Дело № 2-180/2023
УИД 60RS0012-01-2023-000315-40
Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2023 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2023 года г. Невель Псковской области
Невельский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Гутовской Е.В.,
при секретаре Струковой И.М.,
с участием заместителя Невельского межрайонного прокурора Жуковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Невельского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУК «Усвятский районный центр культуры» Усвятского района Псковской области, Администрации Усвятского района, Собранию депутатов муниципального образования «Усвятский район» об обязании оборудовать вход в здание МУК «Усвятский районный центр культуры» Псковской области пандусом,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Невельского межрайонного прокурора Псковской области Жукова Н.В. обратилась в Невельский районный суд Псковской области, с учетом уточнения заявленных требований, с иском к МУК «Усвятский районный центр культуры» Усвятского района Псковской области, Администрации Усвятского района, с требованиями: оборудовать вход в здание МУК «Усвятский районный центр культуры» Псковской области пандусом с учетом технических требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ; к Собранию депутатов муниципального образования «Усвятский район», как главному распорядителю бюджетных средств, об обязании в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства на выполнение работ по оборудованию пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов в здание МУК «Усвятский районный центр культуры», расположенное по адресу: <адрес>.
Требования обоснованы тем, что по результатам проведенной прокурорской проверки исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, выявлены нарушения – установлено, что здание МАКУ «Усвятский РЦК» не оборудовано пандусом или подъемными устройствами для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг учреждения культуры. По результатам проверки вынесено представление об устранении нарушений, данное представление рассмотрено, однако нарушения не устранены. Учредителем МУК «Усвятский РЦК» является муниципальное образование Усвятский район, полномочия собственника имущества и учредителя исполняет Администрация Усвятского района. Имущество закреплено за МУК «Усвятский РЦК» на праве оперативного управления, источником формирования имущества учреждения являются, в том числе, средства, выделяемые Учредителем на приобретение имущества. К исключительной компетенции Собрания депутатов муниципального образования «Усвятский район» относятся утверждение местного бюджета муниципального района на очередной финансовый год и утверждение отчета о его исполнении. Исполнение бюджета и предоставление отчета об его исполнении на утверждение относятся к полномочиям Администрации Усвятского района. Доступность зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, обеспечивается, в первую очередь, путем оборудования в зданиях пандусов. Требования к установлению пандусов установлены сводом правил - СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.
В судебном заседании заместитель Невельского межрайонного прокурора Жукова Н.В. просила заявленные требования удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Представители ответчиков – МУК «Усвятский районный центр культуры» Усвятского района Псковской области (также – МУК «Усвятский РЦК», Учреждение), Администрации Усвятского района, Собрания депутатов муниципального образования «Усвятский район», надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации о рассмотрении дела на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явились, возражений по существу исковых требований не представили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Администрацией Усвятского района представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано об обоснованности требований Невельского межрайонного прокурора, о принятии мер к получению дополнительного финансирования за счет средств областного бюджета, также представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено и подтверждается материалами дела, что МУК «Усвятский РЦК», **, зарегистрировано в качестве юридического лица и расположено по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ. В соответствии с Уставом (новая редакция), утвержденным Постановлением Администрации Усвятского района от 24.07.2020 №150-п1, Учреждение является некоммерческой организацией, его учредителем является муниципальное образование «Усвятский район», полномочия собственника имущества и учредителя исполняет Администрация Усвятского района. Предметом деятельности Учреждения является выполнение работ (оказание услуг) в целях обеспечения реализации полномочий учредителя в сфере культуры. Уставом Учреждения утверждены также основные цели деятельности и виды деятельности Учреждения. Имущество Учреждения является собственностью муниципального образования «Усвятский район» и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Пунктом 6.3. Устава Учреждения определены источники формирования финансовых ресурсов Учреждения.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества Муниципального образования «Усвятский район» от ДД.ММ.ГГГГ, здание кирпичное 2-х этажное, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью ** кв.м., ДД.ММ.ГГГГ года постройки, является муниципальной собственностью МО «Усвятский район» и передано на баланс в оперативное управление МУК «Усвятский районный центр культуры», о чем заключен договор о закреплении имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ года Невельской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения МУК «Усвятский РЦК» требований законодательства о социальной защите инвалидов, в результате которой установлено, что здание, в котором находится Учреждение, не оборудовано пандусами или подъемными устройствами. ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора Учреждения направлено представление об устранении требований законодательства о социальной защите инвалидов, в котором предложено, в том числе, оборудовать пандусами или подъемными устройствами здание МУК «Усвятский РЦК», расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, в ответ на запрос Невельской межрайонной прокуратуры об исполнении представления, директором Учреждения сообщено, что выявленные в ходе проверки нарушения не устранены.
На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 24 Устава муниципального образования «Усвятский район», рассмотрение, утверждение местного бюджета муниципального района на очередной финансовый год и утверждение отчета о его исполнении, относятся к полномочиям Собрания депутатов Усвятского района. Согласно ст. 4 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Усвятский район», утвержденного решением Собрания депутатов от 29.10.2013 №58, к бюджетным полномочиям Собрания депутатов относятся рассмотрение и утверждение бюджета района, отчета о его исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджета района, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета района, осуществление других полномочий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, уставом района, данным Положением и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации. Таким образом, главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования «Усвятский район» является Собрание депутатов Усвятского района.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями.
В силу статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
В соответствии со статьей 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В соответствии со ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 №3612-1, государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ. В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны, в том числе, обеспечивать условия доступности для инвалидов культурных ценностей и благ в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Аналогичная обязанность, в том числе, органов местного самоуправления, по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, включая те, в которых расположены организации культуры и другие организации, а также возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски, закреплена в статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр утвержден и введен в действие СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001 (далее – Свод правил), который предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна) и распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.
Согласно п. 4.4 Свода правил в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
Пунктом 6.1.1 Свода правил предусмотрено, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по пунктам 5.1.14 - 5.1.16 указанного Свода правил. При перепаде высот входной площадки и поверхности тротуара не более 0,2 м допускается не менее чем с одной стороны устраивать пандус без поручня с уклоном не более 100%. (п.6.1.2. Свода правил). Так, в соответствии с требованиями к обустройству пандусов предусмотренными п. 5.1.16 Свода правил, горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее: - на общих путях движения с встречным движением - ширина - 1,8 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,8 x 1,8 м; - при движении в одном направлении - ширина - 1,5 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,5 x 1,5 м. (Примечание - На горизонтальных площадках пандусов для водоотведения следует предусматривать продольный уклон в сторону спуска или поперечный уклон от 5 до 10%.). По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м.
Выявленное Невельской межрайонной прокуратурой отсутствие надлежащим образом оборудованного пандуса на входе в здание учреждения культуры, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как отсутствуют условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры инвалидов.
Само по себе отсутствие финансирования Учреждения, недостаточность денежных средств бюджета района, предусмотренных на выполнение работ по обеспечению доступности муниципального учреждения культуры для маломобильных групп граждан, неучастие органов местного самоуправления в адресных программах по обеспечению доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, не является основанием для освобождения ответчиков от обязанности обеспечить социально незащищенные группы населения условиями для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Учитывая изложенное, руководствуясь приведенным нормами действующего законодательства, проанализировав представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку факт нарушения законодательства нашел свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Невельского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение культуры «Усвятский районный центр культуры» Усвятского района Псковской области, **, Администрацию Усвятского района, **, оборудовать вход в здание МУК «Усвятский районный центр культуры», расположенное по адресу: <адрес>, пандусом с поручнями с учетом технических требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предусмотренных СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр, в срок не позднее 01.12.2023 года.
Обязать Собрание депутатов муниципального образования «Усвятский район», **, как главного распорядителя бюджетных средств, выделить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на выполнение работ по оборудованию пандусом здания МУК «Усвятский районный центр культуры», расположенного по адресу: <адрес>
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Невельский районный суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Гутовская