Дело №2-96/2024
УИД № 23RS0051-01-2023-001138-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Тимашевск 21 февраля 2024 года
Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего Ломака Л.А.,
при секретаре Ворониной М.В.,
с участием представителя истца Родышевской В.А.
ответчика Гуркун А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Краснодарского края (в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрация Краснодарского края) к Гуркун Артем Анатольевич о возмещении вреда, причиненного объекту культурного наследия,
установил:
администрация Краснодарского края (в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрация Краснодарского края), обратилась в суд с исковым заявлением к Гуркун А.А. о возмещении вреда, причиненного объекту культурного наследия.
В обосновании искового заявления указано, что по адресу: <адрес> к востоку от хутора, располагается объект археологического населения федерального значения «Грунтовый могильник городища 1 <адрес>», первое тысячелетие до н.э. – XV в. н.э. Памятник принят на государственную охрану Законом Краснодарского края от 17.08.2000 № 313-КЗ «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории краснодарского края». Объект археологического наследия федерального значения зарегистрирован в АИС ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от <дд.мм.гггг> <№>-<адрес> акту осмотра памятника, составленный <дд.мм.гггг>, которым установлено, что непосредственно на территории объекта культурного наследия ведутся земельные и строительные работы, что ведет к его разрушению. Актом технического состояния объекта культурного наследия от <дд.мм.гггг> <№>/Ф, составленным в результате совместного осмотра земельного участка с кадастровым номером <№>, установлена общая площадь разрушения, которая составляет 23,5 м2.
Исковые требования уточнили, просили взыскать с Гуркун А.А. вред, причиненный объекту археологического наследия федерального значения – «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. – XV в. н.э., Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, <адрес> к востоку от хутора, выраженный в стоимость спасательных археологических полевых работ (раскопок), в сумме 256 801,2 рублей.
Представитель истца поддержал уточненные исковые требования, просил их удовлетворить.
Ответчик в судебном заседании указал, что понимает факт нарушения, но об этом он не знал.
Выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, оценив его фактические обстоятельства, суд делает вывод, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте положений п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В ст. 67 ГПК РФ законодатель закрепляет дискреционное полномочие суда по оценке доказательств, необходимое для эффективного осуществления правосудия.
Согласно приведенной норме суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Так, по адресу: <адрес> к востоку от хутора, располагается объект археологического населения федерального значения «Грунтовый могильник городища 1 <адрес>», первое тысячелетие до н.э. – XV в. н.э. Памятник принят на государственную охрану Законом Краснодарского края от <дд.мм.гггг> <№>-КЗ «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории краснодарского края».
Объект археологического наследия федерального значения зарегистрирован в АИС ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от <дд.мм.гггг> <№>-р.
Согласно выписке ЕГРН от <дд.мм.гггг> собственником земельного участка с кадастровым номером <№> является Гуркун А.А., дата государственной регистрации права <дд.мм.гггг>.
Собственном земельного участка осуществлены работы при размещении фундаментного основания площадью 8 кв.м., разрытии ямы неправильной формы размером 3,4 на 4,2 м.
Никаких согласований, заключений по вопросу возможного проведения земляных и строительных работ на земельном участке с кадастровым номером <№> истцом не выдавалось.
Согласно акту осмотра памятника, составленному <дд.мм.гггг> доцентом ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» <ФИО>5 и младшим научным сотрудником НИИ археологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Кондратенко А.В., на территории указанного объекта культурного наследия федерального значения ведутся земельные и строительные работы, что ведет к его разрушению.
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых определяется земельным законодательством и Федеральным законом N 73-ФЗ от <дд.мм.гггг> "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно требованиям ст. 49 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Все объекты археологического наследия находятся в государственной собственности и отчуждению из нее не подлежат. Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта, культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный действующим законодательством, в частности статьями указанного Федерального закона.
В силу п.1, 5 ст. 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на территории памятника запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих объектов, проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ.
Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения указанных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия.
Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 36 указанного закона изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 указанного Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст. 45 указанного Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии с пунктами 6, 7 ст. 7 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 N 3223-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" в целях предотвращения перемещения, повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия и иных действий, влекущих за собой причинение вреда объектам культурного наследия, физические лица, юридические лица, органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае на стадии проведения землеустройства, формирования, отвода, изменения категории, вида разрешенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в краевой орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о согласовании проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению. До начала проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется разработка и реализация необходимых мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, в том числе археологические полевые работы (разведки) в целях выявления в зонах производства данных работ неучтенных объектов культурного наследия, за счет средств физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, являющихся заказчиками проводимых работ.
Данное положение также отражено в п. 5 ст. 24.3 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 N 558-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края", действовавшего на момент согласования управлением использования земельного участка.
Актом технического состояния объекта культурного наследия от 22.01.2024 № 6/Ф, составленным в результате совместного осмотра земельного участка с кадастровым номером <№>, в присутствии с владельцем участка Гуркун А.А. проведены замеры фундамента, расположенного на территории принадлежащего ему участка, с целью уточнения площади разрушений. Фундамент расположен в восточной половине участка, по периметру имеются отвалы грунта, размеры фундамента по наружному контуру составляют 10х10 м, дополнительная линия фундамента соединяет его восточную и западную стороны. Ширина фундамента составляет 0,25 м. Общая площадь фундамента составляет: 12,5 м2 ((10х2 + 9,5х3) х 0,25).
Согласно акта <№> от <дд.мм.гггг> на данном участке помимо фундамента располагалась яма размером 3,4 х 4,2 м, площадью 11 м2.
Общая площадь разрушений составляет 23,5 м2.
Согласно предоставленному расчету вред, причиненный объекту археологического наследия федерального значения – «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. – XV в. н.э., Краснодарский край, г. <адрес> к востоку от хутора, составляет 256 801,2 рублей.
Доказательств подтверждающих неправильность представленных истцом расчетов, либо иной недостоверности их результатов, а равно контрасчетов, произведенных последним, не представлено. При этом, исходя из ч.1 ст.56 ГПК РФ, объективность и достоверность последних сомнений не вызывает.
Учитывая обстоятельства дела в их совокупности, оценивая представленные сторонами доказательства в силу требований ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных уточненных исковых требований в полном объеме.
Согласно ст.103 ГПК РФ и ч.1 ст.333.19 НК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Исходя из данной нормы, суд считает необходимым, взыскать с ответчика в доход муниципального образования Тимашевский район государственную пошлину в размере 5768,01 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление администрации Краснодарского края (в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрация Краснодарского края) к Гуркун Артем Анатольевич о возмещении вреда, причиненного объекту культурного наследия – удовлетворить.
Взыскать с Гуркун Артема Анатольевича, <дд.мм.гггг>, года рождения, <данные изъяты>), вред, причиненный объекту археологического наследия федерального значения – «Грунтовый могильник городища 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. – XV в. н.э., Краснодарский <адрес> к востоку от хутора, выраженный в стоимость спасательных археологических полевых работ (раскопок), в сумме 256 801,2 рублей.
Реквизиты для перечисления:
ИНН - 2308038402; КПП - 230801001; получатель - УФК по Краснодарскому краю (администрация Краснодарского края л/с 04182000020); Южное ГУ Банка России//УФК по Краснодарскому краю, г. Краснодар; единый казначейский счет - 40102810945370000010; казначейский счет - 03100643000000011800; БИК ТОФК - 010349101; ОКТМО - 03701000; КБК – 80211610022020000140.
Взыскать с Гуркун Артема Анатольевича, 05.03.1991, года рождения, г. Краснодар, Краснодарского края (паспорт 03 11 774346, выдан ОУФМС России по Краснодарскому краю в Тимашевском районе 20.07.2011) государственную пошлину в размере 13 292,37 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение месяца со дня его мотивированного составления.
В случаи подачи апелляционной жалобы представителем, в соответствии со ст.ст.49, 53 ГПК РФ, должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, а также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности.
Полный текст решения изготовлен 27.02.2024.
Председательствующий