Дело №
УИД №RS0№-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2023 г. пгт. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Табота Ю.Д., при секретаре Ершовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к Администрации Пряжинского национального муниципального района о возложении обязанности совершить определенные действия.
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее также - Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, Управление) обратилось в суд с настоящим иском к администрации Пряжинского национального муниципального района (далее также – Администрация района), в соответствии с которым просило обязать ответчика в срок до 01.06.2024 года устранить нарушение требований санитарного законодательства в части не обеспечения населения <адрес> питьевой водой надлежащего качества в постоянном режиме в соответствии с требованиями п. 12 СанПиН 3.3686-21, а именно для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.
Истец уточнил исковые требования, согласно которым просил обязать ответчика в срок до 01.06.2024 года устранить нарушение требований санитарного законодательства в части не обеспечения населения <адрес> питьевой водой надлежащего качества в постоянном режиме в соответствии с требованиями п. 12 СанПиН 3.3686-21, а именно для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.
Определением судьи при подготовке дела к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП «Пряжинская Компания по управлению муниципальным имуществом».
Определением суда от 14.09.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Пряжинского городского поселения, администрация Ведлозерского сельского поселения, администрация Крошнозерского сельского поселения, администрация Святозерского сельского поселения, администрация Чалнинеского сельского поселения, администрация Эссойльского сельского поселения.
Представитель истца Егоренко А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске с учетом уточнения. Полагал, возможным увеличить срок испрашиваемых обязанностей до 01.01.2025.
Представитель ответчика Гаврош О.М., действующая на основании распоряжения Главы Пряжинского национального муниципального района о возложении обязанности Главы администрации, в судебном заседании с требованиями истца фактически согласилась, просила увеличить срок испрашиваемых обязанностей по обеспечению питьевой водой надлежащего качества в постоянном режиме до 01.01.2025.
Администрация Пряжинского городского поселения, администрация Ведлозерского сельского поселения, администрация Крошнозерского сельского поселения, администрация Святозерского сельского поселения, администрация Чалнинеского сельского поселения, администрация Эссойльского сельского поселения, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представили письменные отзывы, согласно которых просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей, разрешение спора оставили на усмотрение суда, сообщили о том, что полномочия на уровень района от поселений не передавались.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств и возражений не представили.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия является территориальным органом уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Карелия.
По информации представленной администрацией Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия от 23.03.2022 N 3.13-/2296-2032 водоснабжение населения д<адрес> осуществляется из нецентрализованных источников водоснабжения (скважины, колодцы), а также из индивидуальных источников водоснабжения. Источники водоснабжения в указанных населенных пунктах не зарегистрированы, являются бесхозными.
Общее количество населения не обеспеченного питьевой водой надлежащего качества, согласно информации Администрации района оставляет: <адрес>- 2 человека, <адрес> – 2 человека, <адрес> - 39 человек, <адрес> – 103 человека, <адрес> – 7 человек, <адрес> – 2 человека, <адрес> – 6 человек, <адрес> – 88 человек, <адрес> – 7 человек, <адрес>- 4 человека, <адрес> – 2 человека, <адрес> – 2 человека, <адрес> – 3 человека, <адрес> – 9 человек, <адрес> – 5 человек, <адрес> - 2 человека, <адрес> – 1 человек, <адрес> – 3 человека, <адрес> – 1 человек, <адрес> – 13 человек, <адрес> - 30 человек, <адрес> – 10 человек, <адрес> – 13 человек, <адрес> – 2 человека, <адрес> – 24 человека, <адрес> - 8 человек, <адрес> – 10 человек, <адрес> – 14 человек, <адрес> – 1 человек, <адрес> – 6 человек, <адрес> – 15 человек, <адрес> – 70 человек, <адрес> – 1 человек, <адрес> – 59 человек, <адрес> – 18 человек, <адрес> – 41 человек, <адрес> – 11 человек, <адрес> – 56 человек, <адрес> – 13 человек, <адрес> – 29 человек, <адрес> – 2 человека, <адрес> – 17 человек, <адрес> – 1 человек, <адрес> – 38 человек, <адрес> – 110 человек, <адрес> – 67 человек, <адрес> – 8 человек, <адрес> – 29 человек, <адрес> -35 человек, <адрес> – 4 человека, <адрес> – 44 человека, <адрес> – 143 человека, <адрес> – 11 человек, <адрес> – 16 человек, <адрес> – 7 человек, <адрес> – 48 человек, <адрес> – 78 человек, <адрес> – 263 человека, <адрес> – 11 человек, <адрес> – 5 человек, <адрес> – 1 человек, <адрес> – 30 человек, <адрес> – 560 человек.
Пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит организацию в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, к вопросам местного значения городского округа.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу части 1.1. статьи 6 данного Закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2 названного Федерального закона водоснабжение абонентов осуществляется с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644 (далее также Правила).
Так, согласно пункту 72 Правил, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил).
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным Приложением N 1 (пункту 74 Правил).
Таким образом, орган местного самоуправления обязан организовать водоснабжение по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом N 416-ФЗ, выбор которого относится к компетенции органа, организующего водоснабжение.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с требованиями п. 12 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний", твержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4, для предупреждения, возникновения и распространения инфекционных болезней население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.
Как следует из материалов дела, указанные в иске населенные пункты Пряжинского национального муниципального района, относятся к населенным пунктам сельских поселений, централизованными либо нецентрализованными системами водоснабжения не обеспечены, схемой водоснабжения и водоотведения муниципального образования строительство сетей централизованного водоснабжения на данных территориях не предусмотрено, заключения на проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, санитарно-эпидеомиологические заключение на использование водных объектов на территории указанных в иске населенных пунктов Пряжинского района не выдавалось, водоснабжение этих населенных пунктов органом местного самоуправления района не организовано, чем нарушены права и законные интересы проживающих в данных населенных пунктах граждан на питьевое водоснабжение.
Данные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании представителем ответчика.
Стороной ответчика заявлено об увеличении срока для исполнения обязанности по обеспечению населенных пунктов питьевой водой до 01.01.2025, в качестве обоснования указано, что ответчику необходимо определиться со способами исполнения решения суда, необходимо разработать и согласовать тарифы на подвоз воды, что требует временного ресурса.
Исходя из позиции стороны истца, согласившийся с заявленным ответчиком сроком, суд полагает возможным определить срок по обеспечению населения питьевой водой в перечисленных населенных пунктах сельских поселений Пряжинского района до 01.01.2025, исходя из его разумности и обоснованности.
На основании изложенного, установив отсутствие в указанных выше населенных пунктах Пряжинского национального муниципального района централизованного, нецентрализованного, а также подвоза воды, суд находит требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (ИНН 1001048857) к Администрации Пряжинского национального муниципального района (ИНН 1021180042) удовлетворить.
Возложить на администрацию Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия обязанность в срок до 01.01.2025 обеспечить население <адрес> питьевой водой надлежащего качества в постоянном режиме в соответствии с требованиями п. 12 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ю.Д. Табота
Копия верна: Судья Ю.Д. Табота
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ