Дело № 2-5/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Зырянка 26 января 2024 года
Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Зиничевой О.И., с участием истца - заместителя прокурора Верхнеколымского района Ефимкина Е.О., при секретаре Инкаровой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску заместителя прокурора Верхнеколымского района в интересах КЕА к администрации муниципального района «Верхнеколымский улус (район)» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящихся на территории МР «Верхнеколымский улус (район)»,
установил:
заместитель прокурора Верхнеколымского района в интересах КЕА., <дата> г.р., обратился в Верхнеколымский районный суд РС (Я) с иском к администрации муниципального района «Верхнеколымский улус (район)», которым просит обязать ответчика предоставить КЕА. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящихся на территории муниципального района «Верхнеколымский район (улус) общей площадью от 24 до 44 квадратных метров, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и степени благоустройства, определенного органом местного самоуправления и установить срок для добровольного исполнения требований до 01.09.2024 года.
Представитель истца – заместитель прокурора Ефимкин Е.О. исковые требования поддержал, согласен о продлении срока для добровольного исполнения требований до конца 1 квартала 2025 года.
Представитель ответчика Павлов П.В. в судебное заседание не явился, заявлений и ходатайств до начала судебного заседания не представил. Участвуя в судебном заседании по подготовке дела, исковые требования признавал, просил продлить срок для добровольного исполнения решения суда до конца 2024 года.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Агафонова И.А. в судебное заседание не явилась. Направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Участвуя в судебном заседании по подготовке дела, исковые требования признала, пояснила, что до конца 2024 года невозможно будет исполнить требования прокуратуры, просит продлить срок исполнения до конца 1 квартала 2025 года.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального наймалибо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст.1 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 № 1154-З № 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон РС(Я) от 15.12.2012) право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, проживание в которых признается невозможным в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия);
3) признанные нуждающимися в жилых помещениях до вступления в силу настоящего Закона и не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;
4) достигшие возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, кроме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют лица, которые после 1 января 1984 года относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с действовавшим законодательством имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями.
Частью 5 статьи 4 Закона РС(Я) от 15.12.2012 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в виде изолированного жилого помещения (жилого дома или квартиры) в установленном законодательством порядке общей площадью от 24 до 44 квадратных метров, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления.
Как установлено судом, КЕА.,<дата> г.р., обратился в прокуратуру Верхнеколымского района с заявлением, которым просил обратиться в его интересах в Верхнеколымский районный суд с требованием о предоставлении ему жилого помещения, как ребенку из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Прокуратурой Верхнеколымского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее – дети-сироты), по результатам которой установлено следующее.
Проверкой установлено, что постановлением администрации Верхнеколымского улуса (района) <дата> № за КЕА. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
<дата> указанное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу.
<дата> с КЕА. заключен договор специализированного найма жилого помещения для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Таким образом, КЕА. изначально было предоставлено жилое помещение непригодное для проживания.
В соответствии с ч.2 ст.40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч.2 ст.19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведенных положений законодательства следует, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в данном случае путем принятия закона субъекта Российской Федерации.
Так, Законом Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З №711-III «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» муниципальному району «Верхнеколымский улус (район)» переданы отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жильем в предусмотренном законом порядке.
До настоящего времени администрацией МР «Верхнеколымский улус (район)» в нарушении установленных норм законодательства Коновалов Е.А., 04.12.1992 г.р., не обеспечен жилым помещением, что влечет нарушение его прав, гарантированных Конституцией РФ.
Ссылка ответчика на то, что указанной категории лиц жилое помещение предоставляется однократно, действующим законодательством не предусмотрено повторное предоставление жилого помещения лицу, из числа детей-сирот, является несостоятельной. Поскольку АМР «Верхнеколымский улус (район)» было передано Коновалову Е.А. жилое помещение, признанное непригодным для проживания в установленном порядке через весьма непродолжительное время жилое помещение, то соответствующую обязанность органа местного самоуправления нельзя считать исполненной.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
При таких обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора Верхнеколымского района в интересах КЕА к администрации муниципального района «Верхнеколымский улус (район)» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящихся на территории МР «Верхнеколымский улус (район)», в срок до конца 1 квартала 2025 года подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора Верхнеколымского района в интересах КЕА к администрации муниципального района «Верхнеколымский улус (район)» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящихся на территории МР «Верхнеколымский улус (район)», - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Верхнеколымский улус (район)» (ИНН 1408002616, ОГРН 1031400354919) предоставить КЕА, <дата> г.р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящиеся на территории МР «Верхнеколымский улус (район)» общей площадью от 24 до 44 квадратных метров, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления, в срок до конца 1 квартала 2025 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхнеколымский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.И. Зиничева
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2024 года.