Дело№2-119/2023
УИД № 24RS0021-01-2023-000048-03
г. Иланский 13 февраля 2023 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Иланский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Сасенко И.Е.
при секретаре Гайковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Лесная охрана» к Федорову Александру Владимировичу об обязании устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с исковым заявлением в суд с требованиями к ответчику об обязании произвести очистку лесного участка от порубочных остатков лесного участка, указывая, что между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Иланское лесничество» и Федоровым А.В. заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 23.08.2019 года №, согласно которому Федорову А.В. были переданы лесные насаждения в объеме 20,00 куб.м., на площади 0,09 га, расположенные по адресу: <адрес>, ООО «Надежда», квартал №, выдел №, лесосека б/н, делянка №. Заготовка древесины проводилась в период действия договора в срок с 23.08.2019 года по 22.08.2020 года.
По окончании заготовки древесины, в соответствии с пунктом 3 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», 18.06.2021 года мастером леса Иланского участкового лесничества КГБУ «Иланское лесничество» ФИО1 был произведен осмотр вышеуказанного лесного участка, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: неудовлетворительная очитка мест рубок на площади 0,09 га.
По результатам осмотра лесного участка 18.06.2021 года составлены сообщение о нарушениях требований лесного законодательства, акт осмотра лесосеки, акт натурного осмотра лесного участка, абрис, в которых подтверждается факт выявленного нарушения.
В отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ от 19.07.2021 года. Однако, постановлением от 10.06.2022 года № производство по делу об административном правонарушении в отношении Федорова А.В. прекращено на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В результате нарушения требований лесного законодательства ответчиком причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 1 968, 72 руб., что подтверждается расчетом ущерба за нарушение требований лесного законодательства и расчетно-технологической картой.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, почтовое отправление вернулось с отметкой об истечении срока хранения.
Третье лицо - представитель КГБУ «Иланское лесничество» в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Определив слушать дело в отсутствие не явившегося истца, ответчика, третьего лица в порядке, предусмотренном ст.167 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению и с учетом положений ст.233 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
В соответствии со ст.42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно ст.5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ч.1 ст.25 Лесного Кодекса Российской Федерации использование лесов может осуществляться с целью заготовки древесины.
Заготовка древесины на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с ч.4 ст.30 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
В соответствии с ч.3 ст.16 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент спорных отношений) порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно ч.1 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (действовавшие на момент спорных отношений).
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пункт 16 Правил пожарной безопасности (действовавшие на момент спорных отношений) в лесах устанавливает, что при проведении рубок лесных насаждений, одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно пункту 9 и подпункту «в» пункта 15 Договора ответчик обязан соблюдать Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, Правила ухода за лесами, Правила пожарной безопасности в лесах, Правила санитарной безопасности в лесах, Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.
Статья 99 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласно ч.2 ст.4 Лесного кодекса РФ, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно ст.96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов РФ (части 2, 2.1 ст. 96 Лесного кодекса РФ).
КГКУ «Лесная охрана» создано для исполнения государственных функций и в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Учредителя в области лесных отношений. Учредителем является Красноярский край, функции и полномочия Учредителя осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края, что подтверждается Уставом истца.
Как следует из материалов дела, между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Иланское лесничество» и Федоровым А.В. заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 23.08.2019 года №, согласно которому Федорову А.В. были переданы лесные насаждения в объеме 20,00 куб.м., на площади 0,09 га, расположенные по адресу: <адрес>, ООО «Надежда», квартал №, выдел №, лесосека б/н, делянка №. Заготовка древесины проводилась в период действия договора в срок с 23.08.2019 года по 22.08.2020 года.
По окончании заготовки древесины, в соответствии с пунктом 3 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», 18.06.2021 года мастером леса Иланского участкового лесничества КГБУ «Иланское лесничество» ФИО1 был произведен осмотр вышеуказанного лесного участка, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: неудовлетворительная очитка мест рубок на площади 0,09 га.
По результатам осмотра лесного участка 18.06.2021 года составлены сообщение о нарушениях требований лесного законодательства, акт осмотра лесосеки, акт натурного осмотра лесного участка, абрис, в которых подтверждается факт выявленного нарушения.
В отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ от 19.07.2021 года. Однако, постановлением от 10.06.2022 года № производство по делу об административном правонарушении в отношении Федорова А.В. прекращено на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В результате нарушения требований лесного законодательства ответчиком причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 1 968, 72 руб., что подтверждается расчетом ущерба за нарушение требований лесного законодательства и расчетно-технологической картой.
В соответствии с п. 8 договора Федоров А.В. обязана осуществить выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в срок с 23.08.2019 года по 22.08.2020 года.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих возможных требований и возражений. Не использование стороной указанного диспозитивного права на представление доказательств влечет соответствующие процессуальные последствия – в том числе и постановление решения только на основании тех доказательств, которые представлены в материалы дела другой стороной.
Суд полагает возможным обязать ответчика произвести очистку лесного участка в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины в силу закона, с ответчика в доход местного бюджета, подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования КГКУ «Лесная охрана» к Федорову Александру Владимировичу об обязании устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства, - удовлетворить.
Обязать Федорова А.В., паспорт № № выдан ДД.ММ.ГГГГ МП ОМВД России по Иланскому району ГУ МВД России по Красноярскому краю, произвести работы по очистке лесного участка от порубочных остатков на площади 0,09 га, расположенного по адресу: <адрес>, ООО «Надежда», квартал №, выдел №, лесосека б/н, делянка №, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Федорова А.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий И.Е. Сасенко