Дело №11-129/2023 Мировой судья Селихов Д.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 января 2024 года город Орел
Советский районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Щербиной И.С.,
при секретаре Морозовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда апелляционную жалобу Лаврусевича Александра Сергеевича на заочное решение мирового судьи судебного участка №3 Советского района г.Орла от 07 ноября 2023 года по гражданскому делу по иску Лаврусевича Александра Сергеевича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» о защите прав потребителя, которым постановлено:
«Исковые требования Лаврусевича Александра Сергеевича – удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (№***) произвести перерасчет собственнику Лаврусевичу Александру Сергеевичу №*** за услугу – обращение с твердыми коммунальными отходами, по адресу нахождения имущества: <...>, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, определив сумму к уплате в размере <данные изъяты>
Взыскать в пользу Лаврусевича Александра Сергеевича №*** с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» №*** компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, штраф <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» №*** в доход бюджета муниципального образования «город Орел» государственную пошлину в размере <данные изъяты>
установил:
Лаврусевич А.С. обратился к мировому судье с иском к ООО «УК «Зеленая роща» о защите прав потребителя. В обоснование указав, что является собственником жилого помещения. Ответчиком оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащим образом. Полагал, что нарушены его права. По указанным основаниям, просил мирового судью обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» произвести перерасчет начисленной стоимости за услугу – обращение с твердыми коммунальными отходами, по адресу нахождения имущества: <...>, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, определив сумму к уплате в размере <данные изъяты>, взыскать в его пользу с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
Мировым судьей постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Лаврусевич А.С. ставит вопрос об изменении решения мирового судьи в части взыскания компенсации морального вреда, поскольку взысканная сумма является чрезмерно заниженной.
В судебном заседании Лаврусевич А.С. доводы жалобы поддержал.
Представитель ООО «УК «Зеленая роща» по доверенности Самохвалов А.В. просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение мирового судьи оставить без изменения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) решение суда должно быть законным и обоснованным.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 данного закона региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
В силу пункта 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее - Правила № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 2 указанных Правил под потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 10 Правил № 1156 обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее по тексту – Правила № 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пункт 2 Правил № 354 устанавливает, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 148 (24) Правил № 354 определено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право: получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с Примечанием к Приложению № 1, в целях применения настоящего приложения подлежат использованию действующие нормы и требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, устанавливающие обязательные требования к качеству предоставления коммунальных услуг. Приведенные в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регулирующих те же вопросы.
В соответствии с пунктом 15 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПин 2.1.3684-21) хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов. Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 21, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ и п. 150 Правил № 354).
При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 4 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
В силу статьи 2 Закона Орловской области от 05.05.2017 № 2102-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере обеспечения тишины и покоя граждан на территории Орловской области» не допускается нарушение тишины и покоя граждан, в том числе с двадцати трех часов до семи часов по местному времени в рабочие дни, с двадцати трех часов до десяти часов по местному времени в выходные (суббота, воскресенье) и установленные федеральным законодательством нерабочие праздничные дни.
Как установлено мировым судьей, и следует из материалов дела истец Лаврусевич А.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
Заявляя требования о перерасчете платы, взимаемой за оказанную услугу, истец ссылался на то, что региональньм оператором услуга по обращению с ТКО в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ оказывалась некачественно, с перерывами, превышающими допустимую продолжительность установленную законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека. Так, в ДД.ММ.ГГ года вывоз ТКО осуществлялся 13 раз (3,5,7,10,12,14,17,19,21,24,26,28,31), в то время, вывоз ТКО должен осуществляться 26 раз. Представитель ответчика указанные обстоятельства не оспаривал.
Таким образом, истцом подтвержден факт ненадлежащего оказания услуги по обращению с ТКО, в том числе, в части нарушения периодичности их вывоза, в период с ДД.ММ.ГГ, в связи с чем, истец имеет право на перерасчет стоимости указанной коммунальной услуги за данный период.
Представленный истцом, перерасчет начисленной стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ является правильным и ответчиком не оспорен.
В связи с чем, мировой судья пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» произвести перерасчет собственнику Лаврусевичу А.С. за услугу обращение с твердыми коммунальными отходами, по адресу нахождения имущества: <...>, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, определив сумму к уплате в размере <данные изъяты>
Поскольку было установлено нарушение ответчиком прав Лаврусевича С.А. как потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО, мировой судья пришел к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> и штрафа, предусмотренных Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ №*** «О защите прав потребителей», в размере <данные изъяты> (ст. 15, ч. 6 ст. 13 указанного закона).
Между тем, взысканный размер компенсации морального вреда, суд полагает необоснованно заниженным.
Согласно ст.15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда; компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Установив нарушение ответчиком прав истца, как потребителя, оценив степень вины ответчика, обстоятельства рассмотренного гражданского дела, исходя из требований разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>
В соответствии с п.6 ст.13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца (исполнителя услуг) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере <данные изъяты> оснований для его снижения суд не находит.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об изменении решения мирового судьи в части размера взысканных с ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» компенсации морального вреда, штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327 – 329, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционную жалобу Лаврусевича Александра Сергеевича на заочное решение мирового судьи судебного участка №3 Советского района г.Орла от 07 ноября 2023 года – удовлетворить частично.
Заочное решение мирового судьи судебного участка №3 Советского района г.Орла от 07 ноября 2023 года в части размера взысканных с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» компенсации морального вреда, штрафа - изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» в пользу Лаврусевича Александра Сергеевича компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> штраф в размере <данные изъяты>
В остальной части заочное решение мирового судьи судебного участка №3 Советского района г.Орла от 07 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лаврусевича Александра Сергеевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированный текст апелляционного определения будет изготовлен 16 января 2024 года.
Председательствующий: И.С. Щербина