Мировой судья: ФИО3 №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 июня 2024 года г. Солнечногорск Московская область
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Белоусовой Н.В.,
при помощнике судьи ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Экопромсервис» на решение мирового судьи судебного участка № Солнечногорского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ООО «Экопромсервис» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО) за жилой дом площадью /кв.м/, отпущенную по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, задолженность в размере /сумма/
В обоснование заявленных требований истец указал, что ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» в соответствии конкурсными процедурами, проведенными Министерством экологии и природопользования Московской области, во исполнение положений п. 20 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», осуществляет функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории своей деятельности, включая территории Клинского и Солнечногорского районов Московской области с ДД.ММ.ГГГГ Ответчику ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 36,2 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, <адрес>, ответчик обязан оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчик оплату за оказанную услугу не производит, в связи с чем образовалась задолженность за заявленный ко взысканию период.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил дело рассматривать в свое отсутствие.
Ответчик в судебном заседании против удовлетворения иска возражал.
Решением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ иск ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» оставлен без удовлетворения.
Об отмене постановленного по делу решения как незаконного и необоснованного просит истец ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» по доводам апелляционной жалобы.
Представитель истца ООО «Экопромсервис» по доверенности ФИО5 в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещена.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья исходил из того, что истцом не представлено достаточно доказательств, достоверно подтверждающих нахождения в собственности ответчика объекта недвижимости по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, поскольку согласно представленной справки ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС», кадастровый номер принадлежит адресу: <адрес>, ответчиком разъяснено суду последовательность присвоения земельному участку и находящимся на нем объектах недвижимости почтовых адресов, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Однако с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Как указано в ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из пункта 148 (1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Как усматривается из материалов дела, на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Алексинской зоне Регионального оператора от ДД.ММ.ГГГГ и Приложения № к данному соглашению «Зона деятельности регионального оператора», по итогам конкурсного отбора, проведенного Правительством Московской области ДД.ММ.ГГГГ, ООО "ЭКОПРОМСЕРВИС" в установленном порядке наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алексинской зоны Регионального оператора, в которую входит г.о. Солнечногорск Московской области, на территории которого находится имущество, принадлежащее на праве собственности ответчику.
Ответчику на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок и жилой дом площадью /кв.м/ по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>9, согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ выданной Управлением архитектуры и градостроительства Администрации Солнечногорского района на основании Постановления Главы Администрации Солнечногорского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О наименовании новых улиц г. Солнечногорска» жилому дому, построенному на участке <адрес>, присвоен почтовый адрес: <адрес>
Таким образом, судом установлено, что услугу по обращению с ТКО по адресу, по которому находится принадлежащее ответчику на праве собственности имущество (жилое помещение), оказывает истец.
Текст Договора на оказание услуг по обращению с ТКО в г.о. Клин и Солнечногорском муниципальном районе Московской области с предложением о заключении договора на оказание услуг был опубликован в газете «Подмосковье сегодня» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).
Деятельность по обращению с ТКО на территории г.о. Солнечногорск Московской области ООО "ЭКОПРОМСЕРВИС" осуществляет с ДД.ММ.ГГГГ, потому с указанной даты истец несет расходы по обращению с ТКО, и с указанной даты ответчику фактически предоставлялась реальная возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО.
Судом установлено, что ответчику на праве собственности принадлежат жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>,площадью /кв.м/, кадастровый № и жилой дом по адресу: <адрес>, площадью /кв.м/ кадастровый №.
Каждому объекту недвижимости ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» открыл лицевой счет.
Задолженность за объект недвижимости по адресу: <адрес>., площадью /кв.м/., кадастровый №, погашена собственником, что подтверждается справкой ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС», в то время как оплата за объект недвижимости по адресу: <адрес>,площадью /кв.м/, кадастровый №, не производится.
Доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для оплаты услуг по обращению с ТКО независимо от факта проживания в жилых домах, несостоятельны по следующим основаниям.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 декабря 2022 г. N 52-П, Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42). Данное право - в контексте провозглашенных в преамбуле Конституции Российской Федерации цели обеспечения благополучия и процветания России и ответственности за страну перед нынешним и будущими поколениями - неразрывно связано с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Эта обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется на всех субъектов общественных отношений, что, помимо прочего, с необходимостью предполагает и ответственность каждого из них за состояние экологии.
Повседневная жизнедеятельность человека неизбежно сопряжена с производством отходов потребления, которые способны оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Необходимость предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления (включая твердые коммунальные отходы) на здоровье человека, а также забота о сохранении благоприятной окружающей среды, являющейся одним из важнейших условий обеспечения достойной жизни, свободного развития человека и устойчивого экономического роста страны (статья 7, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 75.1 Конституции Российской Федерации), обусловливают потребность в создании необходимой инфраструктуры обращения с такого рода отходами, соответствующей мировым стандартам экологической безопасности, увеличении доли перерабатываемых отходов и уменьшении объема захораниваемых фракций, расширении масштабов вовлечения переработанных отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья или энергии и т.п. Для решения указанных задач федеральным законодателем и Правительством Российской Федерации установлено специальное нормативное регулирование, определяющее правовые основы обращения с отходами производства и потребления, включая деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами (Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" и др.).
С учетом того, что значительную долю в общем объеме твердых коммунальных отходов составляют отходы, образующиеся в жилом секторе, в том числе в многоквартирных домах в процессе повседневного потребления проживающими в них гражданами и содержания общего имущества этих домов, одним из важнейших направлений деятельности в области обращения с такого рода отходами является оказание уполномоченными организациями услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Данная услуга, относящаяся к категории коммунальных услуг (абзац девятый пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), направлена не только на удовлетворение частных интересов собственников и пользователей жилых помещений в таких домах в обеспечении сохранности принадлежащих им жилых помещений и создании комфортных условий для проживания в них, но и на достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды. Исходя из этого возложение на собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами согласуется с конституционными предписаниями об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду и сбалансированности прав и обязанностей гражданина (ст. ст. 58 и 75.1 Конституции Российской Федерации), а также с требованием об обеспечении в нормативном регулировании общественных отношений разумного баланса публичных и частных интересов.
Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в многоквартирном доме при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент. Причем даже в случае, когда собственник конкретного жилого помещения в многоквартирном доме не проживает в нем, не предоставляет это жилое помещение в пользование иным лицам, не осуществляет в указанном помещении ремонт или прочие действия, связанные с образованием твердых коммунальных отходов, и потому не испытывает индивидуальной потребности в вывозе такого рода отходов, он тем не менее не должен утрачивать интерес к обеспечению сохранности как принадлежащего ему жилого помещения (комфортных условий для проживания в нем), так и дома в целом, и прилегающей к нему территории, поскольку данное жилое помещение является возможным местом жительства самого собственника и (или) членов его семьи. Это означает, что удовлетворение интереса собственника жилого помещения в его сохранности фактически возможно лишь при условии поддержания дома в целом и прилегающей к нему территории (включая места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов) в состоянии, соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям, которое обеспечивается, помимо прочего, за счет оказания региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В связи с изложенным, решение мирового судьи подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу об их удовлетворении, поскольку ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО не исполнялась, в связи с чем образовалась заявленная ко взысканию задолженность в сумме /сумма/ а также начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в размере /сумма/ При этом суд принимает во внимание, что на собственников домовладений, расположенных в зоне действия регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, возложена обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и на условиях, установленных действующими положениями законодательства Российской Федерации. Отсутствие индивидуального письменного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не освобождает ответчика от исполнения обязанности по ее оплате в силу закона.
Доказательств заключения договора на оказание услуги по обращению твердых коммунальных отходов с иной организацией, как и относимых и допустимых доказательств того, что ответчик обращался с заявлением к истцу о перерасчете заявленных сумм задолженностей, в деле не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № Солнечногорского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ООО «Экопромсервис» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги - отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования ООО «Экопромсервис» к ФИО1– удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «Экопромсервис» задолженность за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, задолженность в размере /сумма/ пеню за просрочку коммунальных платежей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере /сумма/ расходов по уплате госпошлины /сумма/ а всего взыскать /сумма/
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.В. Белоусова