УИД 91-RS0№-72
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2023 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Ермаковой Н.А.,
при секретаре Костенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым гражданское дело по иску ФИО5 к ФИО3, ФИО1, ФИО2, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, о признании лиц утратившими право пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 в лице представителя ФИО14 обратилась в суд с иском, в котором просит признать ФИО3, ФИО1, ФИО2, утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании договора купли–продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником жилого помещения, расположенного по указанному выше адресу. В жилом помещении зарегистрированы лица, не являющиеся членами семьи истца: ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После продажи дома ДД.ММ.ГГГГ ответчики, будучи зарегистрированными по месту жительства, фактически по данному адресу не проживают, в нарушении п. 9 Договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ добровольно в течение 3-х месяцев с регистрационного учета не снялись. Регистрация ответчиков по указанному адресу ограничивает права истца по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом, в связи с чем она обратилась в суд с настоящим иском.
Истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена.
Представитель истца ФИО14, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, направила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие и в отсутствие истца, исковые требования просит удовлетворить в полном объеме.
Ответчики ФИО3, ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания по месту регистрации и регистрации по месту пребывания, однако судебная почтовая корреспонденция вернулась в адрес суда с отметкой "истек срок хранения", сведений о другом месте жительства у суда не имеется. В соответствии с положением п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Третье лицо – ОМВД России по <адрес> Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте, дате и времени рассмотрении дела извещены надлежащим образом, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Выслушав пояснения истца, изучив доводы иска, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что на основании Договора купли–продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО5 и ФИО1, истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. Согласно п. 9 настоящего Договора, на момент его подписания в жилом доме зарегистрированы: ФИО1, ФИО2, ФИО3, которые обязуются сняться с регистрационного учёта в течение 3-х месяцев, то есть 90 рабочих дней с момента подачи документов в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на регистрацию перехода права собственности к Покупателю.
Согласно предоставленным на запрос суда Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-№ жилому дому, расположенному по адресу: <адрес> общей площадью 34,3 кв.м., присвоен кадастровый №, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», номер государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано за ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из реестрового дела № ЦА Госкомрегистра усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о регистрации перехода права собственности в Керченское городское управление Госкомрегистра Республики Крым обратились ФИО7 (в лице представителя ФИО8) и ФИО1 (в лице представителя ФИО2).
Согласно домовой книги для прописки граждан, проживающих в <адрес>, по данному адресу зарегистрированы: ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из выписки из похозяйственной книга Администрации Войковского сельского поселения <адрес> Республики Крым следует, по адресу: <адрес>, дом. 54, числятся ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО9
Согласно ответу ОВМ ОМВД России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 (без даты рождения) зарегистрированным не значится, имеются сведения о пересечении границы Российской Федерации; ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, имеются сведения о пересечении границы Российской Федерации; ФИО2 зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Как усматривается из Акта по установлению факта не проживания от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией в составе депутата Войковского сельского совета ФИО10 в присутствии соседей ФИО11 и ФИО12, ответчики ФИО3, ФИО1, ФИО2 фактически не проживают по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, что ответчики ФИО1, ФИО3, ФИО2 в спорном жилом помещении не проживают с апреля 2021 года, членами семьи истца не являются, их регистрация в указанном жилом помещении нарушает права истца как собственника жилого помещения.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, в связи с чем, соответствующее право собственника может быть ограничено по требованию других проживающих, но лишь в том случае, если его реализация приводит к реальному нарушению их прав, свобод и законных интересов, и наоборот.
В силу требований статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями части 1 - 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Частью 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также, если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собствен- ника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
Суд считает, что на спорные отношения не распространяются положения ч. 4 ст. 31 ЖК РФ относительно сохранения права пользования жилым помещением на определенный срок на основании судебного решения, поскольку в судебном заседании установлено, что ответчики не являются бывшими членам семьи собственника в понимании указанной нормы права.
Доказательств, подтверждающих наличие между истцом и ответчиками соглашения, которое бы позволило ответчикам пользоваться жилым помещением, принадлежащим истцу, не предоставлено.
Основанием для признания лица утратившим право пользования жилым помещением может являться его постоянное отсутствие в указанном помещении, связанное с наличием у него другого постоянного места жительства и не вызванное препятствием ему в пользовании жилым помещением, либо ущемлением иным образом его прав на пользование жилым помещением.
Судом установлено, что ответчики в добровольном порядке отказались от своего права пользования данным жилым помещением, заключив с истцом договор купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, условиями которого было снятие их с регистрационного учета в течение 3-х месяцев с момента подачи документов в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, однако данное условие договора ими не исполнено.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования ФИО5 о признании ФИО3, ФИО1, ФИО2 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, являются законными и обоснованными, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу и подлежат удовлетворению.
Решение суда о признании ответчика утратившими право пользования жилым помещением является основанием к снятию их с регистрационного учета по месту жительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5 удовлетворить.
Признать ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Признать ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Признать ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.А. Ермакова