<данные изъяты>
Дело № 2-43/2023
УИД 44RS0024-01-2023-000038-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Кологрив 17 февраля 2023 года
Кологривский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Караваевой Т.И.,
с участием заместителя прокурора Кологривского района Немова А.Н.,
при секретаре судебного заседания Громовой М.Н.,
Истец: прокурор Кологривского района Костромской области
Ответчики: МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа
администрация Кологривского муниципального округа Костромской области
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кологривского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа, администрации Кологривского муниципального округа Костромской области об обязании поставить здание котельной на учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кологривского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Кологривская средняя общеобразовательная школа», администрации Кологривского муниципального округа Костромской области об обязании поставить здание котельной на учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка в деятельности муниципального образовательного учреждения «Кологривской средней общеобразовательной школы» исполнения требований в сфере охраны окружающей среды и атмосферного воздуха.
В ходе проверки установлены нарушения требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Установлено, что в оперативном управлении МОУ «Кологривская СОШ», находится котельная, расположенная по адресу: <адрес>, которая осуществляет выбросы в атмосферный воздух.
Данная котельная подпадает как под действующие критерии отнесения объектов к 4 категории, установленные постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, так и аналогичные критерии, действовавшие ранее на основании постановления Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.
Вышеуказанная котельная на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду не поставлена, заявка о ее постановке на учет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования не направлялась.
По фактам выявленных нарушений директору МОУ «Кологривская СОШ» 18.03.2022 вносилось представление с требованием устранить выявленные нарушения, которое 12.04.2022 рассмотрено, признано обоснованным.
Согласно ответу, МОУ «Кологривская СОШ» готовится пакет документов для постановки котельной на учет как объекта, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
Между тем, проверкой, проведенной в феврале 2023 года, установлено, что требования прокурора, изложенные в представлении, не устранены.
В силу п. 1.6. Устава МОУ «Кологривская СОШ», утвержденного постановлением администрации Кологривского муниципального округа от 12.01.2022 № 4-а, Учредителем МОУ «Кологривская СОШ» является муниципальное образование Кологривский муниципальный округ Костромской области.
Пункт 5.7 Устава предусматривает, что финансовое обеспечение учреждения осуществляется за счет средств бюджета Кологривского муниципального округа.
На основании изложенного, со ссылкой на положения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с иском об обязании: МОУ «Кологривская СОШ» в срок до 01.11.2023 поставить котельную, расположенную по адресу: <адрес> на учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду; администрацию Кологривского муниципального округа профинансировать МОУ «Кологривская СОШ» в объемах, необходимых для устранения нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и атмосферного воздуха.
В судебном заседании заместитель прокурора Кологривского района Немов А.Н. иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика администрации Кологривского муниципального округа начальник отдела экономики, АПК, имущественных и земельных отношений Ломтева Н.Е., действующая на основании доверенности от 06.02.2023 г. №, представила в суд заявление о признании исковых требований, последствия признания иска понятны, просила провести судебное заседание в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика МОУ Кологивская СОШ директор Филатьева Т.В. представила в суд заявление о признании исковых требований, последствия признания иска понятны, просила рассмотреть дело без участия представителя ответчика.
Выслушав заместителя прокурора Немова А.Н., изучив отзыв ответчика на иск, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положений статьи 21 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьями 4.2, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подразделяются на 4 категории в зависимости значимости такого воздействия и подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с пунктом 25 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830, заявка должна содержать следующие сведения: наименование объекта, сведения, указанные в подпунктах "а" - "д", "и" - "л" пункта 14 и пункте 15 настоящих Правил; сведения о массе обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых, размещаемых отходов производства и потребления по каждому виду и классу опасности отходов (при осуществлении на объекте деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления); реквизиты лицензии на право пользования недрами (при осуществлении на объекте деятельности по пользованию недрами); сведения о нормативах допустимых выбросов, нормативах допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, нормативах образования отходов производства и потребления и лимитах на их размещение.
Как установлено проверкой, проведенной в марте 2022 г., в оперативном управлении МОУ Кологривская СОШ, находится котельная, расположенная по адресу: <адрес>, которая осуществляет выбросы в атмосферный воздух, что подтверждается распоряжением №86-ра от 14.03.2022 г., актом о приеме-передаче, копии которых представлены в материалы дела.
Данная котельная подпадает как под действующие критерии отнесения объектов к 4 категории, установленные постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, так и аналогичные критерии, действовавшие ранее на основании постановления Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.
Вышеуказанная котельная на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду не поставлена, заявка о ее постановке на учет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования не направлялась.
По результатам проведенной проверки 18.03.2022 г. в адрес директора МОУ «Кологривская СОШ» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды и атмосферного воздуха.
Как следует из представленного ответа от 12.04.2022 г. на представление прокурора документы для постановки на государственный учет котельной, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, находятся в стадии подготовки.
Согласно объяснениям директора МОУ Кологривская СОШ Филатьевой Т.В. от 06.02.2023 г. указанная котельная на учет не поставлена до настоящего времени.
В силу п. 1.6. Устава МОУ «Кологривская СОШ», утвержденного постановлением администрации Кологривского муниципального округа от 12.01.2022 № 4-а, Учредителем МОУ «Кологривская СОШ» является муниципальное образование Кологривский муниципальный округ Костромской области.
Пункт 5.7 Устава предусматривает, что финансовое обеспечение учреждения осуществляется за счет средств бюджета Кологривского муниципального округа.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиками не соблюдаются требования, установленные законодательством об охране окружающей среды и охране атмосферного воздуха. Непринятие мер к своевременной постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не позволяет уполномоченным органам надлежащим образом осуществлять и планировать мероприятия в сфере государственного экологического надзора, а также нарушает права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду. Заявленные в иске требования подлежат удовлетворению.
От ответчиков по делу поступили заявления о признании исковых требований.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствие с п. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание иска ответчиками, поскольку они не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и интересы других лиц.
При подаче иска прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 6 000 рублей. В соответствии с положениями ч. 1 статьи 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Ответчик администрация Кологривского муниципального округа Костромской области освобождена от уплаты госпошлины на основании пп.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Ответчик МОУ Кологривская СОШ обратилось с ходатайством об освобождении от уплаты госпошлины в связи с тяжелым материальным положением. Обсудив ходатайство, суд считает возможным в соответствии с пунктом 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, исходя из имущественного положения ответчика, освободить его от уплаты госпошлины, подлежащей взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кологривского района удовлетворить.
Обязать МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа Кологривского муниципального округа Костромской области в срок до 01.11.2023 поставить котельную, расположенную по адресу: <адрес> на учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
Обязать администрацию Кологривского муниципального округа Костромской области профинансировать МОУ Кологривская СОШ в объемах, необходимых для устранения нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и атмосферного воздуха.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий ФИО
Решение в окончательной форме изготовлено 17 февраля 2023 г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>