Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-412/2024 ~ М-362/2024 от 04.06.2024

Дело №2-412/2024

18RS0017-01-2024-000544-57

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2024 года                     п.Кизнер

Кизнерский районный суд УР в составе:

председательствующего судьи Собина А.Л.

при секретаре Степановой Я.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора Кизнерского района УР     Мингалеева Л.З.,

представителя ответчика- Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики" Баранова А.Н., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело    по иску прокурора Кизнерского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики" о возложении обязанности по паспортизации дороги

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кизнерского района УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики" о возложении обязанности по проведению паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения- ул.Нагорная с.Кизнер, Кизнерского района УР протяженностью 0,32 км. (идентификационный номер 94-226-835 ОП МП 012). требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения муниципальным образованием законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В ходе проверки было установлено, что ответчиком в нарушение Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года N169-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в отношении указанной автомобильной дороги не проведена паспортизация. Обязанность по проведению паспортизации исходя из положений Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закона УР от 13 июля 2005 года N42-РЗ "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" возложена на ответчика.

В судебном заседании старший помощник прокурора Кизнерского района УР Мингалеев Л.З. на заявлении настаивал. Суду дал пояснения аналогичные изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика- Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики" Баранов А.Н. против удовлетворения заявленных требований возражал. Пояснил, что в бюджете муниципального образования отсутствуют денежные средства на проведение паспортизации данной дороги. Бюджет муниципального образования принят на 2024 год.

Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, исследовав, представленные по делу доказательства, приходит к следующему:

В силу ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу положений ст. 17 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Как установлено ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Частями 1, 8 ст.6 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 утверждена "Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", в силу п. п. 4 п. 9 которой, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Согласно п.4.2.1 ГОСТ 33388-2015. "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации", введенного в действие приказом Росстандарта от 31.08.2016 №1004-ст (далее - ГОСТ 33388-2015), паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.

В силу п.4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизация дороги проводится по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги.

Согласно п.2 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.08.2020 №288, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации. В силу п.3 данного Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог. Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.

В силу Закона УР от 08.06.2021 N 63-РЗ "О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Кизнерского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа" муниципальное образование "Муниципальный       округ Кизнерский район Удмуртской Республики" со дня его создания становится правопреемником сельских поселений и муниципального образования "Кизнерский район" в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Удмуртской Республики и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Согласно п.6 ст.7 Устава муниципального образования "Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики" к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест\ осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городе к наземном    электрическом    транспорте    и    в    дорожном    хозяйстве    в    границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанная в исковом заявлении автомобильная дорога отнесена к дорогам общего пользования местного значения, не состоит в перечне автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения.

Таким образом, муниципальное образование "Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики" является собственником вышеуказанной дороги.

Как установлено в судебном заседании    автомобильная дорога ул.Нагорная с.Кизнер, Кизнерского района УР протяженностью 0,32 км. (идентификационный номер 94-226-835 ОП МП 012) является автомобильной дорогой общего пользования местного значения. Владельцем данной дороги является МО"Муниципальный округ Кизнерский район УР". Данная дорога согласно представленного перечня не паспортизирована.

Сведений о проведении ответчиком мероприятий связанных с паспортизацией данной автомобильной дороги сторонами не представлено.

Отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на проведение паспортизации дороги не является безусловным основанием для освобождения ответчика от возложенных обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством, с учетом заявленных требований о сроках проведения паспортизации.

Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения.

Содержание данной автомобильной дороги ответчиком осуществляется не в полной мере. Отсутствие технического паспорта на автомобильную дорогу создает неопределенность при использовании прилегающих к дороге земельных участков, не позволяет объективно оценивать состояние дороги и дорожных сооружений, приводит к ненадлежащему содержанию автомобильной дороги, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения.

Доводы ответчика об отсутствии в бюджете достаточных денежных средств, не являются безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Действующее законодательство не связывает выполнение требований по обеспечению норм, связанных с безопасностью дорожного движения с финансовыми возможностями.

Срок заявленный прокурором для выполнения муниципальным образованием обязанности по проведению паспортизации автомобильной дороги, по мнению суда, является достаточным, разумным и обоснованным.

Оснований в настоящий момент для увеличения указанного срока, суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Кизнерского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики" о возложении обязанности по паспортизации дороги- удовлетворить.

Возложить на Администрацию муниципального образования "Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики" в течение 2-х лет со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по проведению    паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения - ул.Нагорная с.Кизнер, Кизнерского района УР протяженностью 0,32 км. (идентификационный номер 94-226-835 ОП МП 012).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кизнерский районный суд УР.

Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате 25 июня 2024 года.

Судья             А.Л.Собин

2-412/2024 ~ М-362/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Кизнерского района
Ответчики
Администрация МО "Муниципальный округ Кизнерский район Удмуртской Республики"
Суд
Кизнерский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Собин Александр Леонидович
Дело на странице суда
kiznerskiy--udm.sudrf.ru
04.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2024Передача материалов судье
06.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.06.2024Предварительное судебное заседание
25.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2024Дело оформлено
20.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее