Дело № 2-5011/2024
УИД 59RS0007-01-2024-004682-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июня 2024 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре Костаревой А.А.,
с участием истца Файзуллина Ю.Ш..,
представителя ответчика Богданович В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Файзуллина Ю. Ш. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконными, возложении обязанности назначить пенсию,
У С Т А Н О В И Л :
Файзуллин Ю.Ш. обратился в суд, указав, что он является получателем военной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1. После назначения пенсии на протяжении <данные изъяты> лет осуществлял трудовую деятельность, не связанную с военной профессией, в связи с чем имеет право на вторую пенсию по старости, поскольку им выработан необходимый стаж, однако, решением ОСФР по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в установлении пенсии по ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ. В качестве оснований для отказа ответчик указал, что страховая пенсия по старости (без учета фиксированной выплаты) уже назначена заявителю с ДД.ММ.ГГГГ. С решением ответчика истец не согласен, считает его незаконным, необоснованным, нарушающим его права по следующим основаниям. Считает, что если после службы военные пенсионеры продолжают работать в гражданских организациях, то при соблюдении определенных условий у них возникает право на получение страховой пенсии. Частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом. В числе этих условий, как следует из содержания Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона). Все условия для назначения страховой пенсии по старости им соблюдены.
На основании изложенного, истец просит признать незаконным решение ОСФР по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии по ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, обязать ответчика назначить Файзуллину Ю.Ш. страховую пенсию по старости с даты обращения с соответствующим заявлением.
Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в ОСФР по Пермскому краю обратился Файзуллин Ю.Ш. за назначением страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ. При рассмотрении представленных вместе с заявлением документов было установлено следующее: с ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена страховая пенсия по старости (без учета фиксированной выплаты) в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. Так же, в соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. Поскольку истец уже является получателем страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты) с ДД.ММ.ГГГГ по линии ПФР, а так же является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, то законных оснований для установления Файзуллину Ю.Ш. страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ не имеется. В связи с вышеизложенным, решение ОСФР по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Файзуллину Ю.Ш. принято законно и обоснованно.
Суд, заслушав пояснения истца, возражения представителя ответчика, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В соответствии с частью 4 указанной статьи федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом в силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом № 4468-1, а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ.
В этой связи при получении пенсии за выслугу лет по линии «силового» ведомства страховая пенсия независимо от ее основания (на общих основаниях или льготных основаниях в соответствии со статьями 8 или 30 - 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» соответственно) устанавливается без учета фиксированной выплаты.
С учетом положений части 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны, в том числе в ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренных Приложением 6 к Федеральному Закону № 400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно части 2 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 Федерального Закона № 400-ФЗ, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к Федеральному Закону № 400-ФЗ. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального Закона.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом № 4468-1 в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом № 4468-1. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом №.
Как установлено судом, и следует из материалов дела Файзуллин Ю.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (копия паспорта на л.д. 7-8), является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно.
Вместе с тем, Файзуллин Ю.Ш. является также получателем пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), которая назначена ему по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения о назначении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Файзуллин Ю.Ш. вновь обратился в ОСФР по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 11-14).
Решением ОСФР по Пермскому краю№ от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении пенсии, поскольку он уже является получателем страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты) с ДД.ММ.ГГГГ по линии Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а так же является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем законных оснований для установления страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ № не имеется.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что выплата фиксированной части страховой пенсии указанной выше категории граждан законом не предусмотрена. Только в случае, отказа от получения пенсии по линии Министерства обороны, может быть установлена страховая пенсия по старости с учетом фиксированной выплаты по линии СФР.
Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается стороной истца, страховая пенсия назначена и выплачивается без фиксированной выплаты к страховой пенсии, так как истец одновременно является получателем пенсии по линии Министерства обороны.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность назначения двух страховых пенсий по старости.
Таким образом, решение ОСФР по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Файзуллину Ю.Ш. принято законно и обоснованно.
На основании изложенного, суд считает заявленные требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Файзуллина Ю. Ш., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС №, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) оставить без удовлетворения в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 18 июля 2024 года.
Судья: О.П. Берсенёва