П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о продлении меры пресечения в виде заключения под стражей
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья <адрес> РД Испагиев А.А.,
при секретаре судебного заседания Магомаевой У.С.,
с участием прокурора <адрес> РД Маликова А.М.,
следователя Буйнакского МРСО СУ СК России по РД Асилдерова С.Д.,
обвиняемого Гаджиева Г.М. и его защитника – адвоката Абдулкаримова К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство следователя Буйнакского МРСО СУ СК России по РД Асилдерова С.Д. о продлении меры пресечения в виде заключения под стражей в отношении Гаджиева Гаджи Мухтаровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> РД, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Органом следствия Гаджиев Г.М. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ.
По версии следствия, Гаджиев Г.М. ДД.ММ.ГГГГ, не позднее 22 час. 00 мин., находясь возле <адрес> РД, в ходе возникшей драки умышленно, с целью причинения смерти, имевшимся при себе ножом нанес один удар в область передней поверхности грудной клетки слева в проекции 5-го межреберья с повреждением сердца Гаджиева Сайгида Абдулаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, причинив ему проникающее колото-резанное ранение, в результате которого Гаджиев С.А. скончался.
ДД.ММ.ГГГГ Гаджиев Г.М. задержан в порядке ст. 91 УПК РФ по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ.
Избранная в отношении Гаджиева Г.М. мера пресечения в виде заключения под стражу истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Следователь Буйнакского МРСО СУ СК России по РД Асилдеров С.Д. обратился в суд с ходатайством о продлении в отношении Гаджиева Г.М. меры пресечения в виде заключения под стражу, мотивировав свое ходатайство тем, что по делу необходимо произвести ряд следственных и процессуальных мероприятий, а именно, предъявить обвиняемому обвинение в окончательной формулировке и допросить обвиняемого, после чего составить обвинительное заключение и представить его на утверждение прокурору. С учетом тяжести обвинения и того обстоятельства, что Гаджиев Г.М., оставаясь на свободе, может скрыться от следствия и суда, оказать давление на свидетелей, а также продолжить заниматься преступной деятельностью, просит продлить срок содержания под стражей.
В суде следователь Буйнакского МРСО СУ СК России по РД Асилдеров С.Д. ходатайство о продлении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого Гаджиева Г.М. поддержал и пояснил, что основания, по которым ранее избиралась мера пресечения Гаджиеву Г.М., не отпали и не изменились, Гаджиев Г.М. после совершения преступления скрылся от органов предварительного следствия, в связи с чем был объявлен в розыск.
В своем заключении прокурор Маликов А.М. согласился с доводами ходатайства следователя и с учетом тяжести обвинения, а также того обстоятельства, что по делу еще необходимо выполнить определенный объем процессуальных мероприятий, просил продлить в отношении обвиняемого меру пресечения в виде заключения под стражу.
Обвиняемый Гаджиев Г.М. и его адвокат Абдулкаримов К.М., выступая в судебном заседании, просили с учетом его семейного положения и положительной характеристики изменить меру пресечения на домашний арест. Кроме того, указали, что Гаджиев Г.М. не скрывался, а напротив, сам добровольно явился в правоохранительные органы. В материалах дела не имеется достаточных оснований, необходимых для продления меры пресечения, не представлены сведения о причастности Гаджиева Г.М. к преступлению, о его намерении скрыться от органов следствия и суда, попыток оказания давления на кого либо из участников производства по делу.
Проверив представленные материалы, заслушав мнение участников процесса и заключение прокурора, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. "c" п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки.
В силу ч. 1 ст. 108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 3 лет, при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 41 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста", о том, что лицо может скрыться от дознания, предварительного следствия или суда на первоначальных этапах производства по уголовному делу могут свидетельствовать тяжесть предъявленного обвинения и возможность назначения наказания в виде лишения свободы на длительный срок. Применение исключительной меры пресечения, каковой является содержание под стражей, осуществляется с целью пресечения возможности продолжения заниматься преступной деятельностью и совершения действий, препятствующих каким-либо путем производству по уголовному делу.
Согласно ч. 1 ст. 110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость или изменяется на более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст. ст. 97, 99 УПК РФ.
Суд, проверив и оценив обстоятельства, по которым ранее избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, таких оснований в ходе судебного разбирательства не установил. Напротив, те обстоятельства, которые послужили основанием для избрания Гаджиеву Г.М. меры пресечения в виде заключения под стражу, в настоящее время сохраняют свое значение.
Как видно из ходатайства о продлении Гаджиеву Г.М. действующей меры пресечения, таковое заявлено полномочным должностным лицом с согласия уполномоченного на то должностного лица. В ходатайстве приведены данные о следственных и иных процессуальных действиях, произведенных в период после избрания в отношении Гаджиева Г.М. меры пресечения, а также перечень мероприятий, которые надлежит выполнить, как того требует абз. 1 ч. 8 ст. 109 УПК РФ, направленных на окончание предварительного расследования и направления дела в суд. Невозможность закончить предварительное расследование в установленный срок объективно установлена представленными материалами, данных о неэффективной организации расследования по уголовному делу и фактов волокиты в ходе производства следствия судом не выявлено.
Обоснованность разумного подозрения Гаджиева Г.М. в совершении вмененного ему преступления, являющаяся необходимым условием законности продления срока содержания под стражей, подтверждается имеющимися в материале показаниями потерпевшего Гаджиева Р.А., а также самого Гаджиева Г.М., допрошенного в качестве подозреваемого и обвиняемого.
Тяжесть предъявленного Гаджиеву Г.М. обвинения - это обстоятельство согласно правовым позициям Европейского суда по правам человека может свидетельствовать в пользу вывода о наличии риска того, что лицо, опасаясь возможности назначения наказания в виде лишения свободы на длительный срок, скроется от правосудия, что, по мнению суда, также указывают на достаточную вероятность того, что при изменении ему меры пресечения на не связанную с лишением свободы, в том числе и на домашний арест либо залог, о котором ходатайствовала сторона защиты, он может скрыться от следствия и суда.
О достаточно высокой вероятности того, что Гаджиев Г.М. может скрыться от органов следствия и суда свидетельствует и то обстоятельство, что он был объявлен в розыск.
При этом тяжесть предъявленного обвинения, с учетом общего срока нахождения Гаджиева Г.М. под стражей, все еще сохраняет свою силу в качестве приведенного обстоятельства. Кроме того, суд также учитывает, что Гаджиев Г.М. обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, вызвавшего широкий общественный резонанс.
Данные о личности Гаджиева Г.М., в т.ч. его возраст, наличие постоянного места регистрации и жительства, а также наличие на иждивении малолетних детей сами по себе достаточными для устранения существующей угрозы в случае изменения ему меры на не связанную с лишением свободы не являются.
Суду стороной защиты не представлены медицинские документы, свидетельствующие о наличии медицинских противопоказаний, установленных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений", исключающие возможность содержания Гаджиева Г.М. под стражей в условиях следственного изолятора.
При обсуждении вопроса о возможности изменения Гаджиеву Г.М. меры пресечения на не связанную с содержанием под стражей (домашний арест, запрет определенных действий, залог и другие менее строгие) суд пришел к выводу о невозможности применения в отношении него иной, более мягкой меры пресечения, поскольку, с учетом данных о личности Гаджиева Г.М., характера инкриминируемого деяния и обстоятельств его совершения, полагает, что при нахождении на свободе может скрыться от органов предварительного следствия и суда и продолжить заниматься преступной деятельностью.
Суд также считает, что при оставлении Гаджиева Г.М. на свободе, он может оказать воздействие на участников уголовного судопроизводства, с целью дачи ими угодных ему показаний, и тем самым воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Кроме того, суд одновременно не исключает высокую вероятность принятия потерпевшей стороной мер к расправе с обвиняемым при избрании иной более мягкой, нежели заключение под стражу, меры пресечения. Сохранение в отношении Гаджиева Г.М. ранее избранной меры пресечения, максимально исключает возможность возникновения вражды и кровной мести.
На данном этапе уголовного судопроизводства оставление без изменения прежней меры пресечения - с учетом не только тяжести предъявленного обвинения, но и других указанных выше обстоятельств, - является оправданным и пропорциональным достижению целей уголовного судопроизводства.
При таких обстоятельствах, разрешая вопрос о мере пресечения в отношении Гаджиева Г.М., учитывая имеющиеся в материалах данные о его личности, требования ст. ст. 97 - 99 УПК РФ, периода, на который продлен срок следствия, в целях сохранения баланса между интересами обвиняемого и необходимостью гарантировать эффективность системы уголовного правосудия, а также принимая во внимание, что, находясь на свободе, Гаджиев Г.М. может скрыться от органов следствия и оказать давление на потерпевшего и свидетелей по делу, и тем самым принять меры к созданию препятствий для качественного проведения предварительного следствия, суд считает необходимым сохранить ранее избранную в отношении него меру пресечения в виде заключения под стражей, продлив срок его содержания в пределах срока следствия на 1 (один) месяц.
Руководствуясь ст. ст. 108 - 109 УПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Ходатайство следователя Буйнакского МРСО СУ СК России по РД Асилдерова С.Д. – удовлетворить.
Меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого Гаджиева Гаджи Мухтаровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> РД, - оставить без изменения, продлив срок его содержания под стражей на 1 (один) месяц, а всего до 4 (четырех) месяцев 27 (двадцати семи) суток, то есть по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 3 суток со дня его вынесения, а обвиняемым Гаджиевым Г.М. – в тот же срок со дня вручения ему копии постановления.
Судья А.А. Испагиев