РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2021 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Панковой М.А.,
При секретаре судебного заседания Носовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-969/2021 по административному исковому заявлению Анкиловой Е.А, об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Анкилова Е.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, в котором просила суд восстановить процессуальный срок для обращения в суд и установить кадастровую стоимость нежилого здания – склад электродного цеха, в том числе: крытый склад для компонентов (сушильное отделение, участок подготовки компонентов), с кадастровым номером №, площадью 3 028,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных 2, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 2 517 000 рублей,
установить кадастровую стоимость нежилого здания – цех силикатных красок, в том числе: склад, производственное помещение, подсобное помещение с кадастровым номером №, площадью 869,4 кв.м., количество этажей 3, а также подземных 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.12.2013 года в размере 604 000 рублей,
установить кадастровую стоимость нежилого здания – цех жидкого стекла, гараж, в том числе: производственное помещение, стекловарное отделение, склад жидкого стекла, помещение для стоянки автомашин, участок по ремонту машин, ангар для стоянки автомашин с кадастровым номером №, площадью 979,3 кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.12.2013 года в размере 647 000 рублей,
установить кадастровую стоимость нежилого здания – электродный цех, в том числе: прессово-прокалочное отделение, административное помещение, помещение ремонтного участка, участок электропогрузчиков, отделение приготовления шихты, мельничное отделение, рубильное отделение, склад готовой продукции с кадастровым номером №, площадью 5 865,5 кв.м., количество этажей 2, а также подземных 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.12.2013 года в размере 3 157 000 рублей,
установить кадастровую стоимость нежилого здания – заводоуправление с кадастровым номером №, площадью 466,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных 2, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.12.2013 года в размере 620 000 рублей,
установить кадастровую стоимость нежилого здания – механический цех, в том числе: помещение участка мех. обработки, складские помещения, бытовые помещения, кузнечное отделение, слесарное помещение с кадастровым номером №, площадью 922,4 кв.м., количество этажей, в том числе подземных 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.12.2013 года в размере 616 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат указанные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца, как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости нежилых зданий.
На основании изложенного административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просил требования удовлетворить, восстановив срок для обращения в суд.
Административный истец, представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области, Администрации муниципального района Сызранский Самарской области, Администрации городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Представитель административного истца по доверенности от 23.06.2020 года № Преображенский Р.В., представил письменное ходатайство, в котором просил рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения, в которых удовлетворение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Представитель Администрации городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление не представили.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что Анкиловой Е.А. на праве собственности принадлежат:
нежилое здание – склад электродного цеха, в том числе: крытый склад для компонентов (сушильное отделение, участок подготовки компонентов), с кадастровым номером №, площадью 3 028,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных 2, расположенное по адресу: <адрес>,
нежилое здание – цех силикатных красок, в том числе: склад, производственное помещение, подсобное помещение с кадастровым номером №, площадью 869,4 кв.м., количество этажей 3, а также подземных 1, расположенное по адресу: <адрес>,
нежилое здание – цех жидкого стекла, гараж, в том числе: производственное помещение, стекловарное отделение, склад жидкого стекла, помещение для стоянки автомашин, участок по ремонту машин, ангар для стоянки автомашин с кадастровым номером №, площадью 979,3 кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: <адрес>,
нежилое здание – электродный цех, в том числе: прессово-прокалочное отделение, административное помещение, помещение ремонтного участка, участок электропогрузчиков, отделение приготовления шихты, мельничное отделение, рубильное отделение, склад готовой продукции с кадастровым номером №, площадью 5 865,5 кв.м., количество этажей 2, а также подземных 1, расположенного по адресу: <адрес>,
нежилое здание - заводоуправление с кадастровым номером №, площадью 466,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных 2, расположенного по адресу: <адрес>,
нежилое здание - механический цех, в том числе: помещение участка мех. обработки, складские помещения, бытовые помещения, кузнечное отделение, слесарное помещение с кадастровым номером №, площадью 922,4 кв.м., количество этажей, в том числе подземных 1, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 19.02.2021 года, договором купли-продажи от 03.02.2020 года, актом к договору купли продажи от 27.03.2020 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 в отношении объектов недвижимости была установлена кадастровая стоимость, которая составляла по состоянию на 06.06.2011 года в отношении нежилого здания с кадастровым номером № в размере 5 035 017 рублей 77 копеек, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 27.01.2021 года.
В соответствии с актами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, на основании удельных показателей, установленных постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 12.12.2013 года определена в размере 6 886 472 рублей 37 копеек;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 12.12.2013 года определена в размере 3 484 298 рублей 19 копеек;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 12.12.2013 года определена в размере 43 790 767 рублей 21 копейка;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 12.12.2013 года определена в размере 7 311 277 рублей 53 копейки;
кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 12.12.2013 года определена в размере 6 490 783 рублей 91 копейки, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 27.01.2020 года и соответствующими актами.
Административный истец, будучи собственником спорных объектов, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилого здания и считая свои права нарушенными, 06.05.2021 года Анкилова Е.А. обратилась в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорных нежилых зданий, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Анкилова Е.А. в обоснование своих требований представила отчеты об оценке от 30.04.2021 года № 171/21, от 30.04.2021 № 170/21, подготовленные ООО «АМД КОНСАЛТИНГ».
Согласно отчету от 30.04.2021 года № 171/21 рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 12.12.2013 года составляет 604 000 рублей;
рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 12.12.2013 года составляет 647 000 рублей;
рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 12.12.2013 года составляет 3 157 000 рублей;
рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 12.12.2013 года составляет 620 000 рублей;
рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 12.12.2013 года составляет 616 000 рублей.
Из отчета от 30.04.2021 № 170/21 усматривается, что объектом оценки являлось нежилое здание с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости указанного объекта по состоянию на 06.06.2011 года составляет 2 517 000 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена по состоянию на даты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости нежилых зданий основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом отчеты об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость нежилых зданий, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Суд считает возможным принять отчеты об оценке ООО «АМД КОНСАЛТИНГ» в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости нежилых зданий по состоянию на даты оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что административный истец не обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, дата обращения в суд – 06.05.2021 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Анкиловой Е.А, об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – склад электродного цеха, в том числе: крытый склад для компонентов (сушильное отделение, участок подготовки компонентов), с кадастровым номером №, площадью 3 028,9 кв.м., количество этажей, в том числе подземных 2, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 2 517 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – цех силикатных красок, в том числе: склад, производственное помещение, подсобное помещение с кадастровым номером №, площадью 869,4 кв.м., количество этажей 3, а также подземных 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.12.2013 года в размере 604 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – цех жидкого стекла, гараж, в том числе: производственное помещение, стекловарное отделение, склад жидкого стекла, помещение для стоянки автомашин, участок по ремонту машин, ангар для стоянки автомашин с кадастровым номером №, площадью 979,3 кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных 0, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.12.2013 года в размере 647 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – электродный цех, в том числе: прессово-прокалочное отделение, административное помещение, помещение ремонтного участка, участок электропогрузчиков, отделение приготовления шихты, мельничное отделение, рубильное отделение, склад готовой продукции с кадастровым номером №, площадью 5 865,5 кв.м., количество этажей 2, а также подземных 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.12.2013 года в размере 3 157 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – заводоуправление с кадастровым номером №, площадью 466,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных 2, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.12.2013 года в размере 620 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – механический цех, в том числе: помещение участка мех. обработки, складские помещения, бытовые помещения, кузнечное отделение, слесарное помещение с кадастровым номером №, площадью 922,4 кв.м., количество этажей, в том числе подземных 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.12.2013 года в размере 616 000 рублей.
Датой подачи административного иска в суд считать 06.05.2021 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 июня 2021 года.
Председательствующий: Панкова М.А.