10RS0012-01-2023-000160-09 Дело № 5-7/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
10 апреля 2023 года г. Питкяранта
Судья Питкярантского городского суда Республики Карелия Прокофьева И.М., при секретаре Радчук С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Питкярантская центральная районная больница» ИНН 10050160105, юридический адрес: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Горького, д. 49,
установил:
28 февраля 2023 года в 18 час.00 мин. государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Питкярантская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ «Питкярантская ЦРБ», ОБЩЕСТВО) по адресу<адрес>, будучи привлеченным постановлением главного государственного инспектора Олонецкого и Питкярантского районов Республики Карелия по пожарному надзору ФИО7. от 12 ноября 2021 года к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, вступившим в законную силу 30 ноября 2021 года, без уважительных причин нарушило требования пожарной безопасности.
В судебном заседании защитник юридического лица ФИО8, действующий по доверенности, не оспаривая факт административного правонарушения, пояснил, что учреждением предпринимались меры для устранения выявленных при проведении плановой выездной проверки нарушений пожарной безопасности. Устранить все выявленные нарушения не представляется возможны ввиду сложного финансового положения больницы, имеющей кредиторскую задолженность около 40 млн.рублей.
Главный государственный инспектор Олонецкого и Питкярантского районов Республики Карелия по пожарному надзору ФИО7. поддержал составленный в отношении Общества протокол об административном правонарушении.
Изучив письменные материалы дела, выслушав защитника ФИО8 главного государственного инспектора Олонецкого и Питкярантского районов Республики Карелия по пожарному надзору ФИО7., прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности основываются как на Федеральном законе от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ), так и на Конституции РФ, и включают в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно ст. 1 названного Закона пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу требований ст. 37 вышеуказанного Закона установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) (в редакции, действовавшей на момент выявления нарушений) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьей 52 Технического регламента предусмотрены способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара, в числе которых, в том числе, устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Положениями ст.53 Технического регламента предусмотрено, что каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
В соответствии со ст. 54 Технического регламента системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
В силу ч. 2 ст. 82 Технического регламента кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.
Согласно ст. 89 Технического регламента автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием (часть 4). Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок (часть 5). Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре (часть 7).
В соответствии с ч. 11 ст.84 Технического регламента системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Частью 2 ст.88 Технического регламента предусмотрено, что пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону.
Статьей 89 Технического регламента предусмотрены требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.
В целях обеспечения соблюдения требований Технического регламента разработан свод правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденный Приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 (далее - СП 1.13130.2020, Свод Правил N 194).
В силу п. 4.2.1 СП 1.13130.2020 при проектировании эвакуационных путей и выходов допускается, в том числе, разделение коридора противопожарными перегородками с дверями при обеспечении расстояний от дверей помещений до эвакуационных выходов из коридора в соответствии с требованиями настоящего свода правил и обеспечении необходимых параметров систем противопожарной защиты.
В соответствии с п. 4.2.2 СП 1.13130.2020 эвакуационные выходы из подвальных этажей, а также из цокольных этажей, заглубленных более чем на 0,5 м, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания.
Пунктом 4.2.9 Свода Правил N 194 предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов, как правило, должны иметь этажи зданий класса Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.
Согласно п. 4.2.14 СП 1.13130.2020 если с этажа (части этажа) требуется устройство не менее двух эвакуационных выходов, то для всех помещений, находящихся на этаже (в части этажа), должен быть обеспечен доступ ко всем требуемым (но не менее чем к двум) эвакуационным выходам.
В соответствии с п. 4.2.16 Свода Правил N 194 при необходимости наличия двух и более эвакуационных выходов они должны быть расположены рассредоточено.
Из пункта 4.2.19 Свода Правил N 194 следует, что ширина эвакуационных выходов должна быть, как правило, не менее 0,8 м. Из технических помещений и кладовых площадью не более 20 м2 без постоянных рабочих мест, туалетных и душевых кабин, санузлов, а также из помещений с одиночными рабочими местами, допускается предусматривать эвакуационные выходы шириной не менее 0,6 м. Минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий, при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 50 человек, должна быть не менее 1,2 м.
Пунктом 4.2.20 Свода Правил N 194 предусмотрено, что ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой ширины эвакуационного пути по маршу лестницы, а в зданиях класса Ф2.1, Ф.2.2, Ф4.1 - не менее ширины марша лестницы, определяемой расстоянием между ограждениями или между стеной и ограждением. При требуемом значении ширины выхода 1,2 м и более и наличии нескольких выходов из лестничной клетки их суммарная ширина должна быть не менее требуемого значения, а ширина каждого из выходов - не менее 0,9 м.
Из пункта п. 4.2.21 Свода Правил N 194 следует перед наружной дверью (эвакуационным выходом) должна быть предусмотрена горизонтальная входная площадка с шириной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери.
Согласно п. 4.2.22 СП 1.13130.2020 двери эвакуационных выходов и двери, расположенные на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.
В соответствии с п. 4.3.6 Свода Правил N 194 на путях эвакуации, как правило, не допускается: устройство криволинейных лестниц, лестниц с забежными ступенями, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты, разрезных лестничных площадок, за исключением криволинейных лестниц, ведущих из служебных помещений (кроме зданий лечебных учреждений) с пребыванием не более 5 человек, и криволинейных парадных лестниц при выполнении условий подраздела 4.4 настоящего свода правил, а также за исключением случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности); устройство криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы или лестничной клетки. Допускается в пределах лестничной клетки или лестницы устройство ступеней с иными параметрами для маршей, ведущих в технические этажи, чердаки, на кровлю (за исключением эксплуатируемой) и в служебные помещения с пребыванием не более 5 человек при выполнении условий подраздела 4.4 настоящего свода правил».
В силу п. 4.3.7 СП 1.13130.2020 коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 м.
Из пункта п. 4.3.12 Свода Правил N 194 следует в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.
Пунктом 4.4.1 Свода Правил N 194 предусмотрено, что ширина пути эвакуации по лестнице, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее ширины любого эвакуационного выхода на нее, но не менее 1,35 м - для лестниц, предназначенных для эвакуации посетителей зданий класса Ф1.1, Ф2.1, Ф2.2, Ф3.4, Ф4.1, а также для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 человек.
Согласно п. 4.4.2 СП 1.13130.2020 ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.
В соответствии с п. 4.4.9 Свода Правил N 194 в лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме встроенных шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств и для освещения коридоров и лестничных клеток), предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц. Допускается размещение радиаторов отопления на высоте менее 2,2 м при сохранении нормативной ширины пути эвакуации и их ограждения для предотвращения травмирования людей.
Согласно п. 5.1.4 СП 1.13130.2020 минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 15 человек.
В силу п. 5.3.3 СП 1.13130.2020 в палатных корпусах лечебных учреждений коридоры следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа с расстоянием между ними не более 42 м.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила N 1479).
В силу п.п «д» п. 16 названных Правил на объектах защиты запрещается снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации.
Согласно п. 25 Правил N 1479 в случае установления требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по пределам огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности и заполнению проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов».
В соответствии с п/п «б» п. 27 названных Правил при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать мебель (за исключением сидячих мест для ожидания) и предметы (за исключением технологического, выставочного и другого оборудования) на путях эвакуации, у дверей эвакуационных и аварийных выходов, в переходах между секциями, у выходов на крышу (покрытие), а также демонтировать лестницы, поэтажно соединяющие балконы и лоджии, лестницы в приямках, блокировать люки на балконах и лоджиях квартир.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 1479 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем».
В соответствии со статьей 84 Технического регламента разработан свод правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173 (далее – СП 3.13130.2009, Свод Правил N 173).
В силу п. 3.4 названного Свода Правил кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.
Согласно п. 4.1 СП 3.13130.2009 звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.
Пунктом 4.2 СП 3.13130.2009 предусмотрено, что звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение уровня звука должно проводиться на расстоянии 1,5 м от уровня пола.
В соответствии с п. 4.4 Свода Правил N 173 настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм..
Согласно п. 5.3 СП 3.13130.2009 световые оповещатели "Выход" следует устанавливать в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек - над эвакуационными выходами; над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону; в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей "Выход".
В развитие положений Технического регламента разработан свод правил СП 6.13130 «Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности», утвержденный Приказом МЧС России от 06.04.2021 N 200 (далее - СП 6.13130.2021, Свод Правил N 200).
В соответствии с п. 5.2 СП 6.13130.2021 на объектах, электроприемники которых отнесены к первой категории по надежности электроснабжения, питание электроприемников СПЗ должно осуществляться от панели ПЭСПЗ. При отсутствии панели ПЭСПЗ на объекте защиты допускается выполнять питание электрооборудования СПЗ от самостоятельного НКУ с АВР, при этом самостоятельное НКУ с АВР должно подключаться после аппарата управления и до аппарата защиты ВРУ, ГРЩ или НКУ здания.
Согласно п. 5.3 Свода Правил N 200 на объектах, электроприемники которых отнесены ко второй категории по надежности электроснабжения, питание электроприемников СПЗ должно осуществляться от самостоятельного НКУ с АВР, которое должно подключаться после аппарата управления и до аппарата защиты ВРУ, ГРЩ или НКУ здания.
В силу п. 5.4 названного Свода Правил N 200 на объектах, электроприемники которых отнесены к третьей категории по надежности электроснабжения, питание электроприемников СПЗ должно осуществляться от самостоятельного НКУ, которое должно подключаться после аппарата управления и до аппарата защиты ВРУ, ГРЩ или НКУ здания, при этом резервное питание следует осуществлять от АИП. В качестве АИП могут применяться АКБ достаточной емкости для обеспечения непрерывного питания в течение времени, необходимого для выполнения своих функций электрооборудованием СПЗ на объекте защиты. Расчет емкости АКБ для функционирования СПЗ при прекращении электроснабжения от самостоятельного НКУ может быть выполнен в соответствии с Приложением А. Эксплуатация АКБ должна выполняться в условиях согласно ТД на АКБ.
В соответствии с п. 6.4 СП 6.13130.2021 работоспособность электропроводок СПЗ в условиях пожара обеспечивается выбором типа исполнения кабелей в соответствии с ГОСТ 31565 (за исключением электропроводок по 6.3 настоящего свода правил) и способом их прокладки.
В целях обеспечения соблюдения требований Технического регламента разработан свод правил СП 486.1311500 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требований пожарной безопасности», утвержденный Приказом МЧС России от 20.07.2020 N 539 (далее - СП 486.1311500.2020, Свод Правил N 539), устанавливающий требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматическими установками пожаротушения (далее - АУП) и системами пожарной сигнализации (далее - СПС) при их проектировании, реконструкции, капитальном ремонте, изменении функционального назначения, а также при техническом перевооружении.
В силу п. 4.3 названного Свода Правил N 539 тип АУП, способ тушения, вид огнетушащих веществ, тип оборудования СПС определяются проектной организацией в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых объектов в соответствии с требованиями СП 485.1511500 и СП 484.1311500 с учетом положений настоящего свода правил. Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15 таблицы 1 и 16 - 21, 29 - 32, 35 - 48 таблицы 3, при применении СПС следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями, либо комбинированными или мультикритериальными пожарными извещателями, реагирующими на дым (кроме помещений для приготовления пищи).
В соответствии с п. 4.4 СП 486.1311500.2020 в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать АУП и (или) СПС все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами, душевых, плавательных бассейнов, санузлов, мойки;
- венткамер (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных, тепловых пунктов;
- категории В4 (за исключением помещений категории В4 в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2) и Д по пожарной опасности;
- лестничных клеток;
- тамбуров и тамбур-шлюзов;
- чердаков (за исключением чердаков в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2).
В соответствие с нормами Технического регламента разработан свод правил СП 484.1311500 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденный Приказом МЧС России от 31.07.2020 N 582 (далее - СП 484.1311500.2020, Свод Правил N 582).
Пунктом 5.12 указанного Свода Правил N 582 предусмотрено, что ППКП и ППУ, функциональные модули индикации и управления, ИБЭ следует устанавливать в помещении пожарного поста. Допускается установка указанных устройств в других помещениях при одновременном выполнении условий:
а) обеспечение указанными устройствами уровня доступа 2 (для лиц, ответственных за пожарную безопасность объекта, т.е. лиц, уполномоченных на принятие решений по изменению режимов и состояний работы технических средств) и уровня доступа 3 (для лиц, осуществляющих техническое обслуживание и наладку СПА объекта);
б) обеспечение передачи всех извещений, предусмотренных указанными устройствами, на пожарный пост с целью отображения световой индикации и звуковой сигнализации, а также обеспечения функций ручного управления, регламентируемых национальными и межгосударственными стандартами.
При отсутствии на объекте круглосуточного пребывания дежурного персонала требования к пожарному посту предъявляются только в части, касающейся помещения и размещения оборудования в нем.
Согласно п. 5.14 Свода Правил N 582 при смежном расположении нескольких приборов, функциональных модуле и ИБЭ они должны размещаться в соответствии с ТД на них. Если необходимые данные не указаны в ТД, то горизонтальное и вертикальное расстояния между ними должны быть не менее 50 мм.
В соответствии с п. 5.17 СП 484.1311500.2020 линии связи между компонентами СПА, а также линии формирования сигналов управления инженерными системами объекта необходимо выполнять с условием обеспечения автоматического контроля их исправности. Допускается линии формирования сигналов управления инженерными системами выполнять без автоматического контроля их исправности при условии выполнения данных линий нормально-замкнутыми.
В силу п. 6.6.1 Свода Правил N 582 для реализации алгоритмов A и B в ЗКПС защищаемое помещение должно контролироваться не менее чем (один из вариантов):
- двумя автоматическими безадресными ИП при условии, что каждая точка помещения (площадь) контролируется двумя ИП;
- одним автоматическим адресным ИП при условии, что каждая точка помещения (площадь) контролируется одним ИП.»
Согласно п. 6.6.36 СП 484.1311500.2020 минимальное расстояние от ИП до выступающих на 0,25 м и менее от перекрытия строительных конструкций или инженерного оборудования должно составлять не менее двух высот этих строительных конструкций или оборудования. Расстояние от ИП до стен (перегородок), а также других строительных конструкций и до инженерного оборудования, выступающего от перекрытия на расстояние более 0,25 м должно быть не менее 0,50 м.
В соответствии с п. 5.2.1.6 «ГОСТ Р 53325-2012 Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытания.» ИЭ должен обеспечивать формирование и передачу во внешние цепи информации об отсутствии выходного напряжения, входного напряжения электроснабжения по любому входу, разряде аккумуляторов (при их наличии) и иных неисправностях, контролируемых ИЭ. Допускается формирование обобщенного сигнала «Неисправность».
Согласно п.п. «б» п. 7.3.1 названного ГОСТ Р 53325-2012 автоматический контроль исправности ШПС и других линий связи, в том числе линий связи между компонентами прибора (для проводных - на обрыв и короткое замыкание, для радиоканальных, оптико-волоконных и цифровых линий - на пропадание связи).
Пунктом 6.7.1 ГОСТ Р 59639-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность» указано на недопущение эксплуатации технических средств СОУЭ с истекшим сроком службы.
В силу п. 6.7.4 ГОСТ Р 59639-2021 для технических средств СОУЭ устанавливают следующие сроки периодичности плановой замены:
- световые, звуковые и речевые пожарные оповещатели - в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не более 10 лет;
- приборы и их компоненты, источники бесперебойного электропитания - в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не более 10 лет;
- элементы питания - в соответствии с рекомендациями производителей, но не более 10 лет;
- вспомогательные технические средства пожарной автоматики - в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не более 10 лет;
- другие элементы и составные части системы - в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не более 10 лет.
Как следует из материалов дела, распоряжением № 1 от 9 августа 2022 года о вынесении решения об утверждении перечней объектов надзора, отнесенных к определенным категориям риска терапевтический корпус, инфекционный корпус и главный (хирургический) корпус, расположенные на территории ГБУЗ «Питкярантская ЦРБ» по <адрес>, отнесены к категории высокого риска.
Постановлением № 72 от 12 ноября 2021 года ОБЩЕСТВО за нарушение требований пожарной безопасности привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. Названное постановление вступило в законную силу 30 ноября 2021 года.
17 января 2023 года начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Олонецкому и Питкярантскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия ФИО7 в рамках федерального государственного пожарного надзора принято решение о проведении выездной проверки зданий, помещений, территории и имущества по <адрес>
28 февраля 2023 года по окончании проведения названной выездной проверки на вышеуказанном объекте в зданиях терапевтического корпуса, инфекционного корпуса и главного (хирургического) корпуса выявлены нарушения требований пожарной безопасности: несоответствие эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, необеспечение работоспособности систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Так, в нарушение вышеуказанных норм Технического регламента, Свода Правил N 194, Правил N 1479, Свода Правил N 173, Свода Правил N 200, Свода Правил N 539, Свода Правил N 582, ГОСТ Р 53325-2012, ГОСТ Р 59639-2021
- в зданиях на путях эвакуации не предусмотрено в полном объёме аварийное освещение. Имеющееся аварийное освещение находится в неисправном состоянии;
- не обеспечено ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности (СПС) эксплуатируемых сверх срока службы установленного изготовителем до их замены в установленном порядке;
- допускается эксплуатация технических средств СОУЭ с истекшим сроком службы (более 10 лет).
Кроме того, в здании терапевтического корпуса
- коридор четвёртого этажа здания не разделён противопожарной перегородкой 2-го типа с соответствующим заполнением проёма в ней (длина коридора 47,8 метра);
- коридор первого этажа 104, 85, 78, 62, 54, 33 и второго этажа 50, 36 разделён не противопожарными перегородками с дверями;
- ширина эвакуационного выхода в перегородке, разделяющей коридор 1 этажа (помещение 85 от помещения 78), менее 1,2 метра (0,8 метра);
- с подвального этажа здания отсутствуют эвакуационные выходы непосредственно наружу. При этом, имеющийся выход не обособлен от общей лестничной клетки здания;
- двери эвакуационных выходов и двери, расположенные на путях эвакуации из ряда помещений открываются не по направлению эвакуации (открывание которых нормируется), в том числе дверь из коридора 27 на лестничную клетку 32 третьего этажа и из коридора 37 в лестничную клетку 38 второго этажа;
- сняты предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из коридора 54 в коридор 42 первого этажа;
- при эксплуатации эвакуационных путей и эвакуационных выходов (коридоры на всех этажах) допускается размещение мебели (тумбочки) и иных предметов (холодильники, кресла-каталки, тележки-каталки, коробки и т.д.);
- ширина путей эвакуации по всем лестницам, предназначенным для эвакуации людей, менее 1,35 м;
- ширина всех лестничных площадок лестничной клетки у регистратуры 70 (33, 32, 30) менее 1,35 м.;
- ширина выхода из лестничной клетки 70 первого этажа (у регистратуры) менее 1,35 м (0,77 м);
- ширина выходов из ряда помещений в лестничные клетки здания менее 1,2 м (при числе эвакуирующихся из стационара более 15 человек, из остальных помещений более 50 человек) в том числе: из коридора 104 первого этажа в лестничную клетку 4; из коридора 27 в лестничную клетку 32 третьего этажа; из коридора 37 в лестничную клетку 33 второго этажа;
- на путях эвакуации во всех лестничных клетках допускается устройство ступеней различной высоты;
- перед наружной дверью (эвакуационным выходом из лестничной клетки 4) не предусмотрена горизонтальная входная площадка с шириной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери;
- не обеспечена исправность системы пожарной сигнализации (далее – СПС), в том числе по следующим признакам: шлейф 3 снят с охраны; источник электропитания не обеспечивает формирование и выдачу во внешние цепи информацию об отсутствии входного напряжения;
- не обеспечена исправность системы оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре (далее – СОУЭ) в том числе по следующим признакам: в ходе испытания не включился речевой оповещатель на первом этаже у кабинета №120; в кабинете врача красной зоны уровень звукового давления СОУЭ оставляет 48 дБА при требуемых 50 дБА; звуковое оповещение СОУЭ не обеспечивает общий уровень звука не менее 75 дБА в 3 м от оповещателя в коридорах третьего и четвёртого этажах;
- отсутствует подтверждение работоспособности кабельных линий систем противопожарной защиты в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций;
- тип исполнения кабелей для СПС и СОУЭ не отвечает требованиям пожарной безопасности;
- питание электроприемников систем противопожарной защиты (далее – СПЗ) осуществляется не от панели электропитания систем противопожарной защиты (ПЭСПЗ) или от самостоятельного низковольтного комплектного устройства (НКУ);
- кладовка в кабинете 222, коридор перед сан.узлом четвёртого этажа, коридор первого этажа у помещений скорой помощи не оборудована СПС без обоснования;
- в холле и кабинете 222 второго этажа, кабинете сестринской, раздевалке, бельевой, в коридоре у кабинета бухгалтера, кабинета расчётного отдела, у кабинета 7, у кабинета приёмной и мультимедийного кабинета третьего этажа расстояние от извещателя пожарного (ИП) до выступающего на 0,25 м и менее от перекрытия инженерного оборудования (светильника) составляет менее двух высот светильника;
- в кабинете у комнаты приема пищи второго этажа и кабинете 218 установлено по 1 извещателю пожарному неадресному;
- выход у скорой помощи, выход из лестничной клетки 4 непосредственно наружу не оборудованы оповещателями световыми «Выход» СОУЭ.
В здании главного (хирургического) корпуса
- эвакуационный выход из подвального этажа, не обособлен от общей лестничной клетки здания;
- коридоры 28, 51, 12, 65 третьего этажа разделены не противопожарными перегородками с дверями;
- коридоры 47, 35, 44, 45, 63 первого этажа; 78, 30, 16, 9 второго этажа разделены не противопожарными перегородками с дверями;
- ширина выхода из помещения холла женской консультации в коридор 63, а также из помещения 23 в помещение 20 первого этажа менее 1,2 м (0,86 м и 1 м. соответственно) при числе эвакуирующихся более 15 человек;
- дверь из помещения холла женской консультации в коридор 63 первого этажа открывается не по направлению выхода из здания;
- выходы из коридора 63 первого этажа не рассредоточены;
- при эксплуатации эвакуационных путей и эвакуационных выходов (коридоры на всех этажах) допускается размещение мебели (тумбочки) и иных предметов (холодильники, кресла-каталки, тележки-каталки, коробки и т.д.) В подвальном этаже на путях эвакуации размещены лестницы, ведущие в помещения 50, 49, 48, 46;
- ширина путей эвакуации по всем лестницам, предназначенных для эвакуации людей, менее 1,35 м.;
- ширина всех выходов из помещений на все лестничные клетки здания менее 1,2 м (при числе эвакуирующихся из стационара более 15 человек, из остальных помещений более 50 человек). За исключением выхода из помещения 63 в лестничную клетку 62 первого этажа;
- ширина выходов из всех лестничных клеток первого этажа непосредственно наружу менее 1,35 м.;
- на путях эвакуации во всех лестничных клетках допускается устройство ступеней различной высоты;
- на межэтажных лестничных площадках лестничных клеток 2 и 38 радиаторы отопления выступают из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей без сохранения нормативной ширины пути эвакуации и отсутствии ограждения для предотвращения травмирования людей;
- не обеспечена исправность СПС в том числе по следующим признакам: часть шлейфов СПС отключена на ППКП (прибор 1: 3, 5, 9, 10, 11, 14, 16, 20; прибор 2: 4, 8, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 18, 19, 20); линии связи между компонентами систем противопожарной автоматики (СПС) выполнены без условия обеспечения автоматического контроля их исправности (при имитации неисправности (отключении извещателя – ДИПов на третьем этаже) на ППКП сигнал «Неисправность» не поступает);
- не обеспечена исправность СОУЭ в том числе по следующим признакам: приёмно-контрольным прибором (далее – ППКП) не обеспечивается автоматический контроль исправности проводных линий связи оповещателей световых СОУЭ (на обрыв и короткое замыкание); звуковое оповещение СОУЭ не обеспечивает общий уровень звука не менее 75 дБА в 3 м от оповещателя в коридорах первого, второго и третьего этажах;
- отсутствует подтверждение работоспособности кабельных линий систем противопожарной защиты в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций;
- тип исполнения кабелей для СПС и СОУЭ не отвечает требованиям пожарной безопасности;
- питание электроприемников СПЗ осуществляется не от панели электропитания систем противопожарной защиты (ПЭСПЗ) или от самостоятельного низковольтного комплектного устройства (НКУ);
- источник электропитания (БРП-12) не обеспечивает формирования и выдачу во внешние цепи информацию об отсутствии входного напряжения (220В);
- при смежном расположении нескольких приборов на посту мед.сестры третьего этажа расстояние между ними менее 50 мм.;
- отсутствует вывод сигналов СПС «Пожар» и «Неисправность» на Пожарный пост;
- ординаторская на третьем этаже, комната манипуляционная на третьем этаже, комната отдыха на втором этаже, центрифужная на втором этаже, технический этаж не оборудованы СПС без обоснования;
- в служебном помещении, холле и кабинете главной сестры на третьем этаже расстояние от извещателя пожарного СПС до выступающего на 0,25 м и менее от перекрытия инженерного оборудования (светильника) составляет менее двух высот светильника;
- в комнате приема пищи и гардеробе для сотрудников на втором этаже установлено по 1 извещателю пожарному неадресному СПС;
- комната для приёма пищи на третьем этаже, выход в лестничную клетку у операционного блока, выход в лестничную клетку у реанимационного зала на втором этаже, выход в лестничную клетку у лаборатории на втором этаже, выход из детской консультации не оборудованы оповещателями световыми «Выход» СОУЭ;
- расстояние от верхней части оповещателя СОУЭ до потолка в ряде помещений менее 150 мм, в том числе в коридоре у клизменной на третьем этаже;
- тип звуковой информации не соответствует типу СОУЭ (отсутствует речевое оповещение);
- в части комплексе помещений правого крыла первого этажа СОУЭ неисправна (отсутствует оповещение).
В здании инфекционного корпуса
- с подвального этажа здания отсутствуют эвакуационные выходы непосредственно наружу. При этом имеющийся выход не обособлен от общей лестничной клетки здания;
- при эксплуатации эвакуационных путей и эвакуационных выходов (коридоры на всех этажах) допускается размещение мебели (столы, шкафы, тумбочки) и иных предметов (холодильники, кресла-каталки, тележки-каталки, коробки и т.д.);
- коридор второго этажа длиной 50,7 метра не разделён противопожарной перегородкой 2-го типа с соответствующим заполнением проёма в ней;
- коридор первого этажа длиной 50,7 метра разделён не противопожарной перегородкой 2-го типа (дверь не противопожарная 3-го типа);
- ширина путей эвакуации по лестнице с межэтажной площадки на второй этаж лестничной клетки 1, а также с первого этажа на межэтажную площадку лестничной клетки 34 предназначенных для эвакуации людей - менее 1,35 м.;
- ширина выходов из всех лестничных клеток первого этажа непосредственно наружу менее 1,35 м.;
- на путях эвакуации во всех лестничных клетках допускается устройство ступеней различной высоты.
- на первом этаже лестничной клетки 2 радиаторы отопления, а также сложенный пандус выступают из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей без сохранения нормативной ширины пути эвакуации и отсутствии ограждения для предотвращения травмирования людей;
- выходы из всех лестничных клеток первого этажа непосредственно наружу не оборудованы оповещателями световыми «Выход» СОУЭ;
- не обеспечена исправность СПС в том числе по следующим признакам: не происходило формирование прибором приемно-контрольным пожарным (ППКП) сигналов на управление СОУЭ; приборы приемно-контрольные пожарные (Сигнал-20М и С2000) не обеспечены бесперебойным электропитанием;
- не обеспечена исправность СОУЭ в том числе по следующим признакам: ППКП не обеспечивается автоматический контроль исправности проводных линий связи оповещателей световых СОУЭ (на обрыв и короткое замыкание);
- отсутствует подтверждение работоспособности кабельных линий систем противопожарной защиты в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций;
- тип исполнения кабелей для СПС и СОУЭ не отвечает требованиям пожарной безопасности;
- питание электроприемников СПЗ осуществляется не от панели электропитания систем противопожарной защиты или от самостоятельного низковольтного комплектного устройства (НКУ);
- при смежном расположении нескольких приборов (в т.ч. приёмно-контрольных) на посту мед.сестры первого этажа расстояние между ними менее 50 мм.;
- тип извещателей в чердаке (технический этаж) не соответствует требованиям (оборудован тепловыми извещателями);
- чердак (технический этаж) и чистая зона не оборудована оповещателями световыми «Выход».
Учитывая, что постановлением № 72 от 12 ноября 2021 года ОБЩЕСТВО уже привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, указанное бездействие ГБУЗ «Питкярантская ЦРБ» правильно квалифицировано по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В качестве доказательств вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в суд представлены:
- протокол об административном правонарушении № 7 от 10 марта 2023 года, в котором отражены обстоятельства совершенного правонарушения;
- распоряжение № 1 от 9 августа 2022 года, в соответствии с которым вынесено решение о том, что расположенные на территории ГБУЗ «Питкярантская ЦРБ» по <адрес>, терапевтический корпус, инфекционный корпус и главный (хирургический) корпус отнесены к категории высокого риска;
- акт плановой выездной проверки № 5 от 28 февраля 2023 года, в ходе проведения которой по месту, расположенному по <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности;
- протокол осмотра от 27 февраля 2023 года, согласно которому отражен осмотр терапевтического, инфекционного и главного (хирургического) корпуса ОБЩЕСТВА, расположенных по <адрес>;
- протокол инструментального обследования от 27 февраля 2023 года, согласно которому отражено проведение инструментальное обследование обдъемно-планировочных и конструктивных решений, технических средств для обнаружения пожара, обработки, передачи извещения о пожаре, иное инженерное оборудование и устройства противопожарной защиты в зданиях терапевтического, инфекционного и главного (хирургического) корпуса ОБЩЕСТВА, расположенных по <адрес>;
- предписание № 5/1 от 28 февраля 2023 года, в соответствии с которым ОБЩЕСТВУ в срок до 1 февраля 2024 года необходимо устранить выявленные в ходе внеплановой проверки нарушения требований пожарной безопасности;
- заключение № 25, а также заключения № 26 и № 27, утвержденные 22 февраля 2023 года, по результатам испытаний автоматических систем противопожарной защиты, согласно которым системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в в зданиях терапевтического, инфекционного и главного (хирургического) корпуса ОБЩЕСТВА, расположенных по <адрес>, находятся в неисправном состоянии;
- постановление № 72 от 12 ноября 2021 года, согласно которому ОБЩЕСТВО привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ;
Оценивая исследованные доказательства по делу в их совокупности, суд находит доказанным совершение ГБУЗ «Питкярантская ЦРБ» инкриминируемого правонарушения и квалифицирует его действия по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, как повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории высокого риска, и выражается в необеспечении работоспособности систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судья приходит к выводу, что у ГБУЗ «Питкярантская ЦРБ» имелась возможность соблюдения требований пожарной безопасности, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судья не может признать данное правонарушение малозначительным, так как указанное правонарушение, связанное с обеспечением пожарной безопасности, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
По правилам ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении юридическому лицу административного наказания судья, учитывая его имущественное и финансовое положение, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, поскольку повторное совершение однородного правонарушения, в силу ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ, учету в таковом качестве не подлежит, так как является квалифицирующим признаком вмененного деяния, считает возможным не приостанавливать деятельность ГБУЗ «Питкярантская ЦРБ» и назначает ему наказание в виде административного штрафа, полагая его справедливым и соответствующим целям административного наказания.
Согласно ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, имущественное и финансовое положение юридического лица, судья считает возможным назначить Учреждению административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, с учетом положений ч. 3.2, ч. 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ в размере 200 000 рублей (двести тысяч рублей).
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать юридическое лицо - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Питкярантская центральная районная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей, с учетом положений ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Штраф необходимо уплатить: <данные изъяты>
В силу требований ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Копию платежного документа, подтверждающего уплату штрафа, представить в Питкярантский городской суд Республики Карелия.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд в течение 10 (десяти) суток с момента получения копии настоящего постановления.
Судья И.М. Прокофьева