№
№ 2-70/2023
Решение
Именем Российской Федерации
19 января 2023 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи М.Е. Манушиной,
при секретаре судебного заседания Е.В. Вырлееве-Балаеве,
с участием представителя истца Шайнуровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пивкиной Ю.В., Ярцевой Н.П., Семенова С.В., Поскребышевой О.В. к администрации <адрес> о включении в состав наследственной массы и признании права собственности,
установил:
истцы обратились в суд с названным иском, указав, что на земельном участке по адресу: <адрес> П.Е. возведен жилой дом. Участок предоставлен ему на основании договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ.
П.Е. умер, на день его смерти вместе с ним были зарегистрированы В.П. и его супруга Л.А., Пивкина Ю.В.
В.П. умер ДД.ММ.ГГГГ. Истец Пивкина Ю.В. является его дочерью, на день смерти отца была зарегистрирована вместе с ним в названном жилом доме.
Кроме В.П., наследниками после смерти П.Е. также являются его дети: Н.П., С.П., которые обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства.
ДД.ММ.ГГГГ С.П. умерла, ее наследниками являются Семенов С.В. и Поскребышева О.В., которые на день смерти матери были зарегистрированы вместе с ней, то есть фактически приняли наследство.
В настоящее время у истцов возникла необходимость оформления жилого дома и земельного участка. Согласно техническому плану <данные изъяты>, жилой дом имеет площадь № кв.м. По справке Оренбургского инвентарно-технического бюро от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом числится за П.Е. по договору безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ. Договор правовую регистрацию не проходил. По договору площадь земельного участка № кв.м. Фактически на участке возведены два жилых дома, которые записаны за П.Е.: дом литер АА2 площадью № кв.м., жилой – № кв.м. и дом литер А площадью № кв.м., жилой № кв.м.
Истец просит, с учетом уточнений:
1. признать за Пивкиной Ю.В. право на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью № кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
2. признать за Ярцевой Н.П. право на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью № кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
3. признать за Семеновым С.В. право на 1/6 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью № кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
4. признать за Поскребышевой О.В. право на 1/6 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью № кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> <адрес>.
В судебное заседание истцы Пивкина Ю.В., Япцева Н.П., Семенов С.В., Поскребышева О.В., представитель ответчика администрации <адрес>, третье лицо Седелев В.П. не явились, извещены о месте и времени его проведения надлежаще. В письменных заявлениях истцы просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав что исковые требования поддерживают. Представитель администрации г.Оренбурга И.Д.Коробкин, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Третье лицо Седелев В.П. в письменном заявлении указал, что не возражает против признания за истцами права на жилой дом по адресу: <адрес>, ул. проезд 1 ряд, <адрес>. Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель истцов Пивкиной Ю.В., Ярцевой Н.П. - Шайнурова А.В., действующая по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Заслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно п. 1 ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ).
Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из разъяснений, изложенных в п.27 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что поскольку самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, постольку она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В силу ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно договору о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, нотариально удостоверенному по реестру №, П.Е. в бессрочное пользование предоставлен земельный участок по адресу: <адрес> под строительство индивидуального жилого дома.
Согласно справке Оренбургского ИТБ от ДД.ММ.ГГГГ, указанный договор правовую регистрацию не проходил. На участке возведены два дома: дом литеры А1А2 полезной площадью № кв.м., дом литер А – полезной площадью № кв.м.. Оба дома записаны за П.Е..
Из свидетельства о смерти III-РЖ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что П.Е. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов наследственного дела № установлено, что после смерти П.Е. с заявлениями о принятии наследства обратились: дочь С.П., действующая от своего имени и по доверенности от дочери Ярцевой Н.П., а также сын В.П.. В качестве наследственного имущества был заявлен жилой дом по адресу: <адрес>. Правоустанавливающие документы на жилой дом в предоставленной суду копии наследственного дела отсутствуют. Согласно копии домовой книги, П.Е. был прописан в доме с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с завещанием, удостоверенным нотариусом Б. ДД.ММ.ГГГГ, П.Е. все свое имущество завещал С.П., Ярцевой Н.П., В.П. в равных долях.
В.П. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I-РА № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из домовой книги для прописки граждан в <адрес> следует, что на день смерти В.П. вместе с ним в доме были зарегистрированы Л.А. и Пивкина Ю.В.
Согласно свидетельству о рождении III-РЖ № от ДД.ММ.ГГГГ Пивкиной Ю.В. является дочерью В.П. и Л.А.
Л.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I-РА № от ДД.ММ.ГГГГ. Наследственное дело после её смерти не заводилось, что следует из Реестра наследственных дел.
Из наследственного дела №, заведенного после смерти В.П., умершего ДД.ММ.ГГГГ, следует, что с заявлением о принятии наследства обратилась Пивкина Ю.В., указав в качестве наследственного имущества жилой дом по адресу: <адрес> другое имущество.
Наследница П.Е. – С.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о смерти серии II-РЖ №. Согласно Реестру наследственных дел, после её смерти наследственное дело не заводилось. Из свидетельств о рождении и актовой записи о регистрации брака следует, что Поскребышева (Семенова) О.В. и Семенов С.В. являются детьми С.П.. Факт принятия ими наследства после смерти матери участвующими в деле лицами не оспаривается.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, на кадастровом учете состоит жилой дом площадью № кв.м. по адресу: <адрес>, которому присвоен кадастровый №. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Из актов экспертизы ООО <данные изъяты> следует, что с учетом года постройки и норм, действующих в период строительства, жилой дом соответствует градостроительным нормам и правилам. Его размещение в границах земельного участка не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Общее техническое состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома оценивается как работоспособное, нарушений строительных норм и правил не выявлено. Прочность, надежность конструкций обеспечивается. Нарушений строительных норм и правил не выявлено. Жилой дом пригоден к нормальным условиям эксплуатации. Угроза обрушения, потери устойчивости отсутствует. Угроза жизни и здоровью граждан, с учетом категории технического состояния здания, отсутствует. Сохранение здания не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Конструктивное и объемно-планировочное решение обеспечивает пожарную безопасность. Объемно-планировочное решение жилого дома обеспечивает в случае пожара возможность эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию. Нарушений противопожарных норм и правил не выявлено. Конструктивное, объемно-планировочное решение, а также размещение здания в границах земельного участка не создает угрозу и жизни и здоровью граждан, в том числе, третьих лиц.
Жилой дом соответствует требованиям санитарных норм и правил. Нарушений при обследовании не выявлено. Сохранение здания не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, судом установлено, что наследодателем П.Е. без оформления разрешительной документации возведен жилой дом на земельном участке, предоставленном ему для целей индивидуального жилищного строительства. Жилой дом соответствует градостроительным, строительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам, угрозу жизни и здоровью граждан не создает, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает. Истцы приняли наследство после смерти П.Е. и его наследников. При этом, с учетом вышеуказанных разъяснений Верховного Суда РФ, самовольно возведенный жилой дом не может быть включен в состав наследственного имущества, что не лишает наследников права требовать признания права собственности за ними.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Признать право общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, за:
Пивкиной Ю.В. – 1/3 долю в праве;
Ярцевой Н.П. – 1/3 долю в праве;
Семеновым С.В. – 1/6 долю в праве;
Поскребышевой О.В. – 1/6 долю в праве.
Право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 17.02.2023.
Судья М.Е. Манушина