Дело № 2 – 112/ 2021
УИД 21RS0015-01-2020-001015-66
Решение
именем Российской Федерации
29 января 2021 года г. Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Петрова С.Г., при секретаре судебного заседания Петровской К.С.,с участием помощника прокурора Козловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Цивильского района Чувашской Республики к администрации Поваркасинскогосельского поселения Цивильского района Чувашской Республики об обязании провести работы по постановке на государственный кадастровый учетземельных участковрасположенныхпод местами захоронения общественныхкладбищ,
установил:
Прокурор Цивильского района Чувашской Республики обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФс исковым заявлением к администрации Поваркасинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республикиоб обязании провести работы по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под местами захоронения общественных кладбищ, расположенныхна территориях деревень:Поваркасы, Елюккасы и Таганы, с установлением срока для исполнения решения - в течение 9месяцев.
Указывает, что проведенной по поручению прокуратуры Чувашской Республики в апреле 2020 года проверкеисполнения требованийзаконодательства о погребении и похоронном деле, требований земельного законодательства,установлено наличие на территории Поваркасинскогосельского поселения четырех общественных кладбищ,расположенных на территориях деревень: Поваркасы, Елюккасы, Таганы иКаткасы. Из них земельные участки под места захоронения расположенные в деревнях Поваркасы, Елюккасы и Таганына государственный кадастровый учёт не поставлены.
По данному факту прокуратурой района в адрес главы администрации Поваркасинскогосельского поселения 7 апреля 2020 года внесено представление об устранении в месячный срок нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, нарушений требований земельного законодательства.
Ответчик в указанный срок конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условийим способствовавшим, в полном объёме не принял, до настоящего времени земельные участки под местами захоронения общественных кладбищ, расположенных на территориях деревень Поваркасы, Елюккасы и Таганы на государственный кадастровый учёт не поставлены, что приводит к их обезличиванию, отсутствию их на кадастровом учёте, а при осуществлении захоронений умерших, к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лицна благоприятную среду.
В судебномзаседании прокурорЦивильского района Чувашской Республики исковое заявление поддержал.
Ответчик –администрация Поваркасинского сельского поселения извещенная о времени и месте судебного разбирательства, участие в суде своего представителя не обеспечила, просит рассмотреть дело без его участия.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ, дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Частью 4 ст.27Земельного кодекса РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
Согласно ч.2 ст.15Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ « О погребении и похоронном деле » ( далее - Федеральный закон №8-ФЗ ) места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.
В силу ст.18 Федерального закона №8-ФЗ, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131–ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » ( далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131–ФЗ ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена к вопросам местного значения поселения.
Вопрос организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения, предусмотренный п.22 ч.1 вышеуказанного Федерального закона №131–ФЗ, отнесён к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района ( ч.3 и ч.4 ст.14Федерального закона от 06.10.2003 №131–ФЗ ).
Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131–ФЗ, в соответствии с уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных вопросов местного значения городских поселений ( за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п.23 ч.1 ст.14 ).
В соответствии с п.18 ч.1 ст.6 Устава Поваркасинскогосельского поселения, утверждённого решением Собрания депутатов Поваркасинскогосельского поселения Цивильского района Чувашской Республики от 27.06.2012 №11-1, к вопросам местного значения Поваркасинскогосельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п.5 ст.16 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ.
Из смысла ст. ст. 16 и 17 Федерального закона №8-ФЗ следует, что каждое кладбище должно располагаться на земельном участке, предназначенном для его размещения. Размер данного участка не должен превышать сорок гектаров и учитывать количество жителей, проживающих на конкретной территории.
Места захоронения должны отвечать санитарно–эпидемиологическим требованиям к их содержанию.
Из материалов дела следует, что на территории Поваркасинскогосельского поселения находятся четыре общественных кладбища, предназначенных для захоронения, в том числе на территориях деревень Поваркасы, Елюккасы и Таганы.
В силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 24.07.2007 №221–ФЗ « О государственном кадастре недвижимости » ( далее - Федеральный закон от 24.07.2007 №221–ФЗ ) осуществление кадастрового учёта осуществляется, в том числе, в связи с образованием объекта недвижимости.
Согласно ч.1 ст.23 Федерального закона от 24.07.2007 №221–ФЗ постановка на учёт объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учёта соответствующего решения об осуществлении кадастрового учёта.
По состоянию на 26 ноября 2020 года, находящиеся под местами для захоронения общественного кладбища, расположенные на территориях деревень Поваркасы, Елюккасы и Таганы, земельные участки промежеваны 25 ноября 2020 года, но не зарегистрированы и на кадастровый учет не поставлены.
Статья 42 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст. 1 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2001 года « Об охране окружающей среды » определяют, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения »( далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз.3 п.1 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 « Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения », являющиеся обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Проведенной прокуратурой Цивильского района проверкой установлено бездействие администрации Поваркасинскогосельского поселения по постановке общественных кладбищ под места захоронения, расположенных на территориях деревень Поваркасы, Елюккасы и Таганы на государственный кадастровый учет.
После обращения прокурора с настоящим иском в суд, администрация Поваркасинского сельского поселения 30 ноября 2020 года заключила договор с ООО « БТИ »Цивильского района Чувашской Республики на выполнение кадастровых работ, с целью составления межевых планов на земельные участки под кладбищами расположенными на территориях деревень Поваркасы, Елюккасы и Таганы.Этому свидетельствуют представленные ответчиком копия договора.
По день вынесения решения работа по постановке указанных земельных участков на кадастровый учет не завершена.
Оценивая в совокупности представленные материалы и доказательства, суд приходит к выводу о том, что непринятие администрацией Поваркасинского сельского поселения меры по осуществлению государственной регистрации права на входящие в его состав земельные участкипод местами захоронения общественных кладбищ, расположенных на территориях деревень Поваркасы, Елюккасы и Таганы нарушает права неопределенного круга лиц на организацию и благоустройство его территории.
Осуществление захоронений умерших на обезличенной территории ведет к нарушению санитарно-эпидемиологических правил в местах захоронения и, как следствие, прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Названные участки образуются из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Отсутствие регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости не является препятствием для осуществления кадастрового учета в силу п.9 ч.5 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ с последующей государственной регистрацией.
При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора Цивильского района Чувашской Республики к администрации Поваркасинского сельского поселения об обязании провести работы по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под местами захоронения общественных кладбищ, подлежит удовлетворению, с установлением срока для исполнения решения суда – 9 месяцев.
Руководствуясь ст. ст.196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Обязать администрацию Поваркасинскогосельского поселения Цивильского района Чувашской Республики провести работы по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под местами захоронения общественных кладбищ, расположенных на территориях деревень Поваркасы, Елюккасы и Таганы,с установлением срока для исполнения - в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Цивильский районный суд Чувашской Республики в течение месяца.
Председательствующий С.Г. Петров