З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2022 г. <адрес>
Тайшетский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Павленко Н.С., при секретаре судебного заседания Соболевой И.А., с участием представителя истца ОГКУ «Управления социальной защиты населения по <адрес>» П., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по <адрес>» к З. о взыскании денежной выплаты, предоставленной на основании социального контракта на осуществление мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» обратилось в суд с иском, указывая в обоснование заявленных требований, что З,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в <адрес>» являлась получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ. за № на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации (далее-социальный контракт).
При заключении социального контракта З. надлежащим образом была ознакомлена с условиями социального контракта и была обязана соблюдать п. 5 социального контракта «Права и обязанности Получателя», пп. 5.4.1 социального контракта по мероприятию «Осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации» выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации.
Однако, З. не выполнила условия социального контракта, не выполнила программу социальной адаптации, не представила в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» документы, подтверждающие факт целевого использования полученных денежных средств в размере 78 072 руб., в связи с чем, образовалась переплата денежной выплаты на основании социального контракта за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 78 072 руб.
По данному факту излишне выплаченной денежной суммы в адрес ответчика направлялись письма о необходимости предоставления подтверждающих документов исполнения запланированных мероприятий программой социальной адаптации или возместить в добровольном порядке сумму денежной выплаты на основании социального контракта в размере 78 072 руб. в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>».
Однако, до настоящего времени неправомерно полученная денежная сумма по вышеуказанной мере социальной поддержки в размере 78 072руб. в добровольном порядке ответчиком в ОГКУ «УСЗН по <адрес>» не возращена, частичная уплата не производилась.
В связи с чем, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» просит суд взыскать с З. в пользу Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по <адрес>» необоснованно полученную денежную сумму в виде денежной выплаты на основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 78 072 руб.
В судебном заседании представитель истца Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по <адрес>» П., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить. Суду пояснила, что денежные средства в период действия социального контракта ежемесячно в размере 13012 руб. перечислялись на счет З., всего по социальному контракту З. была выплачена денежная сумма в размере 78072 руб. Документов, отчета, подтверждающих исполнение социального контракта и расходование денежных средств в соответствии с программой социальной адаптации, не представила.
Ответчик З., уведомленная о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах неявки не сообщила, рассмотреть дело в ее отсутствие не просила, возражений не представила.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес>, ОГКУ «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений не представили.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании изложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения представителя истца, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноким проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии с п. 5 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
<адрес> от 19.07.2010г. N 73-03 "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в <адрес>" в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" определяет размеры, условия и порядок назначения и выплаты за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий.
Согласно ст. <адрес> от 19.07.2010г. N 73-03 размер государственной социальной помощи в виде денежной выплаты, оказываемой в соответствии с настоящим Законом на основании социального контракта, устанавливается в социальном контракте по соглашению сторон с учетом содержания конкретной программы социальной адаптации и составляет: на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление получателем государственной социальной помощи трудной жизненной ситуации, - ежемесячно в размере не более величины прожиточного минимума, установленной для трудоспособного населения в целом по области на год, предшествующий году заключения социального контракта, продолжительностью не более шести месяцев.
В соответствии со ст. <адрес> от 19.07.2010г. N 73-03 в соответствии с настоящим Законом оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам (далее соответственно - государственная социальная помощь, получатели государственной социальной помощи) осуществляется в следующих видах:1) предоставление денежных выплат (социальных пособий и других выплат);2) предоставление натуральной помощи (продукты питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи).
Согласно ч. 1, 2 ст. <адрес> от 19.07.2010г. N 73-03 государственная социальная помощь назначается решением исполнительного органа государственной власти области, осуществляющего функции в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан, уполномоченного <адрес> (далее - уполномоченный орган), в лице расположенного по месту жительства или месту пребывания гражданина государственного учреждения области, подведомственного уполномоченному органу и включенного в перечень, утвержденный нормативным правовым актом уполномоченного органа (далее - учреждение).
Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина от себя лично (малоимущий одиноко проживающий гражданин) или от имени своей семьи (малоимущая семья) либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявления опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина, в котором заявителем указываются сведения о членах семьи, проживающих (пребывающих) совместно с ним, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, вид государственной социальной помощи, а также сведения о желании заключить социальный контракт. Гражданин подтверждает своей подписью достоверность указанных в заявлении сведений.
Статьей 9.1 Закона предусмотрено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается получателям государственной социальной помощи в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. Социальный контракт подписывается получателем государственной социальной помощи и руководителем учреждения либо уполномоченным руководителем учреждения на подписание социального контракта в соответствии с законодательством. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, разработанная учреждением совместно с получателем государственной социальной помощи.
В течение срока действия социального контракта учреждение вправе проводить выполнение получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации
Программой социальной адаптации предусматриваются обязательные для реализации получателем государственной социальной помощи мероприятия.
К таким мероприятиям относятся поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, а также прохождение в целях реализации данных мероприятий обучения. Программой социальной адаптации могут также предусматриваться мероприятия, направленные на удовлетворение текущих потребностей получателя государственной социальной помощи в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования здорового образа жизни, для обеспечения потребностей семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
Социальный контракт заключается на срок от трех месяцев до одного года по форме, определенной нормативным правовым актом уполномоченного органа (часть 4 статьи 9.<адрес> "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в <адрес>").
В соответствии с п. 1 ч. <адрес> от 19.07.2010г. N 73-03 оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращается в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает недопустимость действий граждан и юридических лиц исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В силу п. 3 упомянутой статьи в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
По смыслу вышеприведенных норм, добросовестным поведением является поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ З. обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» с заявлением об оказании ей государственной социальной помощи на основании социального контракта на иные мероприятия.
ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» было принято решение № о назначении З. государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации в размере 13012 руб. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ в адрес З. было направлено уведомление № о назначении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации в размере 13012 руб. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. между ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскомурайону» и З. заключен социальный контракт №, предметом которого является взаимодействие сторон при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежных выплат с целью выхода З. на боле высокий уровень жизни за счет собственных активных действий для получения постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить свое материальное положение.
В соответствии с п. 2.3, п. 2.4 социального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. государственная социальная помощь предоставляется в зависимости от программы социальной адаптации, утвержденной межведомственной комиссией, ежемесячно по мере наступления расходных обязательств, но не превышающих в суммарном размере 78 072,00 руб. Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется ежемесячно в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. путем зачисление денежных средств на указанный счет З., открытый в ПАО Сбербанк.
В соответствии с п. 5.4.1. социального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ З. обязалась выполнять программу социальной адаптации в полном объеме (Приложение №), предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, в том числе: приобрести в период действия социального контракта необходимые для преодоления трудной жизненной ситуации основные средства.
Согласно п. 5.4.2.социального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. З. обязалась предоставлять в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» документы, подтверждающие факт целевого расходования денежных средств, приведенных в перечне согласно Приложению № к социальному контракту.
В соответствии с п. 5.4.3. социального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ З. обязалась взаимодействовать с куратором ОГКУ«Управление социальной защиты населения по <адрес>», осуществляющим сопровождение настоящего социального контракта ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять отчет, по форме согласно Приложению № к настоящему социальному контракту, о ходе исполнения программы с приложением документов, подтверждающих исполнение мероприятий.
Согласно п. 7.2.2, п. 7.3. социального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. настоящий социальный контракт досрочно прекращается в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта без уважительных причин, перечень которых утверждается нормативно правовым актом субъекта Российской Федерации, условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации. При выявлении фактов злостного уклонения гражданина от выполнения программы социальной адаптации, сознательного невыполнения плана соцадаптации, нарушение сроков программы адаптации без объективных причин, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» принимает меры по расторжению социального контракта и возвращении денежных средств, направленных гражданину в бюджет.
В соответствии с Программой социальной адаптации, являющейся Приложением № к социальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ. в перечень основных мероприятий, предусмотренных Программой социальной адаптации, входят:
Регистрация права собственности, приобретение продуктов питания, получение консультативной и практической помощи, получение социально-правовых, трудовых, психологических услуг, получение помощи в составлении отчетов, приобретение товаров первой необходимости, приобретение лекарственных препаратов.
Согласно справке о произведенных выплатах за период с ДД.ММ.ГГГГ года З. ОГКУ «Центр социальных выплат» произведена выплата государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации в период с ДД.ММ.ГГГГ г. (включительно) в сумме 13 012,00 руб. ежемесячно, всего выплачена сумма в размере 78 072,00 руб.
Согласно справке об установлении факта излишне выплаченных сумм мер социальной поддержки от ДД.ММ.ГГГГ №, З. не выполнила мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, переплата произведена за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 78072 руб.
Из представленных суду материалов следует, что в адрес З. неоднократно направлялись уведомления о возврате денежных средств, а также о предоставлении документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств (отчета).
Из актов посещения гражданина по месту жительства, составленного специалистом отдела по организационной работе ФИО6 и специалистом отдела предоставления государственных выплат на основании социального контракта ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по адресу места жительства: <адрес>, посещалась З., со слов заявителя отчеты предоставлены в Центр социальной помощи семье и детям, часть отчетов и чеки утрачены, в связи с чем, отчет предоставить не имеет возможности.
Как следует из информационного письма директора ОГКУ СО «Центр социальной помощи семье и детям <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, З. на социальном сопровождении в Центре не состояла, услугами специалистов не пользовалась, за помощью в составлении отчетов и их предоставлении, не обращалась.
Свидетель ФИО8 суду пояснила, что является заместителем начальника отдела ОГКУ «УСЗН <адрес>», в связи с чем, ей известно, что с З. был заключен социальный контракт, на основании которого в период с июня по ноябрь 2021 г. З. была предоставлена денежная выплата в общей сумме 78072 руб. Свои обязательства по социальному контракту З. не выполнила, о ходе исполнения программы с приложением документов, подтверждающих исполнение мероприятии по социальному контракту и программе социальной адаптации, не представила, за помощью в составлении отчета не обращалась. При посещении З. по месту жительства, последняя сообщила, что отчеты предоставила в Центр социальной помощи семье и детям, однако, данное учреждение не являлось куратором З., помощи и социального сопровождения не оказывало, отчеты З. в Центр не предоставляла.
Учитывая вышеизложенное, нарушение ответчиком условий, установленных социальным контрактом, а именно, не предоставление документов, подтверждающих факт целевого расходования денежных средств, уклонение от выполнения программы социальной адаптации, невыполнение плана соцадаптации без объективных и уважительных причин, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Истец ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, с ответчика З. подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» в размере 2 542руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ОГКУ "Управление социальной защиты населения по <адрес>" удовлетворить.
Взыскать с З., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, уроженки <адрес>, паспорт РФ серии №, выдан ОУФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в пользу Областного государственного казенного учреждения Управление социальной защиты населения по <адрес>» сумму неосновательного обогащения в размере 78 072 руб., полученную на основании социального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с З., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, уроженки <адрес>, паспорт РФ серии №, выдан ОУФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 2 542 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заявление должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительных причинах неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тайшетский городской суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Н.С. Павленко