Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2022 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Скулкиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тищенко И. М. к Департаменту капитального города Севастополя о признании права собственности в порядке приватизации,
установил:
Тищенко И.М. обратилась в суд с иском, в котором просила признать за ней право собственности на <адрес>, расположенную по адресу: г.Севастополь, <адрес>, общей площадью 51,2 кв.м., кадастровый №.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является нанимателем спорной квартиры. Прав пользования квартирой принадлежит истцу на основании договора социального найма жилого помещения. Квартира включена в реестр собственности города Севастополя, как имущество, находящееся в казне города Севастополя. Желая реализовать своё право на приобретение в собственность жилья, истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги Заключение договоров о передачи в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)» в отношении занимаемой квартиры. Решением Департамента капитального строительства города Севастополя истцу отказано с предоставлении государственной услуги на основании того, что спорное жилое помещение передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд» в связи с чем у Департамента отсутствуют полномочия по распоряжению квартирой. С таким отказом истец не согласна, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Истец Тищенко И.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, причин неявки суду не сообщила.
Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Согласно статье 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.
В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом вышеизложенных обстоятельств в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.
По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского далее - ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Исходя из содержания статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» правом на приватизацию жилых помещений в общую собственность либо в собственность одного лица наделены граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № каждый гражданин имеет право на однократное участие в бесплатной приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно статье 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <адрес> в г. Севастополе, площадью 51,2 кв.м. Департаментом капитального строительства г. Севастополя предоставлена в пользование Тищенко И. М. на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № УЖП/ДСН-813.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ спорное жилое помещение включено в Реестр собственности города Севастополя.
Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № ОПР/22-88 истцу отказано в предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизации)» на основании подпунктов 3, 8 пункта 20 Административного регламента, в обоснование отказа, указавшего, что жилое помещение, расположенное по адресу: г.Севастополь, <адрес>, передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд», учреждению, подведомственному Департаменту городского хозяйства города Севастополя, в связи с чем у Департамента капитального строительства г. Севастополя отсутствуют полномочия по распоряжению указанным имуществом. Таким образом, в соответствии с Положением о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ 840-ПП, у Департамента капитального строительства города Севастополя отсутствуют полномочия по распоряжению указанным имуществом, в связи с чем основания для заключения договора о передаче в собственность граждан жилого помещения отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 10 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №–ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.
Частью 2 статьи 10 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №–ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» предусмотрено, что правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, к правоотношениям, связанным с правом пользования спорной квартирой применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно подпункту 21 пункта 3.1.2.7 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, принятие решений о заключении с собственниками жилых помещений договоров мены, передачи в собственность жилых помещений, в том числе в порядке приватизации и передачи в собственность города Севастополя свободных от обязательств жилых помещений, приватизированных гражданами отнесено к компетенции ответчика.
В силу пункта 3 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)», утверждённого Приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-а/2016, государственным органом исполнительной власти города Севастополя, предоставляющим государственную услугу, является Департамент капитального строительства города Севастополя.
Из правового анализа вышеприведенных норм следует, что уполномоченным органом по решению вопроса о предоставлении в собственность гражданам жилых помещений в порядке приватизации является Департамент капитального строительства города Севастополя.
Судом установлено и следует из материалов дела, что жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, находится в собственности города Севастополя.
Доказательства того, что ранее право на приватизацию жилых помещений реализовывалось истцом, а спорная квартира, переданная ему на условиях социального найма, отнесена к жилищному фонду, не подлежащему приватизации, не представлено.
Таким образом, имеет место совокупность условий, предусмотренных Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1, дающих гражданам право на однократную приватизацию жилого помещения.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что истец приобрел право пользования спорной квартирой на условиях договора социального найма, и, как следствие, право на участие в её бесплатной передаче в собственность. Таким образом, истец имеет право приобрести её в собственность, в отсутствии каких-либо к этому препятствий, мотивов для отклонения их обоснованных требований не имеется.
Доказательств наличия иных оснований, препятствующих заключению договора о передаче в собственность истца жилого помещения государственного жилищного фонда города Севастополя, ответчиком не представлено.
При указанных обстоятельствах исковые требования о за истцом права собственности на квартиру, расположенную по адресу: г.Севастополь, <адрес>, в порядке приватизации являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать за Тищенко И. М. право собственности на <адрес>, расположенную по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 51,2 кв.м. с кадастровым номером 91:01:060001:883.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суда через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В.Просолов