Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-709/2023 ~ М-243/2023 от 22.02.2023

Дело № 2-709/2023

УИД 33RS0019-01-2023-000341-72

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июня 2023 года

Суздальский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Дворниковой С.В.,

при секретаре Александровской С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> гражданское дело по исковому заявлению Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям к ФИО2 о возмещении вреда, причиненного почвам, обязании провести работы по очистке земельного участка от захламления отходами производства и потребления,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Управление Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям обратился суд с иском к ФИО2 с требованиями обязать провести работы по очистке земельного участка с кадастровым номером ### от отходов производства и потребления в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, и о возмещении вреда, причиненного земельному участку в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления, в размере 783 484 рублей.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения выездного обследования истцом выявлен факт невыполнения ФИО2 установленных требований и обязательных мероприятий по защите, принадлежащего ей земельного участка сельскохозяйственного назначения от захламления и зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира за пределами земельного участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 285 м по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <...>. Выездным обследованием установлено, что поверхность земельного участка по всей площади заросла растительностью разного видового состава, наблюдаются сорные травы прошлогоднего вегетационного периода, имеется сухостой сорных трав (пижма обыкновенная, кипрей, полынь обыкновенная и др.). Кроме того, по площади земельного участка имеется зарастание единично и очагами древесно-кустарниковой растительности, преимущественно ивой, березой, кленом, рябиной. В северной и центральной частях земельного участка обнаружено 6 свалок отходов производства и потребления на общей площади 124 кв.м. Данный земельный участок с кадастровым номером ###, принадлежит на праве собственности ФИО2 Наличие на земельном участке свалок ТКО свидетельствует о том, что ответчик не проводит обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от негативного воздействия, что является нарушением обязательных требований земельного законодательства. Управлением по факту ущерба, нанесенного земельному участку, как объекту охраны окружающей природной среды, рассчитан ущерб, который составляет 783 484 руб. В качестве правового обоснования указаны нормы статей 12, 42, 77, 74, 57 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 8 Федерального закона Российской Федерации № 101-ФЗ от 16.07.1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», статей 36, 42 Конституции Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», статей 15, 1064, 1080, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Представитель истца - Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям, в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело без его участия, не возражал против вынесения заочного решения, указал, что исковые требования поддерживает. Ранее в судебном заседании иск поддерживал по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснял, что Управлением ФИО2 направлялась досудебная претензия о возмещении ущерба от ***, однако ответа на нее не последовало. Повторного обследования не проводилось. Ущерб рассчитывается по Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды РФ № 238 от 08.07.2010 г. в актуальной редакции. Расчет производился по пункту 9 об исчислении размера вреда в результате порчи почв при их захламлении. С учетом того, что разрешенное использование земельного участка, сельскохозяйственное назначение, просил учесть, что захламление ведет к деградации земель, поэтому испрашиваемый срок очистки земельного участка 3 месяца. Считает данный срок достаточным.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, заблаговременно извещалась о его месте и времени.

Представитель третьего лица – администрации <...>, в судебное заседание не явился, заблаговременно извещался о его месте и времени, об уважительности причины неявки не сообщал, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

С учетом наличия ходатайства представителя истца о рассмотрении дела в его отсутствие; надлежащего извещения ответчика и третьего лица о месте и времени судебного заседания, отсутствия данных об уважительности причин их неявки, а также ходатайств об отложении судебного заседания, суд, принимая во внимание положения статьи 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в порядке заочного судопроизводства, учитывая также позицию истца, не возражавшего против рассмотрения дела в таком порядке.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Статьей 58 Конституции Российской Федерации на каждого возложена обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В статье 1 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определено, что плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.

Статьей 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» на собственников земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков возложены обязанности, в том числе обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На основании статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

По данным выписки из ЕГРН от *** собственником земельного участка с кадастровыми номером ###, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадью 135000 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 285 м по направлению на юго-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: <...>, является ФИО2, право собственности которой зарегистрировано ***.

Согласно Заключению Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям ### от *** по результатам проведения выездного обследования в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) выездного обследования установлено, что поверхность земельного участка, с кадастровым номером: ### по всей площади заросла сорной растительностью разного видового состава (одуванчик, кипрей, полынь обыкновенная, пырей, пижма обыкновенная и др.) присутствует подушка из сорных трав прошлого вегетационного периода имеется сухостой сорных трав (пижма обыкновенная, кипрей, полынь обыкновенная и др.). Кроме того, по всей площади земельного участка имеется зарастание единично и очагами древесно-кустарниковой растительностью, преимущественно ивой, березой, кленом, рябиной (высотой от 1 метра и выше). В северной и центральной частях земельного участка обнаружено 6 свалок отходов производства и потребления на общей площади 124 кв.м: свалка № 1 на площади, ориентировочно, 15 кв.м. (ширина 3 м, длина 5 м), высота до 0,5 м, состоящая из рубероида, GPS – координаты: <...>; свалка № 2 на площади, ориентировочно 25 кв.м (ширина 5 м, длина 5 м), высота до 1 м, состоящая из обгорелых бревен, досок, GPS – координаты: <...>; свалка № 3 на площади, ориентировочно 25 кв.м (ширина 5 м, длина 5 м), высота до 0,5 м, состоящая из досок, бревен, деревьев, GPS – координаты: <...>; свалка № 4 на площади, ориентировочно 15 кв.м (ширина 3 м, длина 5 м), высота до 0,5 м, состоящая из досок, бревен, деревьев, GPS – координаты: <...>; свалка № 5 на площади, ориентировочно 24 кв.м (ширина 3 м, длина 8 м), высота до 0,7 м, состоящая из рубероида, GPS – координаты: <...>; свалка № 6 на площади, ориентировочно 20 кв.м (ширина 2 м, длина 10 м), высота до 0,5 м, состоящая из рубероида, GPS – координаты: <...>.

Указанные обстоятельства подтверждаются также протоколом осмотра ### от *** Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям.

*** истцом ответчику направлено письмо с предложением принять меры по ликвидации свалок, в добровольном порядке возместить ущерб, причиненный почве в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления, в соответствии с произведенным расчетом в размере 783 484 рублей, о принятых мерах сообщить в Управление Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям в срок до ***.

Доказательств устранения выявленных в результате проверочных мероприятий нарушений, стороной ответчика не представлено.

На основании пункта 1 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

По смыслу статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Пунктом 1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Приказом Минприроды России № 238 от 08.07.2010 г. утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. При определении размера ущерба, нанесенного земельному участку сельскохозяйственного назначения в результате захламления твердыми коммунальными отходами, Управление Россельхознадзора руководствовалось пунктом 9 данной Методики и определило размер вреда равным 783 484 руб.

Суд находит представленный истцом расчет верным, поскольку площадь захламления земельного участка определялась специалистами с применением специальных приборов. О выезде сотрудников Управления Россельхознадзора ответчик извещалась надлежащим образом и имела реальную возможность присутствовать при осмотре принадлежащего ей земельного участка.

Учитывая изложенные обстоятельства, применяя указанные нормы права, суд приходит к выводу о том, что непринятие ФИО2 мер по ликвидации места складирования отходов производства и потребления на принадлежащем ей земельном участке нарушает действующее законодательство, при этом ответчик также несет обязанность по возмещению вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в связи с этим исковые требования Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям подлежат удовлетворению. Принимая во внимание нормы части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, - три месяца со дня его вступления в законную силу. Данный срок суд считает разумным и достаточным для выполнения необходимых работ по очистке земельного участка.

Согласно статье 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 г. N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абзац второй пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход бюджета.

В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 333.19, подпунктами 1 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 17034 руб. 84 коп.

Руководствуясь статьями 194 – 198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░2 (░░░ 332500595702) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 33:05:134101:805, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 285 ░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <...>, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░2 (░░░ 332500595702) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <...> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ###, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 285 ░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <...>, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 783 484 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░2 (░░░ 332500595702) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 17034 (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ 84 ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ***.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-709/2023 ~ М-243/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям
Ответчики
Гусева Татьяна Ивановна
Другие
Волховицкая Юлия Николаевна
Суд
Суздальский районный суд Владимирской области
Судья
Дворникова Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
suzdalsky--wld.sudrf.ru
22.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2023Передача материалов судье
01.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2023Подготовка дела (собеседование)
14.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.03.2023Предварительное судебное заседание
25.04.2023Судебное заседание
18.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Судебное заседание
19.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
17.08.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
01.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2023Регистрация заявления об отмене заочного решения
11.03.2024Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
20.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
20.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее