Судья Дьяченко М.Ю.
Дело № 7-353/2022 / 12-158/2022
УИД 59RS0018-01-2021-002488-83
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 01 марта 2022 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Тандер» Л. на постановление судьи Добрянского районного суда Пермского края от 12.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Тандер»,
у с т а н о в и л а:
Постановлением судьи Добрянского районного суда Пермского края от 12.01.2022 акционерное общество «Тандер» (далее АО «Тандер») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.20.6.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Л. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, указывая на допущенные процессуальные нарушения, выразившиеся в составлении протокола неуполномоченным лицом.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель АО «Тандер», защитник Л., извещенные должным образом, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
Часть 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст. 20.6.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп. «б» п.6 ст.4.1, п.п. «а», «у», «ф» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (пп. «б» п.3, п.п. «в», «г» п. 4 Правил).
В силу ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Председателя Правительства Пермского края от 14.03.2020 № 5-рпп «О введении для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС Пермского края режима функционирования «Повышенная готовность» для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края введен режим функционирования «Повышенная готовность» и установлен региональный уровень реагирования с 00.00 часов 15.03.2020.
В связи с введением в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с пп. «б» п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» издан указ губернатора Пермского края от 20.08.2020 № 121 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае».
Пунктом 12.6 названного указа на руководителей организаций, чья деятельность не приостановлена в соответствии с данным нормативным актом, возложена обязанность при выполнении работ (оказании услуг) и реализации товаров физическим лицам организовать (обеспечить) использование указанными лицами средств индивидуальной защиты (масок) и социальное дистанцирование при нахождении в торговом объекте или ином месте выполнения работ (оказания услуг); в случае отсутствия у указанных лиц средств индивидуальной защиты (масок) отказывать в допуске на торговые объекты и иные места выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с разъяснениями Роспотребнадзора «О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования»; пунктом 12.8 - организовать (обеспечить) нахождение в торговых центрах только физических лиц, использующих средства индивидуальной защиты (маски). В случае отсутствия у указанных лиц средств индивидуальной защиты (масок) отказывать им в допуске в торговый центр.
Из материалов дела следует, что 23.10.2021 в период с 23ч. 25 мин. по 23ч. 27 мин. АО «Тандер» при осуществлении деятельности в магазине «***» по адресу: **** допустило обслуживание посетителей без средств индивидуальной защиты (маски).
Данные обстоятельства при том, что ранее постановлением судьи Добрянского районного суда Пермского края от 03.08.2021, вступившим в законную силу 21.09.2021 АО «Тандер» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения, послужили основанием для вынесения постановления о назначении ему административного наказания по ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Факт совершения АО «Тандер» правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами в их совокупности, в том числе протоколом об административном правонарушении от 25.11.2021 № 177, служебной запиской от 28.10.2021 о выявлении 23.10.2021 факта обслуживания посетителей в магазине «***» по адресу: **** без масок, фотоматериалами в качестве приложения к служебной записке.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Деяние, совершенное АО «Тандер», правильно квалифицировано по ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса, включая ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в соответствии с которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению; а также нормами приведенных выше нормативных правовых актов.
Относительно заявленных в жалобе доводов о допущенных процессуальных нарушениях, выразившихся в составлении протокола неуполномоченным лицом, то в соответствии с п. 18 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 975-р утвержден перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ. Пунктом 15 данного перечня руководители созданных при органах местного самоуправления органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их заместители отнесены к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.6.1 КоАП РФ.
Исходя из системного анализа положений Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», а также ряда подзаконных актов (включая Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794) такие специально уполномоченные органы могут, как входить в систему органов местного самоуправления и обладать публично-правовым статусом, так и создаваться при органах местного самоуправления и, соответственно, не обладать публично-правовым статусом (пп. «з» п.2 ст.11, ст. 23 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
Отдел гражданской и антитеррористической защиты администрации Добрянского городского округа, должностным лицом которого составлен протокол об административном правонарушении в данном случае, соответствует определению органа, указанного в пункте 15 приведенного выше Перечня, должностные лица которого уполномочены на составление протокола об административном правонарушении.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ для юридических лиц, отвечает принципам соразмерности и справедливости. Указ губернатора Пермского края от 20.08.2020 № 121, положения которого нарушены, издан во избежание угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае, нарушения допущены при оказании услуг населению (неограниченному кругу лиц) в магазине, выражаются в несоблюдении мер, направленных на предотвращение угрозы распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекцией «COVID-19», что не исключает возможность распространения опасного для окружающих заболевания. Вследствие указанного исключительные обстоятельства, которые бы свидетельствовали о возможности применения ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ, отсутствуют. Доводы о наличии таких обстоятельств не приводятся.
Обстоятельства, исключающие административную ответственность в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ, отсутствуют.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении АО «Тандер», повлиявших на законность привлечения юридического лица к административной ответственности, допущено не было.
Учитывая изложенное, оснований для изменения, отмены постановления судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Добрянского районного суда Пермского края от 12.01.2022 оставить без изменения, жалобу защитника Л. - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись