Дело № 2-1278/2022 24RS0040-01-2022-001169-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Норильск Красноярского края 11 октября 2022 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Гладких Д.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Л.Г.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о признании решения незаконным, назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Л.Г.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о признании решения незаконным, назначении досрочной страховой пенсии.
Требования с учетом изменений мотивированы тем, что 22.10.2021 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. Решением ОПФР по Красноярскому краю от 08.11.2021 истцу было отказано в установлении пенсии, так возраст на дату подачи заявления составил 49 лет 11 месяцев, страховой стаж на 20.10.2021 – 16 лет 10 месяцев 2 дня, стаж в районах Крайнего Севера – 12 лет 14 дней. Ответчиком в страховой стаж не были включены периоды работы с 01.04.1991 по 25.07.1992 в Александровской больницу (Украина) в качестве фельдшера и с 01.08.1992 по 31.07.2006 в Отделенческой больнице ст. Херсон Одесской области (Украина) в качестве заведующей ФАП ст. Снигирёвка. По мнению истца, отказ ответчика в назначении истцу досрочной страховой пенсии, является незаконным и необоснованным.
Л.Г.В. с учетом изменений просит суд признать решение ОПФР по Красноярскому краю от 08.11.2021 № незаконным, обязать ответчика включить периоды работы истца с 01.04.1991 по 25.07.1992 в Александровской больницу (Украина) в качестве фельдшера и с 01.08.1992 по 31.07.2006 в Отделенческой больнице ст. Херсон Одесской области (Украина) в качестве заведующей ФАП ст. Снигирёвка, обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию с 06.11.2021.
Определением суда от 21.04.2022 произведена замена ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) его правопреемником – Государственным учреждением – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю.
В судебное заседание истец Л.Г.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, направила в адрес суда телеграмму о рассмотрении дела в отсутствие истца, настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика ОПФР по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, от представителей ФИО4 и ФИО5 представлены письменные пояснения и отзыв на исковые требования истца, в соответствии с которыми, решением ОПФР по Красноярскому краю от 08.11.2021 истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием права (на дату подачи заявления страховой стаж составлял 16 лет 10 месяцев 2 дня при необходимом 25 лет) на досрочное назначение пенсии. При включении судом в стаж истца спорных периодов работы, право выхода на пенсию в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» наступает с 06.11.2021. От представителя ФИО5 представлено заявление, в котором позицию в представленном ранее отзыве суда поддержала, просила отказать в удовлетворении исковых требований, а также рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд полагает рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.
Пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
В виду статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением ОПФР по Красноярскому краю от 08.11.2021 истцу было отказано в установлении пенсии по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ из-за отсутствия требуемого страхового стажа. Возраст истца на дату подачи заявления составил 49 лет 11 месяцев, страховой стаж на 20.10.2021 – 16 лет 10 месяцев 2 дня, стаж в районах Крайнего Севера – 12 лет 14 дней.
Не согласившись с данным решением, Л.Г.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Л.Г.В. по состоянию на 01.07.2021, стаж, учитываемый для целей назначения пенсии – 21 года 11 месяцев 19 дней, по состоянию на 01.01.2022 – 22 года 11 месяцев 19 дней.
Как следует из представленной истцом трудовой книжки серии БТ – II №3821206, истец 01.04.1991 принята на должность фельдшера скорой помощи Великоалександровской районной больницы, уволена 25.07.1992; 01.08.1992 зачислена на должность акушерки в ФАП ст. Снигирёвка на период декретного отпуска. 12.02.1993 переведена на должность заведующей ФАП ст. Снигирёвка, 31.07.2006 уволена по собственному желанию в связи с необходимостью ухода за ребенком в возрасте до 14 лет.
В соответствии с представленной справкой от 22.10.2021 №54 «Великоалександровской больницей» Великоалександровского поселкового Совета, Л.Г.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно работа на Коммунальном некоммерческом предприятии «Великоалександровская больница» Великоалександровского поселкового Совета с 01.04.1991 (согласно приказу №30 от 01.04.1991) в должности фельдшер скорой помощи. С 25.07.1992 (согласно приказу №84 от 21.07.1992) уволена с занимаемой должности по собственному желанию, ст. 38 КЗоТ Украины. За период работы с 01.04.1991 по 25.07.1992 в отпуске по уходу за ребенком и в отпуске без сохранения заработной платы не пребывала. Справка выдана на основании первичных документов: книг приказов и лицевых счетов за 1991-1992 гг.
Согласно справке о заработной плате для начисления пенсии от 22.10.2021 №58 представленной «Великоалександровской больницей» Великоалександровского поселкового Совета, заработная плата истца, которая учитывая при начислении пенсии за период с апреля 1991 года по июль 1992 года составила 0 гривен 15350 коп., на все выплаты начислены страховые взносы (единый взнос). Справка выдана на основании лицевых счетов по начислению з/п за 01.04.1991 – 25.07.1992 гг., которые находятся по адресу: пгт Великая Александровка, <адрес>.
В соответствии со справкой от 31.05.2022 №207/к выданной Департаментом здоровья Херсонской областной государственной администрации Коммунальное некоммерческое предприятие «Областная больница восстановительного лечения» Херсонского областного совета, Л.Г.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. действительно работа в Отделенческой больнице станции Херсон ГП «Одесская железная дорога» в должности акушерки фельдшерско-акушерского пункта станции Снигирёвка, на период декретного отпуска Бурнацевой с 01.08.1992 (приказ №52-л параграф 4 от 01.08.1992) по 31.06.2006 (приказ №79-ос от 31.07.2006), что также подтверждается аналогичными сведениями, содержащимися в ответе Департамента здравоохранения Херсонской области на запрос суда от 19.08.2022.
Согласно справкам о заработной плате для исчисления пенсии от 31.08.2022 выданных Министерством охраны здоровья Украины Коммунальное некоммерческое предприятие «Областная больница восстановительного лечения» Херсонского областного совета, заработная плата Л.Г.В., которая учитывается при начислении пенсии за период с августа 1992 года по август 1996 года составила 24 865 598 карбованцев 30 коп., за период с сентября 1996 года по июль 2006 года составила 38 936 гривен 87 коп., на все выплаты начислены страховые взносы (единый взнос) в Пенсионный фонд Украины (страховые взносы). Справки выданы на основании лицевых счетов за 1992-1996, 1996-2006 гг., которые находятся по адресу: <адрес>А.
Также истцом представлены выписки из приказа №52-л параграф 4 от 01.08.1992 и приказа №79-ос от 31.07.2006, почетные грамоты с места работы, удостоверение о прохождении 21.09.1995 аттестации в аттестационной комиссии при Врачебно-санитарной службе Одесской железной дороги, которое было продлено до 22.06.2009.
Из представленной информации ОПФР по Красноярскому краю от 18.03.2022 следует, что в случае включения в стаж работы без подтверждения компетентным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в Республике Украина, страховой стаж Л.Г.В. составит 27 лет 4 месяца 9 дней, что дает ей право на досрочное пенсионное обеспечение в возрасте 50 лет – 06.11.2021. Кроме того, представлены данные о расчетах по периодам, так периоды работы с 01.04.1991 по 25.07.1992 составляет 1 года 3 месяца 25 дней; с 01.08.1992 по 31.12.2001 составляет 9 лет 5 месяцев; с 01.01.2002 по 31.07.2006 составляет 4 года 7 месяцев 1 день.
Судом также установлено, что истец родила двух детей – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении. Сведений о лишении истца родительских прав в отношении детей ФИО6 и ФИО7 не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение), в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г., учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») включаются в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
30.09.2022 в г. Москве подписан «Договор между Российской Федерацией и Херсонской областью о принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта».
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 №8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области», Херсонская область принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Согласно ст. 12 указанного Федерального конституционного закона от 04.10.2022 №8-ФКЗ, на территории Российской Федерации признаются и действуют без ограничения срока действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, органов публичной власти Херсонской области, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом либо не вытекает из самих документов или существа отношений, следующие документы, действовавшие на территории Херсонской области на день принятия в Российскую Федерацию Херсонской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта: документы, подтверждающие гражданское состояние, трудовой (страховой) стаж, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме, право на получение медицинской помощи, таможенные документы, выданные органами публичной власти Херсонской области, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины.
В соответствии со ст. 36 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 № 8-ФКЗ, со дня принятия в Российскую Федерацию Херсонской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта и до 1 января 2026 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции нового субъекта Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о возможности учета страхового стажа, приобретенного на территории государства участника Соглашения от 13 марта 1992 г., установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: наличие стажа работы Л.Г.В. в медицинских учреждениях, приняв во внимание документы представленные стороной истца от работодателей, Департаментом здоровья Херсонской областной государственной администрации, Министерством охраны здоровья Украины, надлежащим образом оформленные и переведенные на русский язык, а также поступившие ответы на запросы суда, подтверждающие, что истец выполняла трудовую деятельность на территории Украины в период с 01.04.1991 по 25.07.1992 в Александровской больницу (Украина) в качестве фельдшера и с 01.08.1992 по 31.07.2006 в Отделенческой больнице ст. Херсон Одесской области (Украина) в качестве заведующей ФАП ст. Снигирёвка, с предоставлением сведений о начисленной заработной платы в спорные периоды, а также выплаты начисленных страховых взносов.
Разрешая спор, с учетом положений статьей статьями 7, 8, 22, 32 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части признания незаконным решения пенсионного органа об отказе в установлении пенсии, установив, что истец при наличии требуемого страхового стажа, работы в районах Крайнего Севера и наличия у нее двоих детей, имеет право на досрочное установление страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 06.11.2021, при включении в страховой стаж истца вышеуказанных периодов работы.
При этом суд полагает, что истец не должна нести риск неблагоприятных последствий в условиях изменяющегося правоприменения и по иным вышеприведенным основаниям считает необходимым оценивать доказательства наличия права в совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Л.Г.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о признании решения незаконным, назначении досрочной страховой пенсии – удовлетворить.
Решение Государственного учреждения - ОПФР по Красноярскому краю от 08.11.2021 № признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю зачесть в страховой стаж периоды работы Л.Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>) с 01.04.1991 по 25.07.1992 в Александровской больнице (Украина) в качестве фельдшера и с 01.08.1992 по 31.07.2006 в Отделенческой больнице ст. Херсон Одесской области (Украина) в качестве заведующей ФАП ст. Снигирёвка.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю назначить Л.Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - с 06.11.2021.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Д.А. Гладких
Мотивированное решение составлено 31.10.2022.