Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-101/2019 ~ М-22/2019 от 23.01.2019

                                                                                Дело № 2-101/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской     Федерации

20 марта 2019 г.                                г. Бирюч

Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Максимовой С.А.

при секретаре Сидельниковой Ю.С.

с участием представителя истца Жидких П.Т. – Леплявкина Ю.А., представителей ответчика Управления социальной защиты населения Красногвардейского района – Крухмалевой М.А., Грачевой Л.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жидких П.Т. к Управлению социальной защиты населения Красногвардейского района о перерасчете ежемесячной суммы в возмещение вреда, индексации и взыскании задолженности,

у с т а н о в и л:

Жидких П.Т. участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 30 октября 1987 г. по 2 февраля 1988 г.. 15 марта 2000 г. ему впервые была установлена 3 группа инвалидности бессрочно по увечью, полученному при исполнении обязанностей военной службы с утратой 50% профессиональной трудоспособности в связи с аварией на ЧАЭС, выдано удостоверение, как лицу, перенесшему лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, ставшему инвалидом. 24 декабря 2002 г. ему была установлена 2 группа инвалидности бессрочно, с утратой 80% профессиональной трудоспособности.

22 марта 2000 г. он обратился в УСЗН администрации Красногвардейского района за назначением выплат и с указанного времени состоит на учете как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, получает ежемесячную денежную компенсацию. Изначально сумма возмещения вреда была рассчитана из справки о доходах за 12 месяцев перед установлением инвалидности. После вступления в законную силу Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» начиная с 15 февраля 2001 г. истцу была назначена ежемесячная денежная компенсация в твердой денежной сумме в зависимости от группы инвалидности.

Решением Красногвардейского районного суда 20 ноября 2003 г. по иску Жидких П.Т. была взыскана задолженность и индексация ежемесячной денежной компенсации, рассчитанной из твердом размере в зависимости от группы инвалидности.

В последующем ежемесячная денежная выплата в возмещение вреда индексировалось в соответствии с Постановлениями Правительства РФ, исходя из уровня инфляции и по состоянию на 1 февраля 2019 г. составляет 13 082 руб. 50 коп..

Дело инициировано иском Жидких П.Т. к УСЗН администрации Красногвардейского района, в котором он просил обязать ответчика назначить ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого здоровью в размере 42 623 руб. 27 коп. с 1 февраля 2019 г. до изменения обстоятельств, а также включить его в реестр на получение ежемесячный денежной компенсации в размера 42 623 руб. 27 коп., взыскать с УСЗН администрации Красногвардейского района единовременно за счет средств федерального бюджета задолженности за период с 15 марта 2000 г. по 31 января 2019 г. в сумме 3 755 207 руб. 92 коп..

Мотивировал тем, что на момент обращения в УСЗН за назначением выплаты в марте 2000 г., он предоставлял справку о заработке в колхозе «Большевик» от 16 марта 2000 г. с 30 октября 1987 г. по 2 февраля 1988 г. за работу по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС для расчета ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, в соответствии с которой за период ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС за полные месяцы им получено: за ноябрь 1987 г. – 1 344 руб. 67 коп. (зарплата 444 руб. 67 коп., за работу на ЧАЭС 900 руб.); за декабрь 1987 г. – 2 115 руб. 64 коп. (зарплата 1 415 руб. 64 коп., за работу на ЧАЭС 700 руб.); за январь 1988 г. 345 руб. 40 коп. (зарплата 128 руб., за работу на ЧАЭС 217 руб. 40 коп.). Сумма в возмещение вреда здоровью составила 410 руб. 67 коп.. В последующем с 15 февраля 2001 г. перевел его на получение твердой суммы – 1 000 руб., с 1 января 2003 г. – 2 500 руб. (в связи с установлением 2 группы инвалидности). Ответчик не принял во внимание указанную справку, рассчитав при назначении суммы в возмещение вреда здоровью с 15 марта 2000 г. в меньшем размере из заработка за 12 месяцев работы перед установлением инвалидности (применяя для осовременивания заработка коэффициенты повышения минимальных размеров оплаты труда), а не из заработка за работу на ЧАЭС в зоне отчуждения и с учетом полагающихся коэффициентов, тем самым нарушил его право на полное возмещение вреда здоровью. Считает для него наиболее выгодная сумма в возмещение вреда, исчисленная за период работы в 1987 – 1988 года в зоне ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. По его расчёту среднемесячный условный заработок составлял 8 084 руб. 31 коп., с учетом коэффициента 6 – 48 505 руб. 85 коп.. С учетом коэффициентов роста минимальной оплаты труда, предусмотренных ст. 12 Федерального закона № 125-ФЗ осовремененный заработок по состоянию на 15 марта 2000 г. составил 4556 639 руб. 36 коп., с учетом утраты трудоспособности 50% - 2278319 руб. 68 коп., с учётом деноминации возмещение вреда здоровью составляет 2 278 руб. 32 коп.. С 1 января 2003 г., в связи с изменением группы инвалидности и установления утраты трудоспособности 80 % сумма возмещения вреда составила 12 861 руб. 74 коп..

В соответствии с требованиями законодательства при индексации возмещения вреда ответчик обязан был применить индексы пропорционально росту минимального размера оплаты труда: 1.581 и 1.515, величины прожиточного минимума - 1.24, 1.196, указанные в решении Красногвардейского районного суда, индексы инфляции 1.12, 1.1, 1.08, а с 2006 года - индексы, установленные постановлениями Правительства РФ 1,09 (с 01.01.2006 г.) x 1,08 (с 01.01.2007 г.) x 1, 105 (с 01.01.2008 г.) x 1,13 (с 01.01.2009 г.) x 1,1 (с 01.01.2010 г.) x 1,065 (с 01.01.2011 г.) x 1,06 (с 01.01.2012 г.), 1,055 (с 01.01.2013 г.), 1,05 (с 01.01.2014г.), 1,055 (с 01.01.2015 г.), 1,07 (с 01.02.2016 г.), 1,054 (с 01.02.2017 г.), 1, 025 (с 01.02.2018 г.).

Указал, также, что неприменение ответчиком коэффициентов роста минимального размера труда с 1 июля 2000 г. -1,581, с 1 января 2001 г. – 1,515, индексов увеличения прожиточного минимума в РФ за 2001 г. – 1,24, за 2002 – 1,196, нарушило его право на полное возмещение вреда здоровью.

Ежемесячная сумма возмещения вреда с 1 февраля 2019 г. должна быть исчислена в размере 42 623 руб. 27 коп..

В связи с длительной выплатой неверно исчисленных ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 15 марта 2000 г. по 31 января 2019 г. сумма задолженности составила: 3 755 207 руб. 92 коп. (5 304 250 руб. 93 коп. – 1 549 043 руб. 02 коп. выплаченная сумма).

В обоснование своих требований сослался на п.25 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24 ноября 1995), Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ – о расчете возмещения вреда, исходя из условного заработка, ст.2 Постановления Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. №4214-1, п.3 ст.12 Федерального закона №125 от 24 июля 1998 г., предоставивших инвалиду право выбора периода для определения размера среднего заработка, ст. 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утверждённые Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. № 42-14-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 180-ФЗ), п.п.9 и 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Определение Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2006 г. о том, что положения ст.208 ГК РФ не препятствуют взысканию задолженности за прошедший период каким-либо сроком.

В судебное заседание Жидких П.Т. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Его интересы по доверенности представил адвокат Леплявкин Ю.А., который поддержал исковые требования в полном объеме и дал объяснения, соответствующие тексту поданного в суд заявления.

Представители ответчика - управления социальной защиты населения администрации Красногвардейского района Крухмалева М.А. и Грачева Л.Е. иск не признали. Считают, что права истца на получение возмещения вреда по вине УСЗН не нарушались. Расчет возмещения вреда первоначально производился в марте 2000 г. на основании Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125 –ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ), который вступил в силу 6 января 2000 г., исходя из справки о заработной платы, представленной истцом за 12 месяцев до установления инвалидности. Выплаты производились с 15 марта 2000 г. (с даты установления инвалидности). Истец представлял справку о заработной плате за 12 месяцев работы, предшествующей наступлению страхового случая (увечья) от 16 марта 2000 г., в которой имелась информация о заработке в период работы на Чернобыльской АЭС за три полных месяца - ноябрь, декабрь и январь. Однако расчет по данной справке был менее выгодным. Оснований для расчёта возмещение вреда из условного заработка не имелось, поскольку он применялся, в случае если период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составлял менее одного полного календарного месяца. Период работы Жидких П.Т. составляет более одного полного календарного месяца. Также, Жидких П.Т. не была представлена справка, подтверждающая, что он выполнял работы по ликвидации последствий ЧАЭС в зоне отчуждения ( в 30 км. зоне), что предусмотрено Постановлением Министерства труда и социального развития от 1 июня 1999 г. № 10. В связи с вступлением в законную силу Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» начиная с 15 февраля 2001 г. ответчику была назначена ежемесячная денежная компенсация в твердой денежной сумме в зависимости от группы инвалидности. В последующем она индексировалась. В 2003 г. истец обращался в суд за индексацией возмещения вреда, при этом правильность расчёта (индексации) заработной платы, из которой она была рассчитана, не оспаривал. Обращаясь в суд, Жидких П.Т. мог выбрать любой вариант расчета и индексации возмещения вреда, но этого не сделал. Решение суда о выплате возмещения вреда в силу ст.61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение и УСЗН исполнялись. С 2003 г. УСЗН применяет коэффициенты для индексации возмещения вреда в соответствии с законодательством.

Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения Белгородской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска отказать. В письменном отзыве на иск указал, что органами социальной защиты населения Жидких П.Т. назначено и выплачивается возмещение вреда из рассчитанного УСЗН заработка с 2000 г.. Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ, вступившим в силу с 15 февраля 2001 г., внесены изменения Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и установлены выплаты в твердой денежной сумме. В соответствии со ст.2 данного Закона гражданам, получавшим возмещение вреда, предоставлено право выбора – получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых денежных суммах или ранее установленную как для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей. Правовая норма, предусматривающая перерасчет сумм заработка, признана утратившей силу с 15 февраля 2001 г.. Перерасчет сумм возмещения вреда по ранее действовавшим нормам не производится. Согласно п.7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, утвержденного Постановлением Правительства от 21 августа 2001 г. №607, пересмотр возможен только при изменении группы инвалидности, состава семьи и других предусмотренных законом случаев. Истец длительное время не оспаривал размер выплат ежемесячной денежной компенсации, притом, что в 2003 г. обращался с иском в суд и решение суда органами социальной защиты населения исполнялись. Жидких П.Т. соглашался с судебным решением, механизмом расчета возмещения вреда, решение не обжаловал. В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные указанным решением, не подлежит оспариванию по другому делу с теми же лицами.

Выслушав объяснения сторон, исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд полагает в иске отказать по следующим основаниям.

Ответчиком признается и материалами выплатного дела подтверждается, что в период с 30 октября 1987 г. по 2 февраля 1988 г. Жидких П.Т. участвовал в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. 15 марта 2000 г. ему впервые была установлена 3 группа инвалидности бессрочно по увечью, полученному при исполнении обязанностей военной службы с утратой 50% профессиональной трудоспособности, установлена взаимосвязь с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС. 24 декабря 2002 г. истцу была установлена 2 группа инвалидности бессрочно, с утратой 80% профессиональной трудоспособности.

Жидких П.Т. относится к категории граждан, получивших заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, что подтверждается удостоверением серии Б № 00951 от 20 февраля 2008 г..

В связи с инвалидностью органом социальной защиты населения администрации Красногвардейского района Жидких П.Т. назначено и выплачивается возмещение вреда здоровью с 2000 г.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с возмещением вреда здоровью граждан, причиненного чернобыльской катастрофой, является принятый 15 мая 1991 года Закон Российской Федерации № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определивший государственную политику в области социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, и гарантирующий гражданам возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергнувшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (ст.ст.1 и 3).

В соответствии с базовым Законом Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют право на меры социальной поддержки, в частности на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда (ст.ст.13,14).

Согласно п.15 ст.14 Закона №1244-1 в действующей редакции ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается в твердой денежной сумме – для инвалидов 2 группы она составляет 2500 руб.

Выплата указанной ежемесячной денежной компенсации производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На основании ч. 3 ст.5 Закона №1244-1 размеры выплат, установленные Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

На момент установления Жидких П.Т. инвалидности и его обращения в УСЗН (22 марта 2000 г.) размер ежемесячного возмещения вреда определялся в соответствии с п. 25 ст.14 Закона №1244-1 (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ).

Согласно указанной норме право возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Данная норма действовала до 15 февраля 2001 года.

Порядок возмещения вреда, причиненного работникам при исполнении трудовых обязанностей, регламентировался «Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. (в ред. от 24 ноября 1995 г.).

Согласно ст.14 Правил, утративших силу с 6 января 2000 года в связи со вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ, и п.25 ч.1 ст.14 Закона № 1244-1 до 15 февраля 2001 г. возмещение вреда можно было исчислить исходя из заработка за один из следующих периодов: за 12 месяцев перед установлением инвалидности; за 12 месяцев перед прекращением работы, предшествующих трудовому увечью; из условного месячного заработка, если период работы в зоне ЧАЭС составил менее одного полного календарного месяца.

      Исходя из названных норм право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду.

В п.10 ст.12 Федерального закона №125-ФЗ предусматривалось, что в связи с повышением стоимости жизни суммы заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, увеличиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой выплаты увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.

С 15 февраля 2001 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1», которым был изменен порядок определения возмещения вреда. Законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от группы инвалидности.

В зависимости от полученной группы инвалидности были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые действуют до настоящего времени.

В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ гражданам, получавшим возмещение вреда, до вступления в силу данного Федерального закона, было предоставлено право выбора: получать возмещение вреда в твердой денежной сумме или в ранее установленном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

На основании п. 5 разъяснений «О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 30 ноября 2001 г. № 83) инвалидам, получавшим до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Из п.12 Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует, что при разрешении после 15 февраля 2001 г. споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что исходя из пункта 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 11-П право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения был определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного календарного месяца.

В силу п. 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 № 607, пересмотр размера денежной компенсации предусмотрен только в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством РФ случаях.

Таким образом, суды не вправе осуществлять перерасчет уже установленных до 15 февраля 2001 г. сумм возмещения вреда исходя из условного заработка без его ограничения.

При первоначальном назначении истцу сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, ежемесячная денежная компенсация исчислена за 12 месяцев, предшествующих установлению инвалидности.

Согласно документам, содержащимся в выплатном деле Жидких П.Т., исследованном в судебном заседании, 22 марта 2000 г. он обратился в УСЗН администрации Красногвардейского района с письменным заявлением о назначении пособия и, реализуя право выбора периода, представил 2 справки о заработной плате за 12 месяцев, перед установлением инвалидности в период с 1 марта 1999 г. по 29 февраля 2000 г. и справку от 16 марта 2000 г. за 12 месяцев перед прекращением работы, предшествующих трудовому увечью.

В соответствии с указанными справками был рассчитан средний заработок, и назначена ежемесячная выплата в возмещение вреда.

Первоначально сумма возмещения вреда ответчику была рассчитана из справки о заработной плате за 12 месяцев, перед установлением инвалидности в период с 1 марта 1999 г. по 29 февраля 2000 г., на основании справки о зарплате от 16 марта 2000 г., выданной колхозом «Большевик» и дополнительной справки работы по совмещению от 6 июня 2000 № 15, выданной Утянской сельской администрацией. Поскольку этот вариант расчета был наиболее выгодным для истца.

Возмещение вреда было рассчитано в соответствии с п. 25 ст.14 Закона №1244-1 (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ).

Справка о заработной плате от 16 марта 2000 г., выданная колхозом «Большевик» за 12 месяцев 1987-1988 года, находящаяся в выплатном деле, на которую ссылается истец, содержит информацию о заработной плате за работу в зоне ЧАЭС за три месяца: ноябрь – 900 руб., декабрь 1987 г. 700 руб., январь 1988 г. – 1817 руб. 40 коп..

В соответствии с Разъяснениями, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 1 июня 1999 г. «Об утверждении разъяснения «О порядке выплаты денежных сумм возмещения вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости о степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы», действовавшим на период обращения Жидких П.Т. в УСЗН за возмещением вреда, для назначения возмещения вреда из условного заработка помимо справки о заработной плате требовалось предоставление справки о работе в 3 зоне опасности в 1986 году. В данном случае истец находился на работе по ликвидации Чернобыльской АЭС в 1987 г.

Согласно п.3 Разъяснений периоды, за которые принимается среднемесячный заработок для исчисления суммы в возмещение вреда, определяются в соответствии со статьей 14 Правил за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с увечьем (по выбору гражданина). В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Лицам, признанным инвалидами с причиной инвалидности «увечье связано с аварией на ЧАЭС», выполнявшим работы непосредственно на аварийном блоке в третьей зоне опасности в 1986 году и имеющим документальное подтверждение о выполнении этих работ, заработок для исчисления сумм в возмещение вреда, по их желанию, может определяться в порядке, установленном для лиц, признанных профбольными.

При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма в возмещение вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда (ст. 14 Закона).

В п.4 Разъяснений было указано, что исчисление сумм в возмещение вреда производится на основании справки о начисленной заработной плате, подлежащей налогообложению, выданной на основании лицевых счетов, подписанных руководителем и главным бухгалтером организации с расшифровкой состава заработка. Для лиц, командированных для выполнения работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы или военнообязанных, призванных на спецсборы, в него включается зарплата, сохраненная по основному месту работы, а также доплаты за работу в зоне отчуждения. В этот заработок не включаются разовые выплаты единовременного характера.

Однако, период работы истца по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил более одного полного календарного месяца, справку о работе в 3 зоне опасности на ЧАЭС, на момент обращения за назначением ежемесячной выплаты в марте 2000 г. Жидких П.Т. не предоставлял, в связи с чем, у ответчика отсутствовала обязанность и возможность производить расчет из условного заработка на март 2000 г..

В последующем индексация возмещения вреда УСЗН производилась в соответствии с нормами законодательства, действовавшими на период предоставления справки (с учетом повышающих коэффициентов и индексов роста МРОТ).

В связи с изменениями, внесенными 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ в базовый закон № 1244-1, Жидких П.Т. перешел на выплату в твердой денежной сумме – 1000 руб. для инвалидов 3 группы, с 1 января 2003 г. – 2 500 руб. – 2 для инвалидов группы (в связи с изменением группы инвалидности).

Жидких П.Т. в течение длительного времени не оспаривал размер выплаты ежемесячной денежной компенсации.

Более того, в октябре 2003 г. он обращался в суд с исковым заявлением к отделу социальной защиты населения Красногвардейского района о перерасчете ежемесячной денежной компенсации, установленной в твердом размере в зависимости от группы инвалидности, поскольку последняя не была своевременно проиндексирована на индекс роста прожиточного минимума для пенсионеров.

Решением Красногвардейского районного суда 20 ноября 2003 г. иск Жидких П.Т. был удовлетворен.

Следовательно, истец соглашался с размером ежемесячной денежной компенсации, определенной ему ответчиком в твердой денежной сумме в зависимости от группы инвалидности.

Несогласие истца заключается в том, что ответчиком не был произведен расчет из условного заработка на основе представленной им справки от 16 марта 2000 г., а затем не был проиндексирован. В 2001 году без волеизъявления Жидких П.Т., его перевели на получение суммы в возмещение вреда здоровью, исходя из твердого размера по группе инвалидности.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

После принятия судебного акта возмещение вреда ежегодно индексируется в соответствии с Постановлениями Правительства РФ, исходя из уровня инфляции: 1,09 (с 01.01.2006 г.) x 1,08 (с 01.01.2007 г.) x 1, 105 (с 01.01.2008 г.) x 1, 13 (с 01.01.2009 г.) x 1,1 (с 01.01.2010 г.) x 1,065 (с 01.01.2011 г.) x 1, 06 (с 01.01.2012 г.), 1, 06 (с 01.01.2013 г.), 1, 05 (с 01.01.2014г.), 1, 06 (с 01.01.2015 г.), 1, 07 (с 01.01.2016 г.), 1, 05 (с 01.01.2017 г.), 1,025 (с 01.01.2018 г.), 1,043 (1 февраля 2019 г.). По состоянию на 1 февраля 2019 г возмещение вреда составляет 13 082 руб. 50 коп.. Указанное обстоятельство подтверждается материалами выплатного дела и стороной истца не оспаривается.

Какого-либо иного изменения обстоятельств, дающих основание для перерасчета возмещения вреда, на что указывалось в решении суда от 20 ноября 2003 г., как на основание для изменения размера возмещения вреда, не имеется.

Ссылки представителя истца на незнание закона истцом, суд находит неубедительными в силу изменения правового регулирования (Закона Российской Федерации № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утратили силу Правила возмещения вреда и с 6 января 2001 г. действует Федеральный закон №125-ФЗ), наличия вступившего в законную силу судебного акта, недоказанности вины органов социальной защиты.

Таким образом, Жидких П.Т. использовал свое право выбора, на которое указано в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и добровольно избрал для себя порядок выплаты компенсации по возмещению вреда здоровью, обратившись в суд с иском в 2003 г.. Вступившим в законную силу решением суда установлен порядок возмещения истцу вреда здоровью. Он имел возможность оспаривать правильность индексации заработка и, соответственно, возмещения вреда, но этого не сделал.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан является прерогативой законодателя, при этом изменение законодателем ранее установленных условий обеспечения должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Согласно действующему Закону РФ №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячные выплаты возмещения вреда производятся в твердой денежной сумме с последующей индексацией (ст. 5, п. 15 ст.14 Закона) и не предусматривают порядок перерасчета. Право выбора перехода на возмещение вреда из заработка уже было реализовано истом в 2003 г..

Из буквального толкования данных правовых норм следует, что гарантия, предусматривающая право выбора граждан, учитывалась только при разрешении вопроса о сохранении размера ежемесячных сумм, либо его изменении по их выбору, однако определения порядка индексации данная гарантия не затрагивает, индексация производится в установленном законом порядке.

Как указано в п.12 Постановления Пленума от 14 декабря 2000 г. № 35 суды не вправе осуществлять перерасчёт уже установленных до 15 февраля 2001 г. сумм возмещения вреда исходя из условного заработка без его ограничения.

В Определениях от 1 декабря 2005 г. №461-О и от 3 ноября 2006 г. №445-О в качестве непременного условия выплат за прошлый период Конституционный суд РФ указал наличие вины органов, обязанных осуществлять такие выплаты. Однако истцом не представлено доказательств, подтверждающих вину ответчика в том, что расчет возмещения вреда в марте 2000 г. не был произведён из условного заработка с применением индексов установленных законодательством. Утверждения представителя истца, что Жидких П.Т. был введен в заблуждение органом социальной защиты, ничем не подтверждены.

УСЗН из представленных Жидких П.Т. документов при обращении за назначением выплат сделан наиболее выгодный вариант расчета денежной компенсации за 12 месяцев, предшествующих установлению инвалидности, а с 2001 г. ежемесячные выплаты возмещения вреда производятся в твердой денежной сумме, с которыми он был полностью согласен до настоящего времени. В последующем ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС выплачивались Жидких П.Т. исходя из вступившего в законную силу судебного решения, выплаты индексировались в соответствии с действовавшим законодательством, каких-либо задержек по названным выплатам, отказа от индексации ответчиком не допущено.

При таких обстоятельствах, у ответчика отсутствует обязанность производить перерасчет ежемесячной денежной компенсации, исходя из условного заработка, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе Жидких П.Т. в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Жидких П.Т. к Управлению социальной защиты населения Красногвардейского района о перерасчете ежемесячной суммы в возмещение вреда, индексации и взыскании задолженности - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд Белгородской области.

Председательствующий судья                          Максимова С.А.

2-101/2019 ~ М-22/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Жидких Петр Тихонович
Ответчики
УСЗН Красногвардейского района
Другие
УСЗН Белгородской области
Леплявкин Юрий Алексеевич
Суд
Красногвардейский районный суд Белгородской области
Судья
Максимова Светлана Александровна
Дело на странице суда
krasnogvardeisky--blg.sudrf.ru
23.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2019Передача материалов судье
25.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2019Подготовка дела (собеседование)
21.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2019Судебное заседание
18.03.2019Судебное заседание
20.03.2019Судебное заседание
25.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2019Дело оформлено
30.04.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее