31RS0004-01-2021-001172-41 Гр.дело №2-808/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Валуйки 14 июля 2021 года
Валуйский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Зиминова С.В.,
с участием:
истца Павловой А.Е.,
представителя ответчика – Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Валуйки Белгородской области (межрайонного) Калашниковой С.В.,
третьего лица Сопиной Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Страховой Е.С.,
в отсутствие третьего лица Павлова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой Аллы Егоровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Валуйки Белгородской области (межрайонному) о восстановлении срока для подачи заявления о выплате средств пенсионных накоплений,
УСТАНОВИЛ:
12 октября 2008 года умер ФИО1. После его смерти остались пенсионные накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета. В установленный законом срок его супруга- истец за выплатой средств пенсионных накоплений не обратилась потому, что от ответчика ей стало известно об их наличии в декабре 2020 года, уже после истечения этого срока. Кроме нее никто из родственников на эти накопления не претендует.
Инициировав возбуждение настоящего дела, истец просила восстановить ей пропущенный срок.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика и третье лицо Сопина Т.А. - в судебном заседании, а неявившееся третье лицо Павлов А.А. - в письменном заявлении (надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения, просивший о рассмотрении иска в его отсутствие (ст.167 ч.5 ГПК РФ)), против заявленных требований не возражали.
Выслушав участников процесса и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п.6 ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 года №424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее - Федеральный закон «О накопительной пенсии»), ст.38 Федерального закона от 24.07.2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона «О накопительной пенсии», средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой к страховщику, у которого формировались средства пенсионных накоплений на дату смерти застрахованного лица, в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок.
Частью 7 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона «О накопительной пенсии» предусмотрено, что к правопреемникам умершего застрахованного лица относятся его дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 года №711 утверждены «Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов» (далее - Правила).
В соответствии с п.10 Правил, Федеральным законом от 09.05.2005 года №48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральные законы «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации в Российской Федерации», «О негосударственных пенсионных фондах» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи соответствующего заявления в любой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего такой срок.
Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит, однако действующее правовое регулирование допускает получение средств пенсионных накоплений правопреемниками застрахованных лиц и после истечения установленного шестимесячного срока, восстановление которого осуществляется судом.
В силу п.9 Правил, территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, лишь при наличии информации о правопреемниках по закону принимает меры по их извещению.
Судом установлено, что ФИО1 умер 12 октября 2008 года в х.Леоновка Валуйского района Белгородской области (л.д.8).
Доказательств того, что сам ФИО1 обращался в органы Пенсионного фонда с заявлением о распределении его пенсионных накоплений по делу не предоставлено, в связи с чем средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, подлежат распределению между родственниками застрахованного лица в соответствии с положениями ч.7 ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 года №424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Истец Павлова А.Е., согласно повторному свидетельству о заключении брака I-ЛЕ № от 13 июля 2016 года, является женой умершего ФИО1 (л.д.9).
Справками Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Валуйки Белгородской области (межрайонного) от 3 марта 2021 года подтвержден довод истца о наличии на индивидуальном лицевом счете ФИО1 средств пенсионных накоплений (л.д.5-7).
Согласно сведениям из Единой информационной системы нотариата от 17 июня 2021 года, в отношении умершего ФИО1 нет наследственного дела (л.д.20).
Из свидетельств о рождении: II-ЛЕ № от 23 октября 1986 года, II-ЛЕ № от 29 октября 1990 года, свидетельства о заключении брака I-ЛЕ № от 17 января 2009 года видно, что Сопина Т.А. и Павлов А.А. являются детьми умершего ФИО1 и истицы (л.д.14-15, 18).
Как видно из пояснений Сопиной Т.А. и заявления Павлова А.А. они не претендуют на получение средств пенсионных накоплений умершего отца (л.д.39, протокол с/з).
Исследованные доказательства суд признает относимыми, допустимыми, достоверными, поскольку они соответствуют требованиям ст.ст.59, 60 ГПК РФ, не содержат противоречий между собой и не оспариваются ответчиком, а в совокупности достаточны для принятия решения по заявленному требованию.
Доводы истца о причине пропуска указанного ею срока обращения ничем не опровергнуты, не оспариваются ответчиком. Суд признает эту причину уважительной, поскольку в данном случае, исходя из специфики содержания норм, регламентирующих сложившиеся между ответчиком и истцом правоотношения, последняя объективно не могла в установленный законом срок реализовать свое право, от которого она, как следует из факта ее обращения с настоящим иском в суд, никогда не отказывалась.
При таких обстоятельствах требование истца подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить.
Восстановить Павловой Алле Егоровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств пенсионных накоплений ФИО1, умершего 12 октября 2008 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи через Валуйский районный суд Белгородской области апелляционной жалобы в Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения.
Решение суда составлено в окончательной форме 14 июля 2021 года.
Судья: (подпись) С.В. Зиминов