Судья: Космынцева Г.В. гр. дело № 33-4731/2023
(номер дела суда первой инстанции 2 – 3528/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
06 июня 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего судьи – Евдокименко А.А.
судей – Чирковой И.Н., Топтуновой Е.В.
при секретаре – Нугайбеково й Р.Р.
с участием прокурора – Сергеевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Захарова А.П. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 25 ноября 2022 года,
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 25 ноября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Захарова А.П. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Космынцева Г.В. гр. дело № 33-4731/2023
(номер дела суда первой инстанции 2 – 3528/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 июня 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего судьи – Евдокименко А.А.
судей – Чирковой И.Н., Топтуновой Е.В.
при секретаре – Нугайбеково й Р.Р.
с участием прокурора – Сергеевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Захарова А.П. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 25 ноября 2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении Захарова А.П. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области об индексации ежемесячных денежных компенсаций - отказать.».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Чирковой И.Н., пояснения Захарова А.П. и его представителя Кузнецова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области – Растопшиной Т.Д., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшей необходимым оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Захаров А.П. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области об индексации ежемесячных денежных компенсаций.
В обоснование заявленных требований указал, что он как военнообязанный гражданин МО СССР был призван на специальные военные сборы, командирован в зону отчуждения Чернобыльской АЭС, участвовал в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, при этом получил воздействие радиационных факторов (доза облучения 15,138 бэр). В силу указанных обстоятельств на него распространяются действия Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ, а он отнесён к категории граждан указанных в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона №1244-1.
Истец по делу, как участник ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС в <данные изъяты> году, отнесен к гражданам указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона №1244-1 и на него распространяются 15 мер социальной поддержки.
Наиболее существенными из оказанных мер социальной поддержки, направленных на цели оздоровления по факту полученного радиационного воздействия являются: выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной пунктом 3 части первой статьи 15 Закона №1244-1, размер которой установлен с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 200 рублей, полагавшейся с ДД.ММ.ГГГГ, выплата ежегодной денежной компенсации на оздоровление, предусмотренной частью 1 статьи 40 Закона №1244-1 в сумме 300 рублей, полагавшейся с ДД.ММ.ГГГГ года.
Размер указанных денежных компенсаций должен ежегодно индексироваться в порядке действия сводного коэффициента индексации увеличивающегося в геометрической прогрессии, что предполагают требования части 3 статьи 5 Закона №1244-1. Индексация направлена на цели защиты от инфляции, снижающей покупательную способность предоставляемых истцу указанных денежных средств и должна осуществляться в порядке определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан.
Указывает, что справедливой может быть признана только индексация двух оспариваемых денежных компенсаций начавшаяся с ДД.ММ.ГГГГ
Данные денежные компенсации, по требованиям части 3 статьи 5 Закона №1244-1, подлежали ежегодной индексации на соответствующие коэффициенты индексации.
Порядок исчисления указанных коэффициентов индексации периодически менялся различными редакциями части 3 статьи 5 Закона №1244-1 и составлял следующие показатели: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ коэффициенты индексации исчислялись из показателя роста минимального размера оплаты труда и составляли с ДД.ММ.ГГГГ показатель 1,581 (132:83,49), с 1 ДД.ММ.ГГГГ года показатель 1,515 (200:132); толкование порядка исчислений указанных коэффициентов определено в разъяснениях Верховного Суда РФ в пункте 5 Постановления Пленума от 14.12.2000 года №35 (в ред. Постановления от 05.04.2005 года N7), а полномочия Верховного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики предусмотрены требованиями статьи 126 Конституции РФ; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, коэффициенты индексации должны были исчисляться для истца из показателя роста рост величины прожиточного минимума в Российской Федерации с учетом потребительской корзины для трудоспособного населения; в рассматриваемом случае такими показателями являются с ДД.ММ.ГГГГ показатель 1,258, с ДД.ММ.ГГГГ показатель 1,205, с ДД.ММ.ГГГГ показатель 1,139; толкование порядка исчислений указанных коэффициентов определено в разъяснениях Верховного Суда РФ в пункте 6 Постановления Пленума от 14.12.2000 года №35 (в ред. Постановления от 05.04.2005 года N7); по требованию статьи 1 Федерального закона от 26.04.2004 года №31-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ коэффициенты индексации определяются показателем уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ; представляется, что несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с ДД.ММ.ГГГГ, первая ежегодная индексация с учетом уровня инфляции могла быть произведена только по истечении <данные изъяты> года, то есть с <данные изъяты> года с целью недопущения двойной индексации за период <данные изъяты> года.
Ссылаясь на изложенное, уточнив исковые требование, Захаров А.П. просил суд: 1) признать право Захарова А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участника ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС в 1987 году, на индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление с ДД.ММ.ГГГГ и осуществить индексацию указанных компенсаций в соответствие с требованиями части 3 статьи 5 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1. 2) Обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда России по Самарской области назначить Захарову А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 765 рублей 62 копейки и ежегодную компенсацию на оздоровление на <данные изъяты> год в сумме 4 148 рублей 47 копеек. В последующем указанные компенсации подлежат ежегодной индексации в порядке предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации. 3) Взыскать с ГУ-Отделение Пенсионного фонда России по Самарской области в пользу Захарова А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участника ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, за счёт бюджета (казны) Российской Федерации образовавшуюся задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в меньшем размере чем это предусмотрено законом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 309 579 рублей 85 копеек, а по ежегодной денежной компенсации на оздоровление за период с <данные изъяты> года по 2022 год в сумме 35 921 рубль 74 копейки. 4) Признать право Захарова А.П., участника ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС в 1987 году, на получение выплат ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности) ДД.ММ.ГГГГ в сумме 250 рублей 00 копеек и на её индексацию с ДД.ММ.ГГГГ. 5) Обязать ГУ-Отделение Пенсионного фонда России по Самарской области назначить Захарову А.П. выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности) с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 443 рубля 32 копейки. В последующем указанная компенсация подлежит ежегодной индексации в порядке предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации. 6) Взыскать с ГУ-Отделение Пенсионного фонда России по Самарской области в пользу Захарова А.П., участника ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС в 1987 году, за счёт бюджета (казны) Российской Федерации образовавшуюся задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности), в сумме 215 192 рублей 95 копеек.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым Захаров А.П. не согласился, в апелляционной жалобе, поданной представителем, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, удовлетворить исковые требования.
Проверив материалы дела, и обсудив доводы апелляционной жалобы Захарова А.П., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
С <данные изъяты> изменено наименование ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность государства возмещать ущерб, причиненный здоровью или имуществу граждан экологическими правонарушениями. Обеспечивая выполнение этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение им вреда, причиненного здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее – Закон РФ № 1244-1) регулируется порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавшим участие в ликвидации последствий этой катастрофы, либо ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно статье 15 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1), гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части 1 статьи 14 настоящего Закона.
Кроме того, им гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей, предусмотренная пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона N 1244-1.
В соответствии со статьей 40 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона N 1244-1, с 1 января 2005 года ежегодно выплачивается компенсация на оздоровление в размере 300 рублей.
В силу статьи 39 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в подпункте 1, 2 части 1 статьи 13 Закона N 1244-1, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы.
В соответствии со ст. 5 Закона N 1244-1 предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно названной правовой норме Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) суммы возмещения ущерба вследствие Чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.
Новый порядок исчисления размеров ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" (далее - Закон N 122), согласно которому было предусмотрено исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом в силу ст. 3 Закона N 122-ФЗ и статьи 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ, в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 рублей 49 копеек), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно Законом N 122-ФЗ в положения статей 14 и 40 Закона N 1244-1 внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью 300 рублей.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены твердые размеры суммы возмещения вреда чернобыльцам (ежемесячная денежная компенсация вреда) и предусмотрена возможность их индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 55 (часть 2), положения части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. Установлено, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 5 Закона N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом N 1244-1.
В связи с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ в часть 3 статьи 5 Закона N 1244-1, внесены изменения, согласно которым размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации с учетом указанного Закона N 1244-1 своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год.
Соответствующими постановлениями Правительства РФ утверждены правила индексации, установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий прошедший период. После 01 февраля 2016 года Правительство Российской Федерации определяет только коэффициент индексации.
Таким образом, после внесения изменений в 2004 году вопрос индексации спорных выплат и компенсаций был уже решен на законодательном уровне. Аналогичная правовая позиция приведена в "Обобщении судебной практики по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы", утвержденной Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ (Бюллетень Верховного Суда РФ", N 9, сентябрь, 2008)
Постановлением Правительства РФ № 907 от 31 декабря 2004 года также утверждены Правила предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсации семьям за потерю кормильца, согласно пункту 8 которых предоставление компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Согласно п. 1 Порядка № 907 ежемесячная денежная компенсация выплачивается, в том числе, гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1 - принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
Судом первой инстанции установлено, что Захаров А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году.
На основании заявления Захарова А.П. от ДД.ММ.ГГГГ г., истец с ДД.ММ.ГГГГ г. является получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретении продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление.
С ДД.ММ.ГГГГ г. Захарову А.П. назначена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 287, 47 рублей. С учетом индексации указанная компенсация на ДД.ММ.ГГГГ составляла 678, 58 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ составляет 735, 58 рублей.
Из выплатного дела следует, что с <данные изъяты> г. Захаров А.п. ежегодно получал компенсацию на оздоровление.
В соответствии с заявлением Захарова А.П. от <данные изъяты>, ГКУ СО «Главным управлением социальной защиты населения Поволжского округа» управлением по муниципальному району Волжский назначена ежегодная компенсация на оздоровление, по категории «Граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы» в размере 1017 руб. 93 коп. за период <данные изъяты> год.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что основания для пересмотра установленного размера ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и компенсации на оздоровление у ответчика отсутствуют, и поскольку данные выплаты носят заявительный характер и назначены были истцу в <данные изъяты> году, оснований для проведения индексации данных выплат с <данные изъяты> года необоснованно.
Установив, что Захаров А.П. с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда не обращался, заключение межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания с последствиями чернобыльской катастрофы не предоставлял, полагал, что требования истца о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, а также о взыскании задолженности по выплате данной компенсации не подлежат удовлетворению.
В связи с чем, не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Согласно данным выплатного дела, переданного из Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, в соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения Волжского района Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ Захарову А.П. назначена ежемесячная денежная компенсация на приобретении продовольственных товаров и компенсация на оздоровление.
Указанные денежные компенсации ежегодно индексировались в соответствии с Постановлениями Правительства РФ.
Размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации на 1,084 (постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) составил 735,58 руб.
Порядок предоставления гражданам ежегодной компенсации на оздоровление определен Правилами предоставления гражданам компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденными постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 907, в соответствии с которым заявитель ежегодно подает заявление о выплате компенсации на оздоровление.
На основании заявления Захарова А.П. от ДД.ММ.ГГГГ, за период <данные изъяты> год ему назначена ежегодная компенсация на оздоровление в размере 1017 руб. 93 коп.
В <данные изъяты> году с заявлением о назначении ежегодной компенсации на оздоровление Захаров А.П. не обращался.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии у ответчика правовых оснований для пересмотра установленного размера выплачиваемых истцу компенсаций, размер которых установлен в соответствии с нормами действующего законодательства, ежегодно индексируются согласно Постановлениям Правительства РФ.
Как и отсутствовали основания для назначения Захарову А.П. ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности), поскольку в определенном Правилами предоставления ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности), утвержденными постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, порядке с заявлением о назначении ежемесячной компенсации Захаров А.П. не обращался, документы, необходимые для назначения данной компенсации не представлял, что не отрицал истец в суде апелляционной инстанции.
При этом указанная компенсация не может быть назначена лишь на основании сведений о том, что Захаров А.П. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку в силу вышеуказанного Порядка необходимо также предоставить заключение межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания с последствиями чернобыльской катастрофы, сведения, подтверждающие факт утраты трудоспособности (без установления инвалидности).
Учитывая указанные обстоятельства и нормы материального права, судебная коллегия по гражданским делам находит выводы суда законными и обоснованными, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Доводы жалобы о том, что Захарову А.П. не были разъяснены права на получение положенных ему мер социальной поддержки отклоняются судебной коллегией. Право на получение данных мер разъяснено в удостоверении участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г., выданному Захарову А.П. ДД.ММ.ГГГГ где указано, что предъявитель удостоверения имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем истец вправе был в <данные изъяты> году обратиться в компетентный орган с соответствующим заявлением. Доказательств отказа в принятии такого заявления стороной истца не представлено.
Таким образом, ввиду того, что с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретении продовольственных товаров и компенсации на оздоровление Захаров А.П. обратился лишь в <данные изъяты> г., правовых оснований для назначения ему указанных выплат с ДД.ММ.ГГГГ и взыскания образовавшейся задолженности не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Ссылок на какие – либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется. Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, верно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права, которые в силу ст. 330 ГПК РФ являются безусловными основаниями для отмены решения, судом допущено не было.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 25 ноября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Захарова А.П. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: