УИД 32RS0010-01-2020-002525-85
Дело № 2-104/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2021 года г. Жуковка Брянской области
Жуковский районный суд Брянской области в составе председательствующего Арестовой О.Н.,
при секретаре Хромариной С.С.,
с участием: истца Клюевой Е.Н.; представителя ответчика государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) - Дергачева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) об установлении факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом и признании права на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста,
УСТАНОВИЛ:
К. обратилась в суд с иском, с учетом уточнений просила установить факт ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; признать за ней право на досрочное назначение государственной пенсии по старости в связи проживанием в зоне аварии на ЧАЭС с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить досрочно государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ В обоснование иска ссылается на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в Брасовском сельскохозяйственном техникуме Госагропрома РСФСР, на очном отделении, который находился на территории <адрес>. Данный поселок был отнесён к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории радиоактивного загрязнения. Решением государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФР в Жуковском муниципальном районе) истцу было отказано в назначении данной пенсии, в связи с отсутствием требуемой продолжительности постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
В судебное заседание представитель Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно. Причины неявки суду не известны.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании истец К. исковые требования поддержала, по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Дергачев А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Дополнительно пояснил, что истцом не представлены документы, подтверждающие ее постоянное проживание на территории с льготным социально-экономическим статусом в спорный период. Просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1). Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 4 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» к числу лиц имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению отнесены граждане, пострадавшие, в том числе, в результате радиационных катастроф.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ № 1244-1 гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для дела, является установление проживания истца в спорный период времени на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Как установлено и следует из материалов дела К. (до вступления в брак - Исакова) родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Согласно справке Летошницкой сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и копии домовых книг К. была зарегистрирована по месту жительства в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной филиалом «Брянский государственный аграрный университет» ФГБОУ ВО «Брасовский промышленно-экономический техникум», К. обучалась на очном отделении в филиале «Брянский государственный аграрный университет» Брасовского промышленно-экономического техникума (до реорганизации «Брасовский сельскохозяйственный техникум» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Между тем факт проживания в общежитии техникума подтвердить не предоставляется возможным, в связи с отсутствием книги регистрации в общежитии с 1984 г. по 1986 г.
В подтверждение факта проживания в зоне радиоактивного загрязнения в спорный период, истцом представлен обходной лист, который подписан комендантом, кастеляншей, воспитателем общежития. Подписание обходного листа указанными лицами свидетельствует о проживании истца в общежитии техникума. Копия обходного листа заверена директором техникума.
Из заявления К. на зачисление в учебное заведение на дневное отделение, следует, что студентка нуждается в общежитии.Согласно книжке успеваемости учащегося, К. в мае-июне 1986 года защищала курсовую работу, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ сдавала государственные экзамены, ДД.ММ.ГГГГ получила диплом, то есть в спорный период.
Факт проживания истца в общежитии в <адрес> в период учебы в техникуме также подтвердили свидетели Свидетель №1 и ФИО5
Указанное учебное учреждение находилось на территории <адрес>, который в соответствии с Перечнем населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №-Р в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
По окончании обучения с ДД.ММ.ГГГГ К. вновь была зарегистрирована по месту жительства в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 (Исакова) вступила в брак, после чего ей была присвоена фамилия К..
С учетом указанных доказательств, принимая во внимание, что истец проходила обучение по очной форме обучения, а расстояние от места ее постоянного проживания (<адрес>) до места проживания в общежитии (<адрес>) составляет около 171 км (от <адрес> до <адрес> - 10 км, от <адрес> до <адрес> - 69 км, от <адрес> до <адрес> - 92 км), суд считает, что вопреки доводам стороны ответчика, в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт проживания истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
ДД.ММ.ГГГГ К. обращалась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ № 1244-1, с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год в связи с проживанием на территории, подверженной радиационному загрязнению, однако, решением УПФР в Жуковском муниципальном районе от 26.10.2020 г. в назначении данной пенсии отказано, поскольку не представлены документы, подтверждающие постоянное проживание на территории с льготным социально-экономическим статусом.
Вместе с тем, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. ст. 32 - 35 Закона РФ № 1244-1, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст. 35 Закона РФ № 1244-1).
Гражданам, проживавшим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 г. по 30.06.1986 г., но к моменту обращения за пенсией проживающим в «чистой» зоне, возраст выхода на пенсию может быть снижен на 1 год.
С учетом установления факта проживания К. в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из положений вышеуказанных норм законов, суд считает, что истец будет иметь право на назначение пенсии со снижением возраста выхода на пенсию на 1 год, то есть при достижении возраста 54 года.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку на момент обращения к ответчику за назначением пенсии на ДД.ММ.ГГГГ у К. возникло право на назначение пенсии, так как она достигла возраста 54 года, то суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность назначить К. пенсию по старости с момента возникновения права, с учетом даты ее обращения в пенсионный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск К. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) об установлении факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом и признании права на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста удовлетворить.
Установить факт проживания К. в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за К. право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как лицу, проживавшему на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пгт. Локоть, <адрес>.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) назначить К. пенсию по старости с окончательной величиной снижения пенсионного возраста на 1 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с момента возникновения права, с учетом даты обращения в пенсионный орган, то есть с 19.10.2020 г.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Жуковский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 31.05.2021 г.
Председательствующий О.Н. Арестова