УИД: 38RS0№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2024 г. ....
Иркутский районный суд .... в составе председательствующего судьи Борзиной К.Н., при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Байкало-Ангарского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО3, ФИО4 о запрете эксплуатации водного транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
Истец Байкало-Ангарский транспортный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к ФИО3, ФИО4 в обоснование которых указал, что Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой при осуществлении надзора за соблюдением требований законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте выявлены нарушения в деятельности частного судовладельца ФИО1 при эксплуатации судна «Макс» с государственным регистрационным номером №
Маломерное судно с государственным регистрационным номером № на основании судового билета .... принадлежит ФИО2 Вместе с тем, маломерное судно снято с учета **/**/****.
**/**/**** судно «Макс» с государственным регистрационным номером № находилось под управлением ФИО1 на основании доверенности от **/**/****.
В ходе проведения проверки по сообщению, зарегистрированному в КУСП Иркутского ЛО МВД России на транспорте от **/**/**** №, сотрудниками Иркутского ЛО МВД России на транспорте установлено, что судно «Макс» с государственным регистрационным номером № снято с учета в реестре маломерных судов, при этом не зарегистрировано в Государственном судовом реестре.
В связи с тем, что судно не зарегистрировано в установленном законом порядке в Государственном судовом реестре, государственные уполномоченные органы лишены возможности осуществления контроля и проверки на соответствие требованиям, предъявляемым к такому типу и классу судов, что в свою очередь может угрожать безопасности неопределенному кругу лиц.
Проведенной проверкой установлено, что **/**/**** в акватории озера Байкал ФИО1 осуществлял эксплуатацию судна «Макс» с государственным регистрационным номером №, непрошедшим технический осмотр (освидетельствование).
Учитывая изложенное, владелец судна по доверенности - гр. ФИО6 осуществил эксплуатацию судна «Макс» с государственным регистрационным номером №, в нарушение требований вышеуказанного законодательства с непройденным техническим осмотром (освидетельствованием).
В ходе проведения проверки Иркутским ЛО МВД России на воздушном транспорте по сообщению о падении человека за борт установлено, что ФИО6 на судне «Макс» с государственным регистрационным номером № осуществлял перевозку 10 пассажиров, не имея при этом лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом.
При этом в реестре лицензий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров судно«Макс» с государственным регистрационным номером № как объект, используемый при осуществлении лицензируемого вида деятельности, не значится, соответствующая лицензия собственнику ФИО2, судоводителю ФИО1 не выдавалась.
Учитывая изложенное, в нарушение требований вышеуказанного законодательства, на принадлежащем ФИО2 на праве собственности водном судне «Макс» с государственным регистрационным номером № осуществляется деятельность без специального разрешения (лицензии), если такая лицензия обязательна, а именно перевозка пассажиров внутренним водным транспортом, что в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от **/**/**** № 99-ФЗ является лицензируемым видом деятельности.
Истец просит:
Запретить ФИО1, ФИО2 и другим лицам эксплуатацию судна «Макс» с государственным регистрационным номером № (тип МБК проект 376У, строительный №, 1962 г.в.), до государственной регистрации в Государственном судовом реестре.
Запретить ФИО1, ФИО2 и другим лицам эксплуатацию судна «Макс» с государственным регистрационным номером № (тип МБК проект 376У, строительный №, 1962 г.в.), до прохождения технического осмотра (освидетельствования).
Запретить ФИО1, ФИО2 и другим лицам эксплуатацию судна «судна «Макс» с государственным регистрационным номером № (тип МБК проект 376У, строительный №,1962 г.в.) в целях перевозки пассажиров, до получения соответствующей лицензии на судно «Макс».
В судебное заседание представитель истца Байкало-Ангарской транспортной прокуратуры не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебное заседание ответчики ФИО3, ФИО4 не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны. Ходатайств об отложении не заявлено.
Суд в соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.
При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд ограничивается исследованием доказательств, представленных истцом.
Заслушав мнение явившихся лиц, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Право прокурора обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения закона, прав и законных интересов значительного круга лиц предусмотрено положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также ст. ст. 26, 27 Федерального закона от **/**/**** № «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее – КВВТ РФ) судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Согласно ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ), судовладельцем является гражданин РФ или российское юридическое лицо, эксплуатирующее судно под Государственным флагом РФ от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании.
Подготовка судна к плаванию в соответствии с ч.2 ст.34 КВВТ РФ является обязанностью судовладельца.
Согласно ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных реестров судов Российской Федерации (далее также - реестры судов):
Государственном судовом реестре;
реестре маломерных судов;
реестре арендованных иностранных судов;
Российском международном реестре судов;
реестре строящихся судов.
Согласно ч. 2 ст. 15 КВТТ РФ право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.
Частью 7 статьи 19 КВВТ РФ установлено, что о любом изменении сведений, подлежащих внесению в реестр судов, собственник судна обязан сообщить в орган, осуществивший государственную регистрацию судна, в течение двух недель со дня, когда ему стало известно о гаком изменении.
На судах, подлежащих государственной регистрации, в соответствии с ч. 1 ст. 14 КВВТ РФ должны находиться следующие судовые документы: 1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации; 3) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна); 4) мерительное свидетельство; 5) свидетельство о минимальном составе экипажа судна; 6) свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна; 7) судовая роль; 8) судовой журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); 9) разрешение на судовую радиостанцию (если наличие радиостанции предусмотрено классом судна); 10) судовое санитарное свидетельство о праве плавания
В соответствии со ст. 121 КВВТ РФ судовладелец несет ответственность за вред, который причинен имуществу физических лиц или юридических лиц, а также инфраструктурам речного порта, инфраструктуре внутренних водных путей и в результате которого такое имущество утрачено или повреждено, включая расходы на ремонтные либо восстановительные работы для возобновления нормального функционирования поврежденного имущества, расходы на подъем, удаление и утилизацию затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находящихся на судне предметов, который подлежит возмещению.
Согласно п.1 ст.34.1 КВВТ РФ судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (СУБ), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения за1рязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций. Правила разработки и применения системы управления безопасностью разработаны и утверждены Приказом Минтранса России от **/**/**** № в соответствии со ст.34.1 КВВТ РФ.
Согласно п.6 ст.34.1 КВВТ РФ судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в подтверждение того, что СУБ, разработанная судовладельцем применяется на судне надлежащим образом.
Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии СУБ в отношении судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования статьи 34.1 КВВТ РФ считаются исполненными судовладельцем в полном объеме.
Согласно ст. 35 КВВТ РФ подлежащие государственной регистрации суда подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев.
В соответствии с требованиями н. 216 Постановления Правительства РФ от **/**/**** № «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» к эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям настоящего технического регламента.
Согласно п. 266 Постановления Правительства РФ от **/**/**** № «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» в случае отказа органа классификации судов в выдаче свидетельства о классификации, предусмотренного пунктом 216 настоящего технического регламента, или в случае приостановления его действия эксплуатация судна запрещается.
Согласно п. 67 Постановления Правительства РФ от **/**/**** № «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» в целях профилактики возникновения пожароопасных ситуаций и ликвидации их последствий проектант и строитель судна в рамках системы обеспечения пожарной безопасности должны предусматривать противопожарные системы, соответствующие классам пожара по виду горючего материала, и системы сигнализации о пожаре, комплектность и готовность к действию противопожарных средств.
В соответствии с п. 220 Постановления Правительства РФ от **/**/**** № «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» в целях обеспечения пожарной безопасности судов эксплуатант судна должен укомплектовать судно противопожарным снабжением в зависимости от разряда водного бассейна, в котором предполагается эксплуатация судна, тина и размеров судна. Кроме того, судовые помещения в зависимости от их назначения должны быть снабжены переносными огнетушителями.
Помимо изложенного, в соответствии со ст.ст. 23, 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Статьей 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от **/**/**** № 99-ФЗ (далее - Федеральный закон от **/**/**** № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности определен как вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
Согласно ч. 2 указанной статьи под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от **/**/**** № 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от **/**/**** № 99-ФЗ ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от **/**/**** № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров.
Право лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Исходя из положений ч.ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от **/**/**** № 99-ФЗ следует, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде и безопасности государства, а задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений.
В судебном заседании установлено, что моторное судно «Макс» с идентификационным (бортовым) номером: №, на основании судового билета .... ранее было зарегистрировано на ФИО2, дата регистрации – **/**/****, дата снятия с учета – **/**/****.
**/**/**** судно «Макс» идентификационным (бортовым) номером: Р 49-21БТ находилось под управлением ФИО1 на основании доверенности от **/**/****.
В ходе проведения проверки по сообщению, зарегистрированном в КУСП Иркутского ЛО МВД России на транспорте от **/**/**** №, сотрудниками Иркутского ЛО МВД России на транспорте установлено, что судно «Макс» с идентификационным (бортовым) номером: № снято с учета в реестре маломерных судов **/**/****, при этом не зарегистрировано в Государственном судовом реестре.
Проведенной проверкой установлено, что **/**/**** в акватории озера Байкал ФИО1 осуществлял эксплуатацию судна «Макс» с идентификационным (бортовым) номером: №, непрошедшим технический осмотр (освидетельствование).
В ходе проведения проверки Иркутским ЛО МВД России на воздушном транспорте по сообщению о падении человека за борт установлено, что ФИО6 на судне «Макс» осуществлял перевозку 10 пассажиров, не имея при этом лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом.
При этом в реестре лицензий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров судно «Макс» как объект, используемый при осуществлении лицензируемого вида деятельности, не значится, соответствующая лицензия собственнику ФИО2, судоводителю ФИО1 не выдавалась.
Таким образом, судом установлено, что на принадлежащем ранее ФИО2 судне «Макс» с идентификационным (бортовым) номером: № ФИО1 осуществляется деятельность без специального разрешения, а именно перевозка пассажиров внутренним водным транспортом, что в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от **/**/**** № 99-ФЗ является лицензируемым видом деятельности.
В связи с тем, что судно не зарегистрировано в установленном законом порядке в Государственном судовом реестре, государственные уполномоченные органы лишены возможности осуществления контроля и проверки на соответствие требованиям, предъявляемым к такому типу и классу судов, что в свою очередь может угрожать безопасности неопределенному кругу лиц.
Таким образом, эксплуатация указанного судна в целях перевозок пассажиров внутренним водным транспортом противоречит требованиям законодательства и при отсутствии соответствующей лицензии создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, пользующихся услугами перевозки или экскурсионными услугами на данном судне, т.е. неопределенному кругу лиц.
Таким образом суд считает, что имеются все основания для вынесения решения об удовлетворении иска.
На основании изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Байкало-Ангарской транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО3, ФИО4 - удовлетворить.
Запретить ФИО1, **/**/**** г.р., уроженцу ...., зарегистрированного по адресу ...., паспорт серии 2515 № выдан ОУФМС России по .... в ...., ФИО2, **/**/**** г.р., проживающей по адресу ...., пгт. Усть-Баргузин, ...., паспорт 8102 №, выдан **/**/****, и другим лицам эксплуатацию судна «Макс» с государственным регистрационным номером № (тип МБК проект 376У, строительный №, 1962 г.в.), до государственной регистрации в Государственном судовом реестре.
Запретить ФИО1, **/**/**** г.р., уроженцу ...., зарегистрированного по адресу ...., паспорт серии 2515 № выдан ОУФМС России по .... в ...., ФИО2, **/**/**** г.р., проживающей по адресу ...., пгт. Усть-Баргузин, ...., паспорт 8102 №, выдан **/**/****, и другим лицам эксплуатацию судна «Макс» с государственным регистрационным номером № (тип МБК проект 376У, строительный №, 1962 г.в.), до прохождения технического осмотра (освидетельствования).
Запретить ФИО1, **/**/**** г.р., уроженцу ...., зарегистрированного по адресу ...., паспорт серии 2515 № выдан ОУФМС России по .... в ...., ФИО2, **/**/**** г.р., проживающей по адресу ...., пгт. Усть-Баргузин, ...., паспорт 8102 №, выдан **/**/****, и другим лицам эксплуатацию судна «судна «Макс» с государственным регистрационным номером № (тип МБК проект 376У, строительный №, 1962 г.в.) в целях перевозки пассажиров, до получения соответствующей лицензии на судно «Макс».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья К.Н. Борзина
Мотивированный текст решения суда изготовлен: **/**/****.