Дело № 2-286/2023
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 октября 2023 года г. Севск
Севский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Хорзеевой Е.Е.,
при секретаре Хозиной О.Н.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Севского района Брянской области Алифян А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Севского района Брянской области, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Севского муниципального района Брянской области о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Севского района Брянской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Севского муниципального района Брянской области о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги.
В обоснование своих требований указал, что в результате проведенной прокуратурой Севского района Брянской области проверки соблюдения законодательства об организации дорожного движения и безопасности дорожного движения на территории Севского муниципального района установлено, что автомобильная дорога общего пользования местного значения, расположенная по ул. Дружбы г. Севск, которая используется неопределенным кругом лиц, не имеет технического паспорта, при этом технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока службы, наличие которого необходимо для осуществления органом местного самоуправления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также на то, что содержание автомобильных дорог местного значения в границах Севского городского поселения относится к вопросам местного значения, прокурор просил обязать администрацию Севского муниципального района Брянской области в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по проведению паспортизации автомобильной дороги протяженностью 0,4 км, расположенной по ул. Дружбы г. Севска Брянской области.
Помощник прокурора Алифян А.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившегося представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
В соответствии с подп. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (подп. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ)
В силу пунктов 1 и 3 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно подп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402, в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Приказом Росстандарта от 31 августа 2016 года № 1004-ст введен в действие «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» (далее - ГОСТ 33388-2015), который распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает общие требования и порядок выполнения работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог.
В соответствии с п. 4.2.1 ГОСТ 33388-2015 паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.
На основании п. 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги. В зависимости от поставленной задачи и (или) требований заказчика технический паспорт может быть составлен как на всю дорогу, так и на отдельный участок.
В силу п. 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 различают первичный, повторный и текущий технический учет и паспортизацию автомобильных дорог. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов.
Согласно п. 9.1 ГОСТ 33388-2015 результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета.
Содержание технического паспорта автомобильной дороги установлено п. 9.2 ГОСТ 33388-2015, согласно которому технический паспорт автомобильной дороги состоит из следующих основных разделов: титульный лист; план-схема автомобильной дороги; общие данные об автомобильной дороге; экономическая характеристика; техническая характеристика; сведения об основных объемах выполненных ремонтных работ; линейный график дороги.
Таким образом, паспорт дороги является единственным документов технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. (ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ)
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены также в ч. 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ, согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В силу ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации Севского муниципального района Брянской области от 18 апреля 2019 года № 303 (с изм. от 11 ноября 2022 года № 870) утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Севского городского поселения (74 дороги) (л.д.11-14, 15-18).
Согласно приложению к указанному постановлению под номером 18 значится грунтовая дорога, расположенная по ул. Дружбы, протяженностью 0,4 км.
Проведенным в 2022 году анализом соответствия деятельности администрации Севского муниципального района требованиям Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что технический паспорт на вышеуказанную автомобильную дорогу отсутствует, что свидетельствует о непринятии органом местного самоуправления мер по содержанию автомобильных дорог местного значения, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.
По результатам анализа в адрес главы администрации Севского муниципального района внесено представление № 26/2022 от 14 октября 2022 года об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения (л.д. 6-7).
В своем ответе на представление глава администрации Севского муниципального района указал, что в рамках муниципального контракта № от ДАТА будут изготовлены технические паспорта дорог по <адрес>. При этом денежные средства на паспортизацию остальных дорог городского поселения в бюджете района не запланированы (л.д. 8).
30 августа 2023 года прокуратурой Севского района проведена проверка устранения нарушений выявленных 14 октября 2022 года требований законодательства об организации дорожного движения и безопасности дорожного движения на территории Севского муниципального района.
По результатам проведенной проверки установлено, что на территории Севского муниципального района Брянской области по ул. Дружбы, расположена автомобильная дорога с грунтовым покрытием протяженностью 0,4 км, технический учет и паспортизация которой не проводилась, дорожная деятельность в установленном законом порядке не осуществляется (л.д. 9-10).
Из ответа на требование прокурора Севского района глава администрации Севского муниципального района указал, что ввиду ограниченного финансирования оформление технических паспортов автомобильных дорог Севского городского поселения, в т.ч. по ул. Дружбы запланирована на 2024 год (л.д. 19).
Доказательств в опровержение указанных обстоятельств, того факта, что на момент разрешения спора обязанности по паспортизации дорог выполнены в установленном порядке, выявленные нарушения устранены в полном объеме, не представлено, об этом ответчиком не заявлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Исходя из того, что в обязанности ответчика входит содержание автомобильных дорог местного значения, том числе и их паспортизация, которая не исполнена, что влечет нарушение прав неограниченного круга лиц, проживающих в пределах муниципального образования, поскольку паспорт дороги является единственным документом технического учета, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и его отсутствие, с учетом информации которая должна быть отражена в паспорте, влияет на безопасность дорожного движения, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленных прокурором исковых требований в интересах неопределенного круга лиц.
Суд отмечает, что заявленные прокурором требования направлены на понуждение ответчика исполнить, возложенные на него законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в компетенцию в области муниципального управления, при этом отсутствие необходимых денежных средств не является законным основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных законом обязанностей.
По смыслу приведенных выше положений закона принятие таких мер при решении вопросов местного значения является обязательным для соответствующего органа местного самоуправления и не может определяться исключительно его усмотрением.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая необходимость организации работы по техническому учету и паспортизации дорог с привлечением специализированных организаций, работа с которыми возможна только в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд считает необходимым установить срок исполнения возложенной на администрацию Севского муниципального района обязанности в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Севского района Брянской области, поданные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Севского муниципального района Брянской области о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильных дорог удовлетворить.
Обязать администрацию Севского муниципального района Брянской области в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по проведению паспортизации автомобильной дороги, расположенной по ул. Дружбы г. Севска Брянской области протяженностью 0,4 км.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 5 октября 2023 года.
Председательствующий подпись Е.Е. Хорзеева
Копия верна
Судья Севского
районного суда Е.Е. Хорзеева
Секретарь судебного заседания О.Н. Хозина