РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2022 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Артёмовой Ю.Н.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** (УИД 38RS0***-06) по исковому заявлению ФИО5 в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО4, ФИО3 к Администрации <адрес> о внеочередном предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО3, ФИО5 в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО4, обратились в суд с иском к Администрации <адрес>, в обоснование заявленных требований истцы указали, что на основании договора 478/05/18 от ДД.ММ.ГГГГ социального найма жилого помещения с учётом членов семьи ФИО5 - троих детей: ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированы и проживали в жилом помещении по адресу: ФИО1, <адрес>, ж/<адрес>, кадастровый ***. Форма собственности Муниципальная. Квартира состоит из трёх комнат, общей площадь 69,10 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ произошёл пожар в гараже дома по адресу: <адрес>, ж/р Порожский, <адрес>.
Согласно Постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.*** <адрес>, расположенный по <адрес> ж.<адрес>, признан непригодным для проживания. Полагают, что имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания.
Просят суд возложить на ответчика обязанность предоставить им вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью 69,10 кв.м, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, пригодное для проживания, отвечающие установленным требованиям находящееся в границах населённого пункта <адрес>.
В судебное заседание истцы ФИО3, ФИО5 в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО4, не явились, судом извещены, просят рассматривать дела в свое отсутствие.
Представитель истца ФИО5- действующий на основании доверенности ФИО7 поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес>,– ФИО8, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что решение органа местного самоуправления об установлении сроков расселения граждан из аварийного ветхого жилого дома само по себе направлено на обеспечение условий для реализации жилищных прав граждан, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, либо создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
На основании заключения межведомственной комиссии для оценки и признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, а также многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования <адрес> вынесено постановление *** от ДД.ММ.ГГГГ «О признании помещения, расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, жилой район Порожский, <адрес>, дом <адрес>, не пригодным для проживания».
Истцы не лишены права на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда для проведения мероприятий по расселению граждан из аварийного дома расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, жилой район Порожский, <адрес>, дом <адрес>. В настоящий момент ФИО5 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит с ДД.ММ.ГГГГ. года по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очередности – 2746. Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав доводы представителя истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с положениями статьи 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Пунктами 1, 2 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит достоверно установленным, что на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ *** нанимателю ФИО5 и членам её семьи ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ передано за плату в бессрочное владение и пользование муниципальное изолированное жилое помещения – квартира по адресу: <адрес>, ж. <адрес>,состоящее из 3-ех комнат площадью 69,10 кв.м.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: <адрес>, ж. <адрес> произошел пожар в гараже, в результате пожара огнем повреждено строение гаража по всей площади, оконная рама жилого дома, остекление, шифер, общая площадь пожара 30 кв.м.
Судом установлено, что на основании постановления Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ *** жилое помещение, расположенное по адресу: ФИО1, <адрес>, ж. <адрес> признано непригодным для проживания, дальнейшее использование помещения по назначению невозможно.
Также установлено, что на основании постановления администрации <адрес> истцы и члены их семей признаны малоимущими, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ *** ФИО5 и члены ее семьи ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ признаны нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.
Из поквартирной карточки выданной ТСЖ «Порожки», следует, что на регистрационном учете в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, ж.<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ состоит ФИО5 - наниматель; с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4
Таким образом, суд находит достоверно установленным, что в результате обследования названного дома выявлено несоответствие жилого помещения, в котором проживают истцы, требованиям ч. 2 ст. 15 ЖК РФ и требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ***.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ж. <адрес> является муниципальным имуществом.
Как следует из обоснования иска и не оспаривается, до настоящего времени истцы жилым помещением не обеспечены.
Решая вопрос о размерах предоставляемого жилого помещения, суд учитывает положения статей 57, 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
При разрешении данного спора, суд исходит из того, что Конституция Российской Федерации провозглашает ФИО1 социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
При этом провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Указанная позиция суда согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в том числе в его постановлении от ДД.ММ.ГГГГ ***-П, определении от ДД.ММ.ГГГГ ***-О).
По мнению суда, названные конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Из материалов дела судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ж. <адрес>, постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ *** признан непригодным для проживания.
Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами, как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое, согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 ЖК РФ по числу комнат.
Указанные критерии являются обязательными, и при отсутствии хотя бы одного из них предоставление выселяемым гражданам жилого помещения недопустимо.
В частности, среди предъявляемых к жилому помещению требований есть требование о том, что объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики (пункт 20 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции). Это приобретает особое значение в случае, когда предметом первоначального договора социального найма являлась комната как разновидность жилого помещения (пункт 1 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации), предназначенного для использования в качестве места непосредственного проживания.
Вместе с тем, суд считает, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Данная позиция суда также согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его определении от ДД.ММ.ГГГГ ***-О-О.
Норма п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени включения в список внеочередников. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 ЖК Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. Решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, и предоставлении жилых помещений действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина. Данные выводы суда согласуются с положениями ст. 87 ЖК РФ, согласно которой в случае признания жилого помещения непригодным для проживания другое благоустроенное жилое помещение предоставляется наймодателем на условиях социального найма.
Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств и вышеназванных правовых норм, принимая во внимание, что <адрес> в ж. <адрес> относится к объектам жилищного фонда, находится в муниципальной собственности МО <адрес>, на основании постановления Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признана непригодной для проживания, истцы признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО3, ФИО5 в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО4, о возложении на администрацию <адрес> обязанности по принятию мер к переселению из непригодного к проживанию <адрес> ж.<адрес>, а именно: предоставить во внеочередном порядке истцам и членам семьи: зарегистрированным в <адрес> ж.<адрес> на основании договора социального найма, жилое помещение, благоустроенное жилое помещение, общей площадью 69,10 кв.м., равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, пригодное для проживания, отвечающие установленным требованиям находящееся в границах населённого пункта <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5 в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО4, ФИО3 удовлетворить.
Обязать Администрацию МО <адрес> предоставить в не очереди ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р. с учетом членов семьи ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. жилое помещение, общей площадью 69,10 кв.м., равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, на условиях договора социального найма, пригодное для проживания, отвечающие установленным требованиям находящееся в границах населённого пункта <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Н.Артёмова
Решение в окончательной форме принято 27.12.2022