Дело № 2-2940/2023
УИД 27RS0001-01-2023-001880-51
РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2023 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Дудко Н.Е.
при секретаре Алексееве Р.О.,
с участием истцов Шандовой А.В., Шандова Р.С., представителя ответчика – Феофилактовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шандовой Алены Владимировны, Шандова Романа Сергеевича к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края о восстановлении в программе, предоставлении выплаты,
установил:
Шандова А.В., Шандов Р.С. обратились в суд с иском к Министерству сельского хозяйства и продовольствия <адрес> и просили восстановить из в программе «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения»
В обоснование заявленных требований указав, что они совместно с иными лицами вступили в ДД.ММ.ГГГГ в программу Министерства сельского хозяйства и продовольствия <адрес> «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» государственной программой Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территория». ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор долевого участия в строительстве № с ООО «Первый семейный комплекс», ДД.ММ.ГГГГ заключен кредитный договор № с ПАО «Сбербанк» о предоставлении ипотечного кредита на приобретение строящегося жилья, ДД.ММ.ГГГГ дом был сдан в эксплуатацию. Собрав полный пакет документов по данной программе, они как многодетная семья были постановлены в сводную очередь на получение выплаты. На момент вступления в программу, состав семьи составлял пять человек (двое родителей и трое несовершеннолетних детей). В ДД.ММ.ГГГГ. поменялось условие программы, но об изменениях их никто в известность не поставил. В ДД.ММ.ГГГГ подошла очередь на выплату, специалист просил собрать новый пакет документов ввиду утраты ранее предоставленного пакета документов. После предоставления нового пакета, им было отказано в данной программе со ссылкой на изменения и частично не выполнение условий программы (семья после приобретения жилья по условиям программы должна была зарегистрировать и проживать в данном жилье). После обращения с просьбой о помощи, семья была восстановлена в программе на получение выплаты. В ДД.ММ.ГГГГ Шандова Р.С. уволили в связи с сокращением штата, потеря заработка не давала возможности проживать в жилье ввиду отсутствия ремонта и сантехники, денежных средств не хватало на ремонт в квартире, погашение кредитных обязательств, результатом чего явилось оформление реструктуризации. В ДД.ММ.ГГГГ. в семье родилось еще двое детей, семья воспользовалась правом на получение господдержки субсидией в размере четыреста пятьдесят тысяч рублей на погашение кредитного договора и уменьшение процентной ставки. В ДД.ММ.ГГГГ собрав очередной пакет документов, пройдя все этапы, им отказали со ссылкой на то, что они воспользовались социальной выплатой в размере 450 000 руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрация муниципального района <адрес>.
В судебное заседание представитель третьего лица не явился, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с законом. Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании истцы поддержали исковые требования, ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства.
Представитель ответчика Феофилактова В.В. исковые требования не признала, пояснив, что истец была включена составом семьи 5 человек в состав участником мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках Программы № 598 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ В дальнейшем программа утратила силу и утверждена государственная программа № 696 «Комплексное развитие сельских территорий». В соответствии с актуальными документами, Шандова А.В. приобрела жилье менее учетной нормы, которое расположено в <адрес>, не по месту жительства, при том, что истец проживала, осуществляла трудовую деятельность в <адрес>. Министерство не вправе было предоставлять социальную выплату на приобретение жилья, поскольку данное не привело к улучшению жилищных условий и семья сохраняет статус нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, на строительство (приобретение) которых может быть предоставлена социальная выплата, соответственно, и выплата не может быть предоставлена. Кроме того, истец в ДД.ММ.ГГГГ. заключила дополнительное соглашение к кредитному договору о рефинансировании предоставленного ипотечного кредита с установлением льготной процентной ставки в размере 6 процентов годовых. Снижение процентной ставки обусловлено использованием механизма субсидирования АО «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов. По дополнительно представленным данным семье Шандовой А.В. представлена государственная поддержка в размере 450 000 руб. на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору. В силу действующего порядка, направление социальных выплат на уплату первоначального взноса, погашение основного долга и уплату процентов по кредитам (займам), по которым в рамках программ льготного ипотечного кредитования предоставляется субсидия из федерального бюджета российским кредитным организациям и АО «ДОМ.РФ», не допускает. Социальные выплаты не предоставляются гражданам, а также членам их семей, ране реализовавшим право на улучшение жилищных условий на сельских территориях с использованием средств социальных выплат или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов, предоставленных на улучшение жилищных условий. Просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40, части 1 и 2).
Одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданами Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, установлен в Типовом положении, являющемся приложением № 4 к Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598.
В соответствии с Типовым положением № 598 гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет заявление с приложением документов в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства, который проверяет правильность оформления документов и достоверность содержащихся в них сведений, формирует списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляет их в орган исполнительной власти.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Шандова А.В. включена в состав участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках Программы № 598 на основании её личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ, составом семьи 5 человек, в том числе, двое супругов и трое детей.
Из содержания Типового положения № 598 следует, что предоставление гражданам социальной выплаты осуществляется согласно очередности и истец Шандова А.В. отнесена ко второй очереди – граждане, работающие по трудовым договором или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир).
Порядком формирования и утверждения списков участников мероприятий – получателей социальных выплат, утвержденным Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Типовым положением № 598, предусмотрено предоставление социальных выплат с учетом объема субсидий из федерального бюджета краевому бюджету на текущий финансовый год, соответственно, Шандова А.В. в список получателей социальной выплаты включена в 2020 г., с учетом установленной очередности.
К моменту включения Шандовой А.В. в список, Программа № 598 признана утратившей силу, постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 696 утверждена государственная программа РФ «Комплексное развитие сельских территорий».
Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, являющимся приложением к приложению № 3 Программы № 696, установлены условия предоставления социальной выплаты, к которым относятся, в том числе: строительство жилого помещения на территории муниципального района, в который гражданин фактически переехал на постоянное место жительства и зарегистрирован в соответствии с действующим законодательством РФ. Также положением о предоставлении социальных выплат предусмотрено осуществление трудовой деятельности в границах соответствующего муниципального района, в котором гражданин изъявил желание проживать (п.4); жилое помещение, на строительство (приобретение) которого предоставляется социальная выплата, должно быть не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчет на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.
Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации на территории <адрес> мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» утвержден Порядок формирования, утверждение и изменения сводных списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат.
Согласно материалов дела, Шандовой А.В. заключен договор долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ № с ООО «Первый семейный комплекс» предметом которого является строительство жилого помещения площадью 60,2 кв.м., расположенное в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Шандовой А.В. и ПАО «Сбербанк» заключен кредитный договор № на предоставление ипотечного кредита на приобретение строящегося жилья с установлением процентной ставки 13,5 % годовых.
В период заключения договора участия в строительстве, что не оспаривалось сторонами, Шандова А.В. проживала и имела регистрацию в <адрес>, осуществляла трудовую деятельность в <адрес>.
Судом также учитывается, что согласно п. 2 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий установлена в размере 13 кв.м. общей жилой площади на человека.
Вместе с тем, общая площадь жилого помещения, приобретенного Шандовой А.В. квартиры для получения социальной выплаты составляет 60,2 кв.м., и в расчете на 1 члена семьи составляет 12 кв.м., что ниже нормы, установленной органом местного самоуправления.
В контексте указанных положений, доводы ответчика о том, что предоставленная социальная выплата истцу на приобретение указанной квартиры, не улучшало жилищные условия семьи и семья сохранила бы статус нуждающейся в улучшении жилищных условий, заслуживают внимание, т.е. приобретенное истцом жилое помещение, не соответствующее требованиям, не может подпадать под определение жилья, на которое может быть предоставлена социальная выплата.
О невозможности предоставления социальной выплаты на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному обязательству, истец была уведомлена письмом от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении документов».
Доводы истца о том, что она в последствии была восстановлена в очереди, ввиду неверного её снятия с очереди, основанием для удовлетворения заявленных требований не является, учитывая, что основанием для отказа в восстановлении в программе, а также предоставлении выплаты, является установленный факт того, что ДД.ММ.ГГГГ Шандова А.В. заключила дополнительное соглашение № к кредитному договору о рефинансировании предоставленного ипотечного кредита с установлением льготной процентной ставки в размере 6 процентов годовых и снижение процентной ставки было обусловлено использованием механизма субсидирования акционерного общества «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов.
Судом также установлено, что семье Шандовой А.В. в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», предоставлена государственная поддержка в размере 450 000 рублей на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору.
В соответствии с пунктом 12 Положения о предоставлении социальных выплат социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), привлеченному гражданином в качестве источника софинансирования строительства (приобретения) жилья при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) имеющим право на получение социальной выплаты в соответствии с пунктом 5 Положения о предоставлении социальных выплат и включения его в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, формируемый органом местного самоуправления.
Пунктом 13 Положения о предоставлении социальных выплат установлено ограничение использования социальной выплаты в части недопустимости уплаты первоначального взноса, на погашение основного долга и уплату процентов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), по которым в рамках Программы № 696 предоставляется субсидия из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов кредитных организаций, акционерного общества «ДОМ.РФ».
По информации, предоставленной Министерством сельского хозяйства РФ направление социальных выплат на уплату первоначального взноса, погашение основного долга и уплату процентов по кредитам (займам), по которым в рамках программ льготного ипотечного кредитования предоставляется субсидия из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» не допускается.
Следует учитывать в контексте вышеизложенного, что пунктом 3 Положения о предоставлении социальных выплат социальные выплаты не предоставляются гражданам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий на сельских территориях с использованием средств социальных выплат или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов, предоставленных на улучшение жилищных условий.
Иное толкование норм жилищного законодательства, регулирующие возникшие правоотношения, противоречит положениям жилищного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░- ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 07.08.2023 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░
(░░░░░ ░░░░░)