной комиссией во внимание не приняты, а также не учтены предписания пункта 42 и абзаца второго пункта 45(1) Положения, в которые были внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен, согласно которым в случае если жилые помещения получили повреждения в результате чрезвычайной ситуации, то межведомственная комиссия принимает предусмотренное пунктом 47 Положения решение на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании полученных посредством межведомственного взаимодействия сведений из Единого государственного реестра недвижимости и представления документов, предусмотренных пунктом 45 Положения, не требуется.
При указанных обстоятельствах доводы представителя администрации Нижнеудинского муниципального образования о том, что заключение специализированной организации должны предоставить собственники помещений, а органы местного самоуправления не обязаны за свой счет заказывать данное заключение, суд находит не состоятельными, основанными на не правильном толковании норм материального права.
Вопреки доводам органа местного самоуправления действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей.
Кроме того, повторное обследование многоквартирного жилого дома межведомственная комиссия проводила на основании решения суда, поэтому комиссия не вправе требовать от собственников проведения дополнительного заключения. В данном случае, межведомственная комиссия была обязана провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия могла самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного многоквартирного дома.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ дата обезличена указано, что при рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять вынесено ли заключение компетентным составом межведомственной комиссии, включались ли в ее состав лица, указанные в пункте 7 Положения, - представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, привлекался ли к работе комиссии собственник жилого помещения либо уполномоченное им лицо, а также эксперты проектно-изыскательских организаций.
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Оспариваемое заключение принято межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен, в составе председателя комиссии Лютова О.А., секретаря комиссии Залещенок О.В., членов комиссии: Клещенок Н.И., Шепелева Е.А., Столяровой Л.И., Дуденковой А.А., Делеган А.А., Турова В.М.
Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии по вопросу оценки соответствия помещения требованиям, установленным в Положении в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, от дата обезличена следует, что советник территориального отдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской <адрес обезличен> Делеган И.В., принимавшая участие в работе комиссии в связи с временной нетрудоспособностью члена комиссии - советника территориального отдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской <адрес обезличен> Сарабахова О.А. в заседании межведомственной комиссии дата обезличена принимала участие посредствам телефонной связи.
Указанное обстоятельство само по себе могло и не повлиять на результаты работы комиссии, но, тем не менее, свидетельствует о нарушении процедуры признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установленной настоящим Положением.
Разрешая заявленные требования об отмене заключения межведомственной комиссии в связи с его незаконностью, суд приходит к выводу, о том, что заключение номер обезличен от дата обезличена дано межведомственной комиссией администрации Нижнеудинского муниципального образования с существенными нарушениями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Таким образом, у суда имеются основания для признания незаконным оспариваемого заключения межведомственной комиссии и удовлетворения требований истцов в этой части.
Удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа.
Разрешая вопрос о возложении на ответчика обязанности организовать обследование спорного жилого помещения и принять по нему решение, суд приходит к выводу об установлении срока в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований в части восстановления прав истцов путем прямого признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, в результате паводка, произошедшего на территории Иркутской <адрес обезличен> в июне-июле 2019 года; признании право истцов на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд не находит.
В соответствии с положениями статьи 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Из приведенных судом положений законодательства следует, что одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции либо выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Процедура принятия такого решения включает в себя подготовку межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции или о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу могут быть оспорены в судебном порядке. Однако, указанное не означает наличие у суда возможности дачи самостоятельной оценки состояния объекта недвижимости, замещающей решение межведомственной комиссии, являющейся единственным субъектом, уполномоченным законом на принятие соответствующих решений.
Принятие судебного решения о признании соответствующих заключений и постановления незаконными влечет возникновение у уполномоченного органа обязанности повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения. Суд вправе возложить на уполномоченный орган обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным законом требованиям, при этом суд не вправе предрешать выводы компетентного органа.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии номер обезличен от дата обезличена о необходимости проведения дополнительного инструментального обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен>, с предоставлением в межведомственную комиссию заключения юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющим право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов, оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций.
Возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская <адрес обезличен> принять по нему решение.
В удовлетворении исковых требований Онищенко В.Г., Уточкиной Н.В., Воробьевой Г.И. в большем размере отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской <адрес обезличен> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.С. Рычкова
Решение суда в окончательной форме изготовлено дата обезличена