Дело № 2-2946/2023
УИД 59RS0007-01-2023-000677-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 сентября 2023 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре Костаревой А.А.,
с участием истца Хувайдуллоева Х.Ф.,
представителя ответчика Семичевой В.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Хувайдуллоева Х. Ф. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решений незаконными, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Хувайдуллоев Х.Ф. обратился в суд с иском, указав, что решением ГУ – ОПФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в установлении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (менее <данные изъяты>,0). Истец считает указанное решение незаконным и подлежащим отмене, поскольку величина его ИПК превышает <данные изъяты>,0. Поскольку первоначальное обращение с заявлением о назначении пенсии было ДД.ММ.ГГГГ, именно с этой даты истцу должна быть назначена пенсия. Кроме того, ответчиком необоснованно не приняты во внимание справки, подтверждающие период работы и заработную плату истца. В связи с этим, с учетом уточнения требований истец просит признать незаконными решения ГУ – ОПФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии; обязать ответчика включить период работы истца в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости; обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Истец в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика в судебном заседании высказалась против удовлетворения исковых требований, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В соответствии с частью 4 указанной статьи федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствие с частью 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (редакция, действующая с 01.01.2019г.) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с частью 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В 2015 - 2023 годах продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии устанавливается согласно Приложению 3 Федерального закона № 400-ФЗ.
При этом согласно ч. 2, 3 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ, необходимая продолжительность страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 Закона о страховых пенсиях.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).
Согласно статье 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Хувайдуллоев Х.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по статье 8 Закона № 400-ФЗ (л.д. 33-37).
ДД.ММ.ГГГГ Хувайдуллоевым Х.Ф. предоставлена архивная справка о стаже и заработной плате в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), справка о заработной плате в <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9) и справка о заработной плате в <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-8).
ОПФР по Пермскому краю направлены запросы республику Таджикистан для подтверждения выдачи справок, однако, истребумые документы в адрес ответчика не поступили.
Решением ОПФР по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ Хувайдуллоеву Х.Ф. назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ (л.д. 23).
При проверке пенсионного дела ответчиком выявлены недостатки документов: при подаче заявления о назначении пенсии Хувайдуллоевым Х.Ф. представлена трудовая книжка серии № от ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует дате изготовления трудовой книжки в период с ДД.ММ.ГГГГ; на обложке и титульном листе трудовой книжки имеется герб СССР, что не соответствует трудовым книжкам, выпущенным в ДД.ММ.ГГГГ.; решение о назначении пенсии, вынесено в отсутствии документов, подтверждающих периоды работы и сведения о заработной плате Хувайдуллоева Х.Ф. Также указано на необходимость приведения в соответствие сведений о стаже и заработной плате Хувайдуллоева Х.Ф. с учетом справки о периоде работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53-54).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесено решение № б/н об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии. В качестве основания ошибки указано «в связи с неправильным применением законодательства» (л.д. 45).
В тот же день ответчиком вынесены решения о прекращении выплаты пенсии истцу с ДД.ММ.ГГГГ и взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру (л.д. 60-63).
На основании заявления Хувайдуллоева Х.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ ОПФР по <адрес> вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого ИПК у истца (л.д. 64).
Не согласившись с указанными решениями, истец обратился в суд с настоящим иском.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) изменило наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Российская Федерация и Республика Таджикистан являются государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
Согласно статьям 1, 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения.
В соответствии со статьей 5 данное Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).
В силу ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992).
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от 13.03.1992).
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).
Согласно пункту 10 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее Правила № 1015), периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.
Согласно пункту 11 Правил № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозника, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (пункт 59 Правил № 1015).
Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 (далее по тексту Инструкция о порядке ведения трудовых книжек) и действующей в спорный период времени (пункт 2.13.) в графе 3 раздела «Сведения о работе» в виде заголовка пишется полное наименование предприятия. Под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата приема на работу. В графе 3 пишется: «Принят или назначен в такой-то цех, отдел, подразделение, участок, производство» с указанием их конкретного наименования, а также наименования работы, профессии или должности и присвоенного разряда.
Запись об увольнении в трудовой книжке работника производится с соблюдением следующих правил: в графе 1 ставится порядковый номер записи; в графе 2 - дата увольнения; в графе 3 - причина увольнения; в графе 4 указывается, на основании чего внесена запись, - приказ (распоряжение), его дата и номер (Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, п. 2.26).
Согласно пункту 4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).
Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Таджикистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года.
Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Судом также установлено, что Хувайдуллоев Х. Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> является гражданином Российской Федерации, выдан паспорт № ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Трудовая книжка серии № на имя Хувайдуллоева Х.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на титульном листе содержит дату заполнения «ДД.ММ.ГГГГ» не содержит признаков исправления.
Как следует из записей в трудовой книжке истец:
- ДД.ММ.ГГГГ назначен <данные изъяты>
- ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты> – запись №;
- ДД.ММ.ГГГГ уволен от занимаемой должности <данные изъяты> по статье 35 КЗОТ Таджикской ССР (приказ № § 2 от ДД.ММ.ГГГГ) – запись №, запись об увольнении сделана <данные изъяты>, подпись уполномоченного лица заверена печатью организации.
Трудовая книжка является основным документом, подтверждающим стаж работы. Суд обозрел в судебном заседании представленную трудовую книжку истца, как установлено, датой заполнения трудовой книжки является ДД.ММ.ГГГГ, в то время как серии № трудовой книжки соответствует дате ее изготовления в период с ДД.ММ.ГГГГ, не прибегая к помощи специалиста можно определить, что записи в трудовой книжке (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) выполнены одним лицом, все записи заверены оттиском одной печати. Бланк представленной трудовой книжки имеет герб СССР. Бланк трудовой книжки изготовлен на русском языке, также все записи в трудовой книжке произведены на русском языке.
Сведений о том, что предоставленная трудовая книжка является дубликатом, не имеется.
Истцом дополнительно представлены следующие документы:
1) архивная справка Межведомственного архива по личному составу при Исполнительном органе государственной власти района Джалолиддина Балхи № от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате истца в школе № <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-8);
2) архивная справка Межведомственного архива по личному составу при Исполнительном органе государственной власти <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в документах архивного фонда Отдела народного образования дом пенсионеров за ДД.ММ.ГГГГ. в книге приказов по личному составу значится Хувайдуллоев Х. (так в документе);
ОПФР по Пермскому краю направлены запросы республику Таджикистан для подтверждения выдачи справок.
В материалах пенсионного дела истца имеется Архивная справка Межведомственного архива по личному составу при Исполнительном органе государственной власти <адрес>, содержащая сведения о заработной плате истца с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12, 51-52);
Между тем, истцом дополнительно представлены следующие документы:
1) диплом об окончании <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ году по специальности «<данные изъяты>», период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72);
2) справка Управления Агентства социального страхования и пенсии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Хувайдуллоев Х.Ф. в Управлении Агентства социального страхования и пенсии <адрес> на учете не состоит, пенсию и пособия не получает (л.д. 73);
3) архивная справка Межведомственного архива по личному составу при Исполнительном органе государственной власти района Джалолиддина Балхи № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащая сведения о заработной плате Хувайдуллоева Х.Ф в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74-76).
Таким образом, представленные истцом сведения о начислении заработной платы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, совпадают с ранее представленными в пенсионный орган сведениями в Архивных справах.
Оценив совокупность представленных суду доказательств, суд считает установленной принадлежность Хувайдуллоеву Х.Ф. архивных справок.
Так как записи в трудовой книжке не содержат нарушений заполнения, подтверждаются иными представленными документами, суд считает возможным обязать ответчика включить в страховой стаж истца периоды работы по архивным справкам в должности <данные изъяты> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные периоды следует принять к учету в страховой стаж в отношении периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - с учетом информации, поступившей в справках Межведомственного архива по личному составу при Исполнительном органе государственной власти района Джалолиддина Балхи № от ДД.ММ.ГГГГ – с учетом сведений о заработной плате. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подтвержден.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № действовавшего на период возникновения спорных правоотношений, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, при обращении граждан; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Так как ответчиком, как до назначения пенсии, так и до решения вопроса об обнаружении ошибки и прекращении выплаты пенсии истцу, не было разъяснено истцу о необходимости представления дополнительных документов в подтверждение страхового стажа, не были разъяснены недостатки представленных документов, суд приходит к выводу о неисполнении ответчиком обязанности по разъяснению, какие документы он должен представить дополнительно, не было предоставлено возможности предоставить недостающие документы.
При этом судом учитывается, что все представленные в суд дополнительные сведения, могли быть представлены истцом при разъяснении ответчиком истцу такой необходимости в рамках проверки пенсионного дела и (или) при принятии заявления о назначении пенсии.
При включении указанных периодов в страховой стаж истца, суммарная продолжительность его трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>, <данные изъяты>, что является достаточным для назначения пенсии в ДД.ММ.ГГГГ, данные обстоятельства подтверждаются ответом ответчика на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенным, суд усматривает основания для признания незаконными решений ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты пенсии и № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии.
Так как такие решения признаны судом незаконными, следует обязать ответчика возобновить выплату Хувайдуллоеву Х.Ф. страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, требования подлежат частичному удовлетворению.
Истцом уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме <данные изъяты>., как при подаче требования неимущественного характера (л.д. 14), исковые требования удовлетворены частично, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Хувайдуллоева Х. Ф., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>а <адрес> Таджикской ССР, СНИЛС №, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) удовлетворить частично.
Признать незаконными решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты пенсии Хувайдуллоеву Х. Ф. и решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Хувайдуллоеву Х. Ф..
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить в страховой стаж Хувайдуллоева Х. Ф. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю возобновить Хувайдуллоеву Х. Ф. выплату пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Хувайдуллоева Х. Ф. понесенные при подаче иска расходы в виде государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 03 октября 2023 года.
Судья: О.П. Берсенёва