Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2022 года <адрес>
Табасаранский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Шихгереева Г.И.
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> Республики Дагестан к МКОУ «Хапильская СОШ» <адрес> РД об обязании МКОУ «Хапильская СОШ» оснастить здание системами контроля и управления доступом (СКУД), а именно устройствами, предназначенными для ограничения прохода людей в случае, когда необходима проверка права входа и выхода для каждого проходящего (турникетами) и,
обязании Администрацию муниципального района «<адрес>» произвести финансирование на устранение нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности МКОУ «Хапильская СОШ» по оснащению здания системами контроля и управления доступом (СКУД), а именно устройствами, предназначенными для ограничения прохода людей в случае, когда необходима проверка права входа и выхода для каждого проходящего (турникетами),
без участия сторон,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Дагестан, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к МКОУ «Хапильская СОШ» <адрес> РД с указанным во вводной части настоящего решения иском, указав в его обоснование, что прокуратурой района проведена проверка исполнения образовательными учреждениями <адрес> требований законодательства об антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что образовательные учреждения <адрес>, в нарушение требований пп. 17 и 18 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" не оснащены системами контроля и управления доступом (СКУД), а именно устройствами, предназначенными для ограничения прохода людей в случае, когда необходима проверка права входа и выхода для каждого проходящего (турникетами).
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана обеспечивать соответствие качества подготовки обучающихся, установленным требованиям, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся. Учредителем является администрация муниципального района «<адрес>», которая производит финансирование образовательных учреждений района за счет средств бюджета. Вместе с тем, учредителем меры к обеспечению надлежащей охраны образовательных учреждений не принимаются.
Согласно п.5 ч. 1 ст.9 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Полагает, что отмеченные нарушения закона могут привести к беспрепятственному проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала. Не принятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
<адрес> РД ФИО3 просит дело рассмотреть без его участия.
Ответчики МКОУ «Хапильская СОШ» <адрес> РД и Администрация МР «<адрес>» РД, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания, в назначенное время не явились, о причинах неявки суду не сообщили, не просили дело рассмотреть без своего участия.
В то же время от представителя Администрации МР «<адрес>» РД по доверенности ФИО4 постурил отзыв на исковое заявление, в котором указывают, что финансовое положение образовательного учреждения зависит от полноты и своевременности перечисления денежных средств из бюджета. Источником финансовых ресурсов образовательного учреждения являются субвенции республиканского бюджета, средства МР «<адрес>», поэтому образовательное учреждение полностью зависит от бюджетного финансирования. Указывает, что в настоящее время в бюджете на 2022 год не предусмотрены затраты на исправление нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности по оснащению системы контроля и управлениядоступом (СКУД). Кроме того требуется значительное время для изыскания денежных средств на 2023 год, а имеено провести мероприятия по организации торгов для закупки оборудования, а также согласовать установку СКУД с МЧС по требованиям пожарной безопасности, для чего требует отсрочку для исполнения решения суда.
Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся сторон по делу, в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 1 п. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно подп. 8 п. 41 данного Федерального закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральным законом "О противодействии терроризму" от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В силу статьи 2 вышеуказанного закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п.п. «д» п. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В ходе проверки установлено, что в образовательном учреждении надлежащим образом не исполняются требования по организации пропускного режима, отсутствует система контроля и управления доступом (турникет).
В силу сложившейся оперативной обстановки и существующей угрозе совершения террористических актов в местах массового скопления людей, необходимо принять действенные меры, направленные на устранение вышеуказанных нарушений.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Национальный стандарт Российской Федерации "Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний. ФИО5 51241-2008". Указанный стандарт распространяется на средства и системы контроля и управления доступом, предназначенные для предотвращения несанкционированного доступа в здания в целях обеспечения противокриминальной защиты (раздел 1).
Пунктом 3.13 названного стандарта предусмотрено, что контроль и управление доступом (КУД) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа.
К средствам КУД отнесены механические и электромеханические устройства и конструкции, электрические и электронные программируемые устройства, программные средства, обеспечивающие реализацию контроля и управления доступом (пункт 3.30).
В силу пункта 4.1.1 средства КУД подразделяются по функциональному назначению устройств, функциональным характеристикам, устойчивости к несанкционированным действиям.
По функциональному назначению устройства подразделяются на: устройства преграждающие управляемые, устройства исполнительные, устройства считывающие, идентификаторы (ИД), средства управления в составе аппаратных устройств и программных средств (пункт 4.1.2).
По функциональным характеристикам подразделяются, в частности, на следующие группы: по виду перекрытия проема прохода с частичным перекрытием (турникеты,шлагбаумы); с полным перекрытием (полноростовыетурникеты, специализированные ворота); со сплошным перекрытием проема (сплошные двери, ворота); с блокированием объекта в проеме (шлюзы, кабины, проходные) (пункт 4.1.3).
Согласно ч.2 и ч.7 ст.161Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Администрация МР «<адрес>» является учредителем и собственником здания образовательного учреждения. Все имущество образовательного учреждения находится в муниципальной собственности Администрации МР «<адрес>» и закреплено за МКОУ «Хапильская СОШ» на праве оперативного управления.
В соответствии с п.2 ст.120ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно ст.2 Федерального закона №114-ФЗ от 27.06.2002г. «О противодействии экстремисткой деятельности» и ст.2 Федерального закона №-Ф3 от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризма и экстремистской деятельности является: системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму и экстремизму; приоритет мер, направленных на предупреждение экстремисткой деятельности и терроризма и другие.
С учетом оперативной обстановкой в <адрес> и Северокавказском федеральном округе в целом, и в целях усиления готовности по противодействию террористическим проявлениям и устранения выявленных настоящей проверкой нарушений закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Руководствуясь приведенными выше нормами, суд приходит к выводу о неисполнении образовательным учреждением и местной администрацией Администрации МР «<адрес>» РД обязанности по соблюдению антитеррористической защищенности и противодиверсионной безопасности в необходимом объеме.
Учитывая необходимость проведения аукциона и заключения контракта на проведение указанных работ, суд считает возможным предоставить ответчикам для исполнения решения срок не менее шести месяцев.
При таких условиях, иск подлежит удовлетворению.
В связи с вышеизложенным суд считает необходимым иск прокурора <адрес> РД удовлетворить, возложить обязанность на МКОУ «Хапильская СОШ» <адрес> РД в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу установить на пропускном пункте в образовательном учреждении средство контроля и управления доступом в учреждение в виде турникета, возложить обязанность на Администрацию МР "<адрес>" Республики Дагестан в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, связанных с установкой на пропускном пункте в МКОУ «Хапильская СОШ» <адрес> Республики Дагестан средства контроля и управления доступом в учреждение в виде турникета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО3 удовлетворить полностью.
Возложить на МКОУ «Хапильская СОШ» <адрес> РД в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу установить на пропускном пункте в образовательном учреждении средство контроля и управления доступом в учреждение в виде турникета.
Возложить на Администрацию МР "<адрес>" Республики Дагестан в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, связанных с установкой на пропускном пункте в МКОУ «Хапильская СОШ» <адрес> Республики Дагестан средства контроля и управления доступом в учреждение в виде турникета.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан через Табасаранский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий Г.И.Шихгереев